Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


 Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель

Опубликовано: Май 4, 2012

Классицизм мебели при Екатерине II

Положение державы в международной политике принуждали русское дворянство не уступать в богатстве и роскоши дворам соседних европейских стран. Большие заказы мебели, недоступные для Европы, характерны для екатерининского времени. Основным поставщиком дорогой мебели со сложным механизмом был Рентген, известный мебельный мастер того времени, имеющий мастерскую в Нейвиде. Мебель у него закупалась целыми партиями, он много делал под заказ. Мебель Давида Рентгена определила путь развития отечественного классицизма. Помимо Рентгена мебель для дворов Гатчины, Петербурга и Павловска делали следующие мастера Парижа: А. Ризенер, Ж. Жакоб и др. Однако заграничная мебель не удовлетворяла нужды знати, а потому в России появились собственные фабрики мебели, работавшие для аристократии, организовавшиеся мастерами из-за кордона: А. Туром, Г. Гамбсом, Шарлеманем и др. Престижную мебель отечественного производства проектировали: Ч. Камерон, В. Растрелли, В. Бренна, а столяры изготавливали по чертежам. В дворянских домах и императорских дворцах появлялись гарнитуры комнат по чертежам архитекторов, проектировавших интерьер. Последние тридцать лет 18 века - время расцвета усадебной культуры. В то время происходило переустройство и обустройство дворянского быта, хозяйства, жилья.

А. Т. Болотов, популярный мемуарист 18 века, описывая возвращения со службы в 1762 году, повествует что он «велел поломать все старые лавки и полки: выбелил стены, печь и потолок; вытащил простейший дубовый стол, отыскал другой лучший, а для сидений отделал и обил дюжину стульев». После этого Болотов заказал столяру новую мебель, и отдал своего крестьянина на обучение резному и столярному делу. Такие вещи происходили повсюду: помещики создавали себе целые мастерские - особенно была популярна мебель Юсуповых, Шереметьевых, Куракиных. В 18 веке происходит постепенное дифференцирование мебели по назначению. Наличие своих мастеров в имении позволяло менять мебель по материалу, форме, отделке в соответствии со вкусами хозяина. Мебель тех времен, выполненная в классицизме, отвечала настроениям той эпохи, идеям гражданственности и государственного могущества. Напротив пышности, камерности и не конструктивности рококо, характерному для Елизаветы Петровны, стиль классицизма ориентировался на античное искусство: в ней идет преобладание ясность и четкость, геометрическая правильность. В мебели стиля рококо переходы от одних частей в другие, незаметны или сильно замаскированы; в классицизме предметы и сочленения представлены более четко и ясно. Однако вместе с этим на протяжении долгого периода екатерининский классицизм сохранял легкость форм. Это достигалось пропорциональностью, при которой, к примеру, ножки кресел, стульев, комодов оставались тонкими и суживающимися вниз. Эта мода сохранялась до начала 19 века, хотя и создавались некоторые предметы массивной формы. Легкости отвечали вырезанные каннелюры, украшавшие ножки шкафов и стульев. Кардинально поменялась резьба: она стала несколько скромнее и размещается в конструктивных узлах предмета, к примеру, место крепления царги и ножки украшались резными розетками. Полюбившимися мотивами стали лавровые листы, пальмовые ветви, венки, гирлянды, ленты, банты. Постепенно мебель получает более классические формы. В дизайне мебели 70-90-х годов 18 века выделяются три основополагающих типа.

Первый тип - резьбовая мебель, окраской и золочением, в которой на общем фоне выступы и углубления окрашивались в гармонирующие цвета. Пример - столик подзеркальный, с царгой и каннелированными ножками, вырезанной из цепи овалов, украшенных гирляндами; подстолье выкрашено в несколько цветов. Иногда полихромный окрас разных предметов варьировался, не нарушая единство ансамбля. Такое свойство было чисто русским явлением. Обивка нескольких предметов одного гарнитура была разной по рисунку, но выполнена в одной гамме. Отделка мебели сочеталась с отделкой стен в комнате. Мебель часто расписывалась изображениями персонажей мифологии золотой краской на синем фоне или роспись повторяла классические резьбовые соединения - вазы, колонны, гирлянды. Резьба занимала первое место в дизайне мебели отечественного классицизма 18 века. На смену традиционным завиткам и орнаментам прошлого периода пришли античные мотивы - венки, овалы, розетки, лавровые листья.

Второй тип - мебель с дизайном наборного дерева. Большинство дожившей до наших дней мебели из наборного дерева имеют простую отделку. Как правило, это орнаменты: «в шашку», «в елочку», «ромбами», «сеточкой» из темной или светлой древесины разных пород, часто с изображением цветов на фоне, эмблем искусств, ваз, пейзажами и т. п. Иногда можно увидеть предметы, выполненные с высокой искусностью. Большим мастерством отличаются работы мастера П. Б. Шереметьева, Васильева, Никифорова. На столешнице, в небольшом столике представляется вид Кускова. Это результат тончайшей работы, выполняя которую мастер полностью ослеп. В 1790-х гг. начинает применяться новый материал - карельская береза. По некоторым версиям, впервые ее применил П. В. Мещерский, скульптор, художники актер, сам выполнявший работы в столярной мастерской. В 18 веке карельскую березу применяли в работах наборного дерева только для фона, как например, в стоячих часах 1794 года.

Третий тип - мебель из красного полированного дерева, имеющая красочные богатые оттенки - от темно-красного до желтовато-красного.

Главным средством получения художественного эффекта была сильная полировка поверхности, раскрывающая текстуру дерева и красивый цвет. Золочение и резьба в такой мебели не применялись; вместо этого вводились тонкие украшения прокладки из металла, показывающие красоту вещи. Похожую мебель изготавливали из обычных сортов дерева, а затем придавали оттенок красного дерева. Диваны, стулья, кресла, шкафы, столы, комоды из красной древесины - аналогичная по функциям и форме мебель первых типов, выражает идеи классицизма: легкость, сдержанность, четкость. Характерный пример этого типа - стол конца 18 века.


От: NatashaMeleshina





1231 просмотров

Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Ваше имя:

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Русская мебель от барокко к рококо при Елизавете ПетровнеРусский классицизм Давида Рентген в мебели »