Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Март 11, 2012

Центры власти-2

Историческая инвентаризация присутственных мест накануне большого переезда чиновников

В прошлом выпуске путеводителя («Московская перспектива» от 19 июля 2011 года) мы рассказали о зданиях, в которых до революции располагались властные учреждения нашего города. В 1917 году власть поменялась. А в 1918 году советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Наш город снова стал столицей государства, где расположились властные учреждения не только Москвы, но и всей страны. Сегодня речь пойдет о них.

1. Отель для первого лица

Как ни странно, первым таким властным учреждением стала гостиница. Ленин по прибытии в Москву расположился на Тверской в «Национале», или в «Национальной гостинице», как ее называли при царской власти. Это произошло 11 марта. Глава страны занял двухкомнатный номер 107 - 109.

Первый вечер, проведенный после долгого отсутствия в Москве (последний раз Владимир Ильич был здесь в 1906 году), был посвящен беседе с Бонч-Бруевичем и прочими высокопоставленными партийцами: о Брестском мире, о грядущем съезде Советов и о том, как обустроить столицу в Москве.



На несколько дней - вплоть до 19 марта - центром политической и административной жизни стала гостиница «Националь», спешно переименованная в Первый Дом Советов. Здесь Ленин отдавал распоряжения, писал свои труды (без этого не мог), принимал высоких гостей (например, руководителя американской миссии Красного Креста полковника Робинса, представлявшего в то время президента США). А между тем в Кремле готовили для Ленина постоянную резиденцию. Надежда Крупская писала: «В «Национале» жили мы все же на биваках. Ильичу хотелось поскорее обосноваться, чтобы начать работать, и он торопил с устройством».

Даже такой человек, как Надежда Константиновна, называла это здание по старинке «Националем». И неудивительно - настолько роскошной была та гостиница. Она была выстроена в 1903 году по заказу Варваринского акционерного общества домовладельцев на месте знаменитого и отнюдь не простого трактира «Балаклава», где, в частности, приватные кабинеты были стилизованы под настоящие пещеры. Многие жалели об утрате «Балаклавы», но в скором времени москвичи поняли, что приобрели больше, чем потеряли.

Роскошное здание, выполненное по проекту архитектора с неприметной фамилией Иванов, располагало мраморными статуями атлантов, дорогой мебелью, резными рамами и расписными потолками. Кроме того, в «Национале» имелся лифт - невиданная по тем временам машина, а на первых этажах открылись модные магазины.

Неудивительно, что еще до Ленина здесь останавливались Анатоль Франс, Герберт Уэллс, Анна Павлова и Николай Римский-Корсаков.

2. Не «Метрополь», а Дом Советов

Первое время после переезда в Москву советское правительство вело довольно странное существование. Соответствующей инфраструктуры (в отличие от Петрограда) не было, приходилось довольствоваться готовыми сооружениями, часть из которых была перепрофилирована в так называемые Дома Советов. Несмотря на декларируемую аскезу, под первый Дом Советов отвели вышеупомянутую роскошную гостиницу «Националь», а под второй Дом Советов - не менее роскошную гостиницу «Метрополь». Здесь, в частности, разместился Наркомат иностранных дел. Один из его сотрудников, Илья Шнейдер, писал: «Иногда часа в два ночи Чичерин стеснительно спрашивал кого-либо из секретарей:

- Нельзя ли устроить что-нибудь позавтракать?

Питался он наравне со всеми нами, в столовой Наркоминдела, под которую был отведен большой зал бывшего ресторана «Метрополь». В меню преобладала чечевица, которая иногда вдруг почему-то перемежалась с индейкой, тогда как и курица в Москве являлась в те времена экзотической птицей.

Сам Наркомат также помещался в гостинице «Метрополь», занимал все квартиры от первого и до самого верхнего этажа в той части здания, которая примыкает к белой стене Китай-города».

О тех временах вспоминал и публицист Лев Никулин: «В гостинице «Метрополь»… довольно долго находился Народный комиссариат по иностранным делам. В то время только буржуазная Эстония и Афганистан имели дипломатические отношения с Советским государством. Отсюда нашу дипломатическую миссию отправляли в столицу Афганистана - Кабул. Двигались мы от Москвы до Ташкента две недели по железной дороге. Затем неделю до пограничной крепости Кушка. Затем 31 день через Хезарийские горы караваном в Кабул по горным тропам. Сейчас по вечерам над «Метрополем» зажигается неоновая реклама - «Пользуйтесь услугами «Аэрофлота», и вы можете оказаться в Кабуле через 12 часов, а то и меньше.

