Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


 Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель

Опубликовано: Май 14, 2012

Русская мебель в конце XIX и начале XX веков


Конец XIX века ознаменовывается новым стилем в мебели. Одна из старейших фабрик Петербурга Гамбса после выставки изделий промышленности в Российской империи в 1849 году становится одним из популярных производителей мебели, пик ее расцвета приходит на 70-е и 80-е годы. Мебель схожа со стилем рококо. Мягкая мебель производится стеганой с множеством оборок кистей, шнуров, бахромой и узорчатой тесьмой. Отделка ведется из инкрустированного дерева, позолоты, перламутра, натуральной кости и фарфора. Новшество черепаховые пластины, которые напоминают стиль Буля.

1.

Русская мебель в конце XIX и начале XX веков


2.
Русская мебель в конце XIX и начале XX веков


3.
Русская мебель в конце XIX и начале XX веков


4.
Русская мебель в конце XIX и начале XX веков


5.
Русская мебель в конце XIX и начале XX веков

 

Столовые и кабинеты (гарнитуры) производятся в стиле барокко или эпохи Возрождения, а некоторые экземпляры отделываются цветной кожей работы французских, итальянских и испанских мастеров, которая сохранилась с XVI и XVII веков.

Конец XIX века это псевдорусский стиль в производстве мебели, отличие которого от русского народного стиля дугообразные спинки и топорообразные подлокотники.
В это же время происходит интенсивное развитие промышленности, становление капиталистического хозяйства, развитие новых движений и идей. Благодаря этому появляются крытые рынки, вокзалы, здания контор, многоквартирные дома (доходные дома) и универсальные магазины, при строительстве которых начинают использовать железобетон. Как писал Ленин, рост городов, фабрик заводов и торговли требует нового взгляда на жизнь, особенно в архитектуре, так как патриархальные постройки уже считаются пережитком прошлого.

И в архитектуре, и в интерьере, и в мебели ярко проявляется модернистическая направленность, которая противопоставляет себя эклектизму. Архитектурные строения в стиле модерн строятся из новых строительных материалов (стекло, керамика, металл, облицовочный кирпич), придерживаясь строгих санитарно-гигиенических правил. Шенхель Ф.О. внес немалый вклад в развитие этого направления в России. Здание Ярославского вокзала, Художественный театр в Москве, особняки Рябушинского, Морозовой и Де-рожинского - это все построено Шенхелем, он смог органично сочетать архитектурный ансамбль с предметами интерьера, которые организовывали единый ансамбль, дающий уют и простор в помещениях.

Шенхель в интерьере совмещает модерн с резными рамами, резными дверными проемами, стрельчатами арками, высокими диванами, что делает обстановку красочной и удобной, пример этого особняк Морозовой З.Г., построенный в 1893 году, фасады которого выполнены в стиле английской готики.

Более выраженный стиль модерн усматривается в особняке Рябушинского (в данное время музей Горького, расположенный в Москве), возведенного в 1900 году. Новые планировки и композиции, центральная лестница, подсобные помещения все выполнено из новейших материалов того времени (натуральный камень, бронза, цветные витражи, осветительная арматура), это делает обстановку в особняке очень выразительной в сочетании с большим простором.

Художественный театр считается лучшим из проектов Шенхеля, он выполнен в округлых и плавных формах без всяких излишков в интерьере, основной достопримечательностью является зрительный зал, так как в зале нет лож, а сиденья поставлены амфитеатром.

В то время в помещениях царил художественный хаос и эклектика, бывало, что в одном здании, а зачастую и в одном помещение были представлены совершенно разные стили, которые могли не сочетаться друг с другом. Но Шенхель во многом поменял взгляды на строительство и обустройство зданий, стараясь создать гармонию и уют за счет стилей, которые сочетались между собой.

Мебель, выполненная в стиле модерн, как правило, имеет округлые формы в сочетании с ассиметрией с использованием натуральных материалов (серый клен, ясень, бук). Буфеты, шкафы, серванты имеют открытые полки и глубокие ниши. Резные элементы имеют формы стеблей травы, цветов, листьев и сочетаются с цветной мозаикой на латуни и штампованным металлом. Орнаменты навевают искусством востока (Китай и Япония). Наиболее популярные и модные цвета сиренево-розовый, серо-зеленый, желтовато-зеленый, а также добавление различной аппликации.

