Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Апрель 16, 2012

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА КУКОЛ

Юбилейную выставку организовали Министерство культуры России, Государственный академический центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Международное объединение авторов кукол и благотворительный проект Светланы Пчельниковой «Парад кукол - детям». В торжественной церемонии открытия выставки участвовал председатель Московской городской Думы, председатель попечительского совета благотворительного проекта «Парад кукол -детям» Владимир ПЛАТОНОВ

«Пространство кукол» вобрало в себя поистине все, что существует в мире кукол. Есть тут даже идолы, тотемы и маски, взятые в экспозицию «напрокат» из мемориальной квартиры Образцова, - сам Сергей Владимирович называл их не иначе как «родственниками театральных кукол». Кстати, даже в христианских храмах с IV - V веков при помощи кукол разыгрывались библейские сюжеты -этих кукол, которых в те времена называли криппами, расставляли в определенном порядке, и священнослужители читали тексты из Евангелия.


А знаменитые украинские, польские вертепы! Здесь библейские персонажи -царь Ирод, волхвы, ангелы -соседствовали с вполне земными - бабами, дедками, цыганами. Сергей Владимирович был большим знатоком колядок (вертепы ставились на Рождество) и часто пел их со сцены, да и дома, среди друзей. Куклами заклинали, куклами проклинали, отгоняли злых духов и просили счастья, как, например, это было с китайскими масками льва. Только куклы могли высмеивать правителей и порядки -и ничего им за это не было. Главными в этом были русский Петрушка, его заграничные собратья - английский Панч, румынский Василаке, Кашпарек из Чехии.

Выдающимся знатоком, «последним бродячим кукольником России» был Иван Афиногенович Зайцев. Копия с его классического Петрушки представлена на выставке. А вот компанию «звезд уличной эстрады» можно увидеть в зале «Кукла и город». Здесь также представлены закованные в латы итальянские куклы-рыцари - марионетки на прутах, кукольные танцовщица и стражник из Индии, куклы из Китая и Японии. Есть на выставке и персонажи уникального вьетнамского Театра на воде, которые благодаря специальным поплавкам скользят по воде и не тонут.

Следующий зал - «Кукла и театр». Музей театра кукол -один из самых богатых в мире. В нем насчитывается более 4 тысяч экспонатов, многие из которых уникальны. И этот зал поможет убедиться во всем многообразии артистов-кукол, «работающих» от квартир до профессиональной сцены. Основные виды кукол - марионетки, управляемые при помощи нитей или металлического прута, перчаточные, надеваемые на руку, планшетные - работают без ширмы, на глазах у зрителей. А вот куклы теневые, сделанные из самых разных материалов - от бумаги до кожи, и работающие за специально подсвеченным экраном. И, наконец, тростевые куклы - они особенно любимы в театре Образцова. Именно тростевые куклы дают наибольшую возможность для выразительного ряда, трюков и прочего волшебного - неслучайно же после спектаклей образцовского театра многие малыши интересуются, «а где же здесь куклы?»

На выставке можно многое узнать и об истории кукольного театра в России. Первые ростки профессионального театра кукол появились у нас в конце XIX века, а в 1916 году в Петербурге появился первый кукольный театр.

Его первый и последний спектакль - «Силы любви и волшебства». Увы, реализации дальнейших творческих планов петербургских кукольников помешала Октябрьская революция.

Но с 1918 года театры кукол стали появляться уже массово, и представленные на выставке экспонаты дают возможность убедиться в расцвете театра кукол в XX веке. Тут и знакомые нам с детства Спейбл и Гурвинек, созданные замечательным чешским кукольником Йозефом Скупой, - первым в 1920 году появился Спейбл, а через шесть лет - его сынок Гурвинек. Широко представлены в этом зале персонажи российских театров кукол - Баба-яга и ее друзья Леший и Кикимора из Нижнего Новгорода, Зухра из Татарстана, Пьеро из Оренбурга.
Конечно, на выставке в Ветошном переулке широко показаны и «артисты» театра Образцова, начавшего свою жизнь в 1931 году. Дон Жуан и «вечнозеленый» записной остряк Апломбов, красавицы и красавцы из «Комедии ошибок», персонажи оперетты «Жирофле-жирофля», первой ставшей кукольной, Герман из «Пиковой дамы»... Посетители выставки даже смогут увидеть персонажей мультфильмов. Среди них - необыкновенные шарнирные куклы Пьеро и Мальвина из знаменитой картины Александра Птушко о приключениях Буратино. Синтез жанров, многообразие видов -характерные отличия театра Образцова сегодняшнего дня. И все это доведено до совершенства, преобразовано и распространено по всему миру великим Мастером - Сергеем Образцовым.

Но есть еще и третий зал, без которого картина явно была бы неполной. Это зал «Кукла и интерьер». Все больше людей стремится украсить свой дом куклами - делают их сами, покупают в галереях, охотятся на аукционах, блошиных рынках по всему свету. Здесь представлены не только авторские куклы, но и знаменитые механические игрушки XVIII - XIX веков из Европы, собирать которые обожал сам Образцов. Вот кто был подлинный знаток и охотник за раритетами! Появление механических игрушек относится к XV веку. Мастера, их изготавливавшие, были настоящими художниками, подлинными виртуозами своего дела. Куклы пели, танцевали, пускали мыльные пузыри, птички чирикали, поворачивали головки, махали крылышками и хвостиками. Впрочем, славный обезьяний оркестр, который находится сегодня в Музее-квартире Сергея Образцова, и вовсе играл на различных инструментах.

Выставка «Пространство кукол» открывает «Образ-цовфест», посвященный 110-летию Мастера и 80-летию театра. А в сентябре в Москву приедут театры кукол из различных стран и городов России. «Образ-цовцы» обязательно покажут свои веховые спектакли, и, конечно, в первую очередь - бессмертный «Необыкновенный концерт», вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Им открываются и сезон, и практическая часть «Образцовфеста». А 30 сентября многое из того, что находится в стенах и запасниках музея, оживет - Екатерина Образцова поставила спектакль «Гранд вояж», где пространство кукол не знает границ. В постановке принимали участие олимпийский чемпион Илья Авербух, Елена Масленникова, композиторы Александр Журбин и Борис Базуров, художник Виктор Платонов. Кстати, фрагменты из этого спектакля были показаны 5 июля на открытии выставки кукол в Ветошном переулке, которая продлится до 30 сентября.
- Это великое искусство, - сказал при посещении выставки председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Оно позволяет нам вернуться в детство, вспомнить все светлое и доброе, что было с нами в этой жизни, и хорошо, что в нашу компьютерную эпоху это искусство не умирает, что есть продолжатели дела Сергея Образцова. Его искусство живет, оно воспитывает новые поколения и совсем ненавязчиво учит и детей и взрослых доброте и благородству. Наверное, в этом и состоит волшебная сила искусства великого Мастера.

Григорий САРКИСОВ



От: Источник: Тверская, 13 07.07.2011,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Шершаво, прозрачно и комфортно для всехВладельцы исторических зданий в центре Москвы оштрафованы за несоблюдение охранных обязательств »