В комнатах, занимаемых Наркоминделом, никогда не гас свет. Ночью можно было видеть Чичерина в вязаной фуфайке, его тревожили по самым незначительным вопросам, впрочем, в дипломатических делах он не признавал дипломатических вопросов.

1 мая 1920 года в помещении кафе, в первом этаже, помню, состоялся праздничный вечер. Читали стихи поэты Михаил Герасимов, Кириллов и автор этих страниц. В публике среди сотрудников скромно сидели Литвинов и Карахан».

Странное то было время - жестокое и вместе с тем романтичное.

3. Калинин: «Я не Калинин»

Приемная председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина располагалась в четвертом Доме Советов, тоже бывшей гостинице - на сей раз «Петергоф» (Воздвиженка, 4). Этот отель был выстроен в 1901 году на месте одноименных «меблирашек», которые славились в первую очередь своим трактиром. Уникальный случай - он сообщал в газетах о своих дежурных блюдах: «Сегодня, в понедельник, - рыбная селянка с расстегаем. Во вторник - фляки... По средам и субботам - сибирские пельмени... Ежедневно шашлык из карачаевского барашка».

Этот отель опять же был роскошен, в нем еще до революции охотно останавливался Владимир Гиляровский - певец бурлаков, хитрованцев и прочего «деклассированного элемента», а после революции въехал Калинин.

Приемная «всероссийского старосты» жила жизнью веселой. Ее описал, как умел, поэт Жаров:

По общежитьям долго льется свет.
Беседы далеко заходят за ночь...
Спокойны ходоки:
На все им даст ответ
Калиныч дорогой,
Михал Иваныч.

Упомянутые «ходоки» были людьми, охочими до выдумки. Один из них, к примеру, в качестве аргумента выхватил гвоздь, молоток и принялся прибивать свой язык к чемодану. Выяснилось, впрочем, что язык у него был особенный, с заранее заготовленным отверстием, и он пользовался этим в самых разных учреждениях.

Дочь Льва Толстого, Александра Львовна, вспоминала о Калинине: «Вот, говорят, люди голодают, продовольствия нет, - продолжал староста, - на днях я решил сам проверить. Пошел в столовую тут же на Моховой, инкогнито, конечно. Так знаете ли, что мне подали? Расстегаи, осетрину под белым соусом - и недорого...

- Неужели вы серьезно думаете, Михаил Иванович, что вас не узнали? Ведь портреты ваши висят решительно всюду.

- Не думаю, - пробормотал он недовольно».

Пасовал он также перед просьбами в защиту репрессированных. В частности, когда жена арестованного революционера Емельянова и старая знакомая самого Калинина явилась к нему, он велел ее не принимать. Просительница заняла выжидательную позицию в коридоре, а когда Калинин вышел из кабинета, поднялась ему навстречу со словами:

- Миша! Михаил Иваныч!

- Я не Калинин, - тихо прошептал ей «всероссийский староста». - Поняла? Не Калинин.

И убежал.

Михаил Иванович был, мягко говоря, трагикомичным персонажем.

4. Конец «Дома анархии»

Путаница была в то время несусветная. Многие вообще не понимали - что такое власть, а что не власть. Взять, к примеру, анархистов - кто они? Вроде бы не большевики. Но в то же время в подмосковном городе Дмитрове спокойно проживает главный анархист Петр Кропоткин, занимает большой дом, в делах с ним советуется сам Владимир Ильич Ленин. А на улице Малой Дмитровке - где сейчас популярный театр «Ленком» - был «Дом анархии».

Это здание построили в начале прошлого столетия. Автор его - архитектор Иванов-Шиц. Первое время в этом доме действовало купеческое собрание, в котором проводились всевозможные мероприятия - от важных заседаний до концертов, попоек и карточных игр. После революции сословия упразднили. В том числе, ясное дело, и купеческое. Здание было реквизировано и передано под анархистский штаб.