Параллельно модерну развивается новое направление, основанное на истинно русском искусстве. Это направление активно развивали Врубель М.А. (1856 - 1910 г.г.), Рерих Н.К. (1874- 1947 г.г.), братья Васнецовы В.М. (1948-1926 г.г.) и А.М. (1856-1933 г.г.), Янукович М.Д. (1870-1902 г.г.), Малютин С.В. (1859-1937 г.г.) и братья Поленовы В.Д. (1844-1927 г.г.) и Е.Д. (1850-1898 г.г.). Произведенная ими мебель отличают фундаментальность и оригинальность (диваны в виде скамеек, столы, имеющие резные подстолья, шкафы-поставцы и различные полочки) с матовой полировкой, через которую просматривается рисунок древесины. Резьба по дереву и отделочные материалы, выполнены в стиле русских народных сказок.

В 1885 г. возникает крестьянский промысел названный абрацево-кудринский, по началу он создавался для заработка крестьян, но постепенно стал популярен, ведь здесь создавались предметы искусства под руководством известных художников. В Абрамцеве работают художники вместе с крестьянами. Поленова Е.Д. является основателем этого промысла и бессменным руководителем. Она известна как собиратель всего, что связано с производством мебели, особенно это касается крестьянского быта, художественной росписи и резьбы по дереву. Цель Поленовой воссоздать русские старинные образцы мебели. Именно она вместе с Мамонтовым А.С., Поленовым В.Д. и Васнецовым В.М. произведет огромное количество мебели для среднего и небогатого потребителя.

Последователь и ученик Ворносков В.П. продолжит дело Поленовой Е.Д. дополнительно будет налажено производство шкатулок, деревянных скульптур и использованием резьбы по дереву.

Выставка "Современное искусство" (1902 год) привнесла большое значение в дальнейшее развитие искусства, показав такие экспонаты, как диванная Коровина ("русское искусство"), столовая по эскизам Лансере Е., Бенуа А., будуар Бакста, интерьерные решения Головина А., поражающие своей фантастичностью и разнообразием изображением животных.

Диванная Коровина - это эстетическое оригинальное решение: стены вместе с потолком в сером цвете, на котором изображены зеленые деревья, а невысокие шкафы и небольшой стол разительно отличаются от массивной мебели прошлого.

Интерьер Головина А. (театральный интерьер) имеет сюжет с цветной майоликой, а также сюжеты фантастических птиц, животных, рыб, деревьев. Львы и сирены выполнены из дерева (резьба по дереву), лежанка украшена облицовочными изразцами, потолок выполнен из дерева в виде сияющего солнца.

Будуар Бакста и столовая Лансере сделаны в светлых и спокойных тонах больше, напоминая английский стиль, который привносит в обстановку некоторую торжественность. Из модерна взяты керамический декор, декор из латуни и бронзы, а также новшество - линолеум, который украшал столовую. Мебель имеет сочетания стилей, петровский (стулья), буфет белый (модерн).


Участники выставки: Коровин К.А. (1861-1939 г.г.),Головин А.Я (1863-1946 г.г.), Лансере Е.Е. (1875-1946 г.г.), Бену А.Н. (1870-1960 г.г.), Бакст Л. (1866-1924 г.г.), Грабарь И.Э. (1871-1960 г.г.) собрались для показа наиболее удачных элементов интерьера (мебель, светильники, отделка стен) и выработки дальнейшего направления развития в российском искусстве (архитектура, мебель). Но все же экспонаты были оторваны от реальности. Именно, выставка натолкнула участников, что архитектура должна сочетаться гармонично с прикладным искусством, что в комплексе дает уют, комфорт и практичность.

Пусть дальнейшего развития эти направления и не дали, но натолкнуло приверженцев классицизма использовать русские традиции в искусстве, наиболее яркие архитекторы: Таманян А.И., Жолтовский И.В., Фомин И.А. Они в дальнейшем создали не только особняки квартиры и интерьеры в русском стиле, но и оригинальную мебель, которая стала считаться классикой русского искусства XIX века, ведь для производства использовались забытые береза и красное дерево и оригинальная резьба по дереву.

В Смоленской области усадьба Тенищевой М.К. (Талашкино) становится художественной мастерской по работе с деревом, которой руководит Малютин С.В., здесь работали Рерих и Врубель. Растительный и геометрический орнамент становится основой для производимых предметов интерьера. Мебель, произведенная в Талашкино, имеет древнерусское направление, беря воодушевление в народных сказках. За счет обобщенного сюжета предметов мебели создавалась иллюзия единой картины, созданной из разных элементов. Тематика мебели - это фантастические звери, рыбы, птицы. Наибольшую известность получил книжный шкаф, выполненный с рисунков Рериха, он сделан, как и все остальные предметы из дерева, а поверхность покрыта некрупной резьбой и окрашена. Искусство процветало, беря свои истоки от примитивного и неархаичного направления древних славян.

 


От: Наталья Менева







2340 просмотров
-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Русская мебель. Вторая треть 19 векаМебель XV-XVI века: Голландия и Фландрия »