Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Апрель 18, 2012

РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ

О. В. Гаева, заведующий отделом организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия управления сохранения и популяризации культурного наследия Министерства культуры Московской области

Многие посетители Государственного дома-музея П. И. Чайковского в Клину отмечают особую атмосферу, царящую в доме композитора, - "как будто он только что вышел и скоро вернется". Ощущение присутствия в доме его бывшего хозяина возникает из-за того, что этот музей и, прежде всего, его главный объект - дом композитора - не нужно было "создавать", а только сохранить таким, каким его оставил в октябре 1893 г. знаменитый обитатель, уезжая в Петербург для первого исполнения только что созданной им Шестой симфонии. Эту простую и в то же время гениальную идею успешно воплотил в жизнь брат композитора М. И. Чайковский.

Дом-музей П. И. Чайковского в Клину является, по сути, музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые компоненты.


Мемориальный дом, его внешний вид и внутреннее убранство, составляющие с ним единое целое парк и усадебные постройки воссоздают колорит эпохи, ее атмосферу, требуют бережного отношения к себе. Вот почему сохранение и реставрация всех слагаемых музейного комплекса является одной из главных задач музея.
Желание сохранить для потомков первозданность памятника: снять позднейшие наслоения, по разным причинам появившиеся за долгие годы, восстановить утраченные элементы - это цель всех реставраций, проходивших в музее в разное время, которым всегда предшествовали тщательные натурные исследования и работа в архивах.

31 октября 1893 г. по старому стилю, т. е. всего через шесть дней после трагической кончины Петра Ильича, его слуга А. И. Софронов сообщил Модесту Ильичу Чайковскому, что одна из газет уже написала о его замысле сделать музей из дома брата.

В результате в 1894 г. в Клину появился новый для того времени тип музея - музыкально-мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив - ценнейшее музыкальное и литературное наследие, библиотека. Все это приобрело исключительное значение для культурной жизни России. Вот что писала в 1897 г. одна из газет: "Можно радоваться, что дело увековечивания памяти Чайковского взял на себя человек, близкий Петру Ильичу как брат, хорошо знавший, горячо любивший и самоотверженно преданный его памяти, как исполнению Священного долга".

Впоследствии опыту М. И. Чайковского следовали основатели других мемориальных домов русских писателей, художников, музыкантов.

Этапы реставрации


Мы должны быть благодарны нашим предшественникам, которые бережно сохраняли кусочки подлинной
штукатурки с аутентичным цветом стен, выполнили точные схемы расположения портретов и картин на стенах комнат, мебели во всех, даже, казалось бы, не столь важных подсобных помещениях...
Во время капитальной реставрации мемориального дома в 1965 г. архивные фотоматериалы помогли вернуть фасадам дома первоначальный серо-голубой цвет, измененный еще при жизни М. И. Чайковского. Вероятно, из соображений экономии, а также по моде тех лет дом был тогда перекрашен суриком и долгое время оставался в красно-коричневом цвете. Именно в таком виде его изобразил на своих полотнах в 1940-е гг. художник В. К. Бялыницкий-Бируля.

Среди документальных источников, помогающих грамотно вести реставрационные работы, исключительный интерес представляют архивные документы самого музея и особенно фотоальбомы его основателя М. И. Чайковского, который запечатлел, кажется, все уголки усадьбы, внешний вид и интерьеры всех строений. На сотнях любительских снимков, сохранившихся в альбомах, можно видеть не только то, какие цветы росли на клумбах и как спланированы в парке тропинки и аллеи, но и как построены и оснащены теплица и оранжерея, какая кровля у сарая и сенника, как устроен погреб, как расставлена мебель в комнатах главного дома и какие шторы драпируют окна и двери.
Реставраторы активно пользовались документальными источниками из архивов музея, в т. ч. фотоальбомами М. И. Чайковского.

В середине 1980-х гг., при реставрации мемориального дома, альбомы помогли восстановить интерьеры нескольких комнат второго этажа, десятилетиями использовавшихся для размещения тематических экспозиций. Так были воссозданы интерьеры комнаты для гостей, спальни М. И. Чайковского и кабинета В. Л. Давыдова, который до постройки концертного зала использовался как "Музыкальная комната", где проходили концерты и лекции. В эти мемориальные помещения, благодаря альбомам Модеста Ильича, из запасников на свои места вернулась подлинная мебель.

