Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель

наши рекомендации:


Опубликовано: Апрель 12, 2012

Шатер на Васильевском спуске

Храму Василия Блаженного - 450 лет

Через неделю один из драгоценнейших архитектурных памятников Москвы и всей России отмечает юбилей. 450 лет назад на Красной площади завершилось строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известного как храм Василия Блаженного, и была освящена его центральная - Покровская - церковь. Эта памятная дата будет отмечена в столице несколькими юбилейными мероприятиями.

Ожидается, что 12 июля - в день первоверховных апостолов Петра и Павла - утреннее торжественное богослужение в Покровском соборе возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После богослужения откроется первая часть постоянной экспозиции в соборе и пройдет презентация вновь отреставрированных интерьеров двух церквей. Экскурсии по собору-музею будут в этот день бесплатными для всех желающих. Посетители, помимо осмотра экспозиции и обновленных интерьеров, смогут послушать духовный хор «Дорос». Вечером (с 21.40 до 22.00 часов) соборные звоны на колокольне храма исполнят лучшие звонари Московского Кремля.

Не менее интересное юбилейное событие пройдет по соседству, в стенах ГУМа. Здесь откроется выставка фотографий Георгия Сапожникова - сотрудника Государственного исторического музея (чьим филиалом является музей «Покровский собор»). На снимках запечатлены архитектурные и художественные детали собора - росписи, иконостасы, лестницы, купола. Для того чтобы выполнить эти фотографии, Георгий Сапожников подчас забирался в самые труднодоступные уголки храма. Выставка будет работать до конца июля.

Но на этом программа юбилейных торжеств не окончится. Ее второй этап запланирован на осень. 14 октября - престольный праздник собора, именно в честь Покрова Пресвятой Богородицы была названа его центральная церковь. В эти дни в столице пройдет международная научная конференция «Покровский собор в истории России».

Этот памятник действительно оставил богатый след в истории, культуре, архитектуре и даже идеологии. Сегодня Покровский собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, это популярный музей и действующий храм. Собор возведен по приказу царя Ивана IV Грозного в память о Казанском походе. Восемь храмов собора названы в честь праздников, приходившихся на дни решающих боев. Они сгруппированы строго по четырем осям симметрии вокруг столпообразной шатровой церкви Покрова Божией Матери. Все эти девять церквей (разных по высоте, архитектуре и декору) объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. В конце ХVI века сбоку от основной части храма была построена церковь Василия Блаженного. Еще через 100 лет вместо старинной обветшавшей колокольни возвели новую. С тех пор в целом Покровский собор не претерпевал существенных изменений.

Композиция этого храма уникальна, не имеет аналогов в христианской архитектуре. Ученые и поныне спорят о ее символическом смысле. Ключом к разгадке секрета, как считают специалисты, служат названия церквей. В них «закодированы» указания на различные регионы страны (укреплявшейся и расширенной при Иване Грозном), на имена церковных иерархов православного мира. Президент объединения «Государственный Исторический музей» Александр Шкурко полагает, что композиция собора символически выражала «крупнейшее изменение в истории страны - образование единого государства, объединившего целый ряд народов вместе». Не обошлось тут, считает историк, и без влияния митрополита Макария - крупного духовного лидера и мыслителя, к чьему мнению прислушивался Иван Грозный. В некотором смысле планировка храма воплощала политико-философскую концепцию «Москва - Третий Рим», появившуюся как раз в ХVI веке. Немудрено, что на протяжении многих лет архитектурный образ Покровского собора служит источником всевозможных поэтических метафор.

Каждая из построек, составляющих «собор-костер», обладает какими-либо интересными особенностями. Например, церковь Варлаама Хутынского освещает древнейшее в соборе паникадило XV века работы нюрнбергских мастеров (столетием позднее русские умельцы дополнили произведение навершием в форме двуглавого орла). В церкви Николы Великорецкого сохранился дубовый пол ХVI столетия. Под световым барабаном церкви Святой Троицы в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды-резонаторы, предназначенные для усиления звука.

В ХVIII - ХIХ веках несколько малых церквей собора были переосвящены под новыми именами, в основном по просьбам богатых вкладчиков. Первоначальные названия этим церквам были возвращены, что интересно, в атеистические 1920-е годы. Вкладчики есть у собора и сегодня: так, иконостасы и монументальную живопись собора недавно реставрировали при содействии одной московской биржи.

Декоративное убранство храма уникально, ни одна деталь архитектурной композиции не повторяется. Знатоки особенно выделяют купола приделов у основания барабана: они украшены рядами кокошников, поставленных «вперебежку». А образ виноградной лозы, вьющейся на стенах и сводах галерей, подчеркивает богатство и величие архитектуры Покровского собора и уподобляет его Небесному граду Иерусалиму.

Вот уже более ста лет продолжается, с перерывами, научная реставрация собора. Началась она незадолго до революции: ученые старой школы понимали необходимость очистить памятник от ряда чуждых «наслоений». Однако осенью 1917-го близ Кремля заговорили пушки, и работы у реставраторов прибавилось. Поныне над северным входом церкви Входа Господня в Иерусалим сохранился след от снаряда, попавшего в стену в дни боев за Москву. Зато в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят советским государством под охрану как памятник национального и мирового значения. Это, правда, не помешало большевикам расстрелять за «контрреволюционную пропаганду» последнего настоятеля собора о. Иоанна Восторгова (известного проповедника и миссионера). В 1920-е годы храм был передан «обновленцам» и превращен в историко-архитектурный музей. А в 1928 году в газете «Вечерняя Москва» появилась заметка: «В церкви-музее Василия Блаженного на Красной площади группа верующих до сих пор совершает религиозные обряды. Главнаука обратилась в Московский совет с ходатайством закрыть эту церковь для церковных служб, а здание полностью использовать как музей». По «случайному» совпадению в те же дни в Москве проходил очередной съезд воинствующих безбожников. Посему Московский совет без колебаний удовлетворил ходатайства Главнауки. В 1930-е годы в музее «Покровский собор» проводились среди прочего выставки на темы атеизма. На долгих шесть десятилетий замолчали колокола храма Василия Блаженного. Впрочем, научно-реставрационные работы шли своим чередом, прервавшись только в военное время. В таком старинном и сложном сооружении, находящемся к тому же в непростом с точки зрения гидрогеологии месте, всегда есть что подремонтировать.

Три года назад завершился очередной этап реставрационных работ. Были восстановлены кресты, расчищены от покрасок купола, заменены отдельные фрагменты каменного декора, усилены фундамент и подпорная стенка, благоустроена охранная территория памятника. Работы проводились под архитектурным надзором Центральных научно-реставрационных проектных мастерских - старейшего и ведущего предприятия отрасли.

Через неделю завершится следующий этап реставрации. В день 450-летия Покровского собора посетители - от высших иерархов Русской православной церкви до простых москвичей - смогут увидеть результаты многолетних трудов ученых, археологов, художников. И тогда, быть может, еще немного приоткроется таинственный символический смысл этого архитектурного шедевра.

Андрей Мирошкин 


От: Источник: Московская перспектива 05.07.2011





1033 просмотров

Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Счастливы вместеТеатр начинается с архитектора »