Смотрелся этот дом внушительно. Черное знамя анархистов, часовые с пистолетами, пулеметы в вестибюле. Политикой здесь занимались мало - все больше опять таки пьянствовали и распределяли награбленное. Дело в том, что множество налетов на мирных граждан с отъемом у них драгоценностей осуществляли не большевики, не «комиссары», а именно анархисты. Кропоткин Кропоткиным, а «Дом анархии» довольно быстро превращался в классический воровской притон, хотя изначально был передан анархистам «для культурно-просветительских нужд».

Этот дом вошел в советскую литературу. Алексей Толстой писал в «Хождении по мукам»: «Даша и Жиров вошли в тускло освещенный вестибюль с пулеметом на лестнице. Появился комендант - низенький, с надутыми щеками студент в форменной куртке и феске. Он долго вертел и читал ордер, ворчливо спросил Дашу:

- Что из вещей нужно?

Ответил Жиров:

- Мамонт приказал - с ног до головы, самое лучшее.

- То есть как - приказал Мамонт... Пора бы знать, товарищ: здесь не приказывают... Здесь не лавочка... (У коменданта в это время зачесалось на ляжке, он ужасно сморщился, почесал.) Ладно, идемте.

Он вынул ключ и пошел впереди в бывшую гардеробную, где сейчас находились кладовые Дома анархии.

- Дарья Дмитриевна, выбирайте, не стесняйтесь, это все принадлежит народу...

Жиров широким размахом указал на вешалки, где рядами висели собольи, горностаевые, черно-бурые палантины, шиншилловые, обезьяньи, котиковые шубки. Они лежали на столах и просто кучками на полу. В раскрытых чемоданах навалены платье, белье, коробки с обувью. Казалось, сюда были вывезены целые склады роскоши. Комендант, равнодушный к этому изобилию, только зевал, присев на ящик.

- Дарья Дмитриевна, берите все, что понравится, я захвачу; пройдем наверх, там переоденетесь».

Все это, понятное дело, было отнято у «бывших».

5. Дом СТО

Должно было пройти довольно много времени, прежде чем советское правительство, насладившись роскошью старых дворцов и респектабельностью кремлевских построек (тему Кремля мы опускаем как в первом, так и во втором выпуске, поскольку она неисчерпаема), принялось возводить собственные помещения для властных структур. Получалось так себе.

Самая ранняя из масштабных построек - здание Совета труда и обороны (СТО), который позже получил название Дома Совнаркома. В путеводителе по городу 1937 года сообщалось: «По другую сторону Охотного Ряда одно из красивейших зданий новой Москвы - Дом Совнаркома СССР, построенный в 1935 году по проекту архитектора А.Я. Лангмана. Светло-серый фасад дома с лепным гербом Советского Союза с трех сторон облицован натуральным, так называемым протопоповским камнем. Цокольная часть и три входа выложены лабрадором и карельским гранитом. Здание очень хорошо отделано внутри».

Положа руку на сердце, дом ничем особенным не отличался. Подумаешь - гранит и лабрадор. И не такое видели. Однако он сделался одним из символов современной Москвы. Архитектор Гольц уверял: «У нас есть хорошее, настоящее, новое - наше. Есть в Доме СТО, есть в метро, на канале имени Москвы и на выставке».

Под «выставкой», конечно, подразумевался современный Всероссийский выставочный центр, а дом архитектора Лангмана становился одним из четырех чудес советской архитектуры.

Евгений Габрилович писал вроде о гостинице «Москва», а выходило что о том же доме: «Такси останавливается у подъезда, украшенного бронзой и мрамором. Приезжий вступает в вестибюль… Номер гостиницы… Приезжий раздвигает штору. Он видит Охотный Ряд. Огромный дом СНК высится перед глазами… Дом Союзов - столь величественный среди былых охотнорядских лачуг и столь приземистый сейчас, в окружении великанов. Таков Охотный Ряд наших дней».

А художник Юрий Пименов написал одну из популярнейших картин того десятилетия под названием «Новая Москва». Девушка, сидящая за рулем автомобиля, а перед ней - все тот же дом, который поначалу назывался Домом СТО, а после - СНК. Не счесть календарей, плакатов, книжных иллюстраций и закладок, в которых воспроизводилось это полотно.

Сейчас здесь размещается Госдума. Впрочем, если планам переселить депутатов за МКАД будет суждено сбыться, у этого охотнорядского дома может начаться совсем новая история.

Алексей Митрофанов 



От: Источник: Московская перспектива 26.07.2011,  




Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Госдума приняла поправки в закон о госзакупкахЗащитим всем миром »