Реставрацию 2005 г., последнюю на сегодняшний день, можно охарактеризовать как комплексную: впервые за всю историю музея внимание было обращено на усадьбу в целом. Были отреставрированы: мемориальный дом и усадебные постройки - флигель (кровля), каретный сарай, погреб (кладка и своды), мемориальные ворота, а также пруд, тропинки в мемориальной парковой зоне, начато восстановление утраченных еще в довоенное время теплицы, оранжереи и парника.

Во время реставрации удалось восстановить и драпировки на окнах одной из главных комнат дома - кабинета-гостиной. Ткань подлинных штор от длительного, почти векового использования выгорела и посеклась. Еще до войны из более или менее хорошо сохранившихся фрагментов этих штор были сшиты драпировки, по стилю не имеющие ничего общего с оригиналом.

Работа по воссозданию утраченного облика такой важной составляющей интерьера кабинета-гостиной, как окна, была сложной и длительной. Точно следуя подлинному образцу, на ручных станках была соткана из льняных нитей ткань, а сохранившиеся фотографии интерьеров дома времени Чайковского помогли выполнить драпировки с исключительной точностью.

Заказчиком реставрационных работ в музее в 2005 г. было Министерство культуры Московской области. На реставрацию музейного комплекса по распоряжению губернатора Московской области Б. В. Громова от 14.05.04 № 439 было выделено 28 млн руб., в т. ч. 26 млн руб. - на непосредственное проведение реставрационных работ, а оставшаяся часть - на устройство новой охранно-пожарной сигнализации. Кроме того, в 2005 г. было дополнительно выделено 2 млн руб.: по 1 млн руб. из областного и федерального бюджетов.
Генеральным подрядчиком по всем видам работ была определена специализированная реставрационная организация ООО «РПМ "РестАрх"» (реставрационно-проектная мастерская "РестАрх").

Рекомендации по проведению реставрации

Документальное оформление

Основанием для проведения работ на объектах культурного наследия служит согласованная научно-проектная документация, подтверждающая необходимость реставрации. При отсутствии согласованного в целом проекта реставрации памятника рабочая проектная документация на проведение локальных видов работ (технологические карты, методики и рекомендации по реставрации и специализированным инженерным работам) после согласования с Государственным органом охраны объектов культурного наследия может служить основанием для проведения первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ.

В случае финансирования работ за счет средств бюджета Московской области подрядная организация выбирается через процедуру конкурсных торгов, которые проводит Министерство культуры Московской области. За счет собственных средств (в соответствии с действующим законодательством) пользователь может самостоятельно заключить договор с подрядной организацией.

До начала производственных работ по сохранению объектов культурного наследия пользователь или подрядная организация должны обратиться в уполномоченный орган государственной охраны объектов культурного наследия Московской области, которым является Министерство культуры Московской области, и получить разрешение на проведение работ.

Зона особого внимания

Особого внимания со стороны руководства музея заслуживает постоянный мониторинг состояния объектов культурного наследия и своевременная подготовка заявок для включения в целевые программы финансирования.

Руководитель музея совместно с архитектором при осмотре памятника намечают виды работ и определяют сроки их выполнения. Кроме того, при разработке проектной документации, в составе которой предусматривается приспособление объектов культурного наследия под современное использование музеем, руководителю музея необходимо грамотно составить техническое задание.

В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ руководитель музея, как пользователь объекта культурного наследия, имеет право участвовать в проверках соответствия проводимых работ согласованной проектной документации и выданным разрешениям.

Руководителю музея необходимо обращать внимание на содержание строительной площадки, места проживания сотрудников подрядной организации, соблюдение ими мер пожарной и технической безопасности, наличие у подрядной организации разрешения, журнала архитектурного надзора, журнала техники безопасности и др.
Руководитель музея вместе с архитектором при осмотре памятника намечают виды работ и распределяют сроки их выполнения.

Приемка реставрационных работ

При приемке работ руководитель должен обратить внимание на их качество, подтвердить выполнение скрытой их части. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на их проведение. В работе комиссий по приемке законченных работ и реставрации памятника в целом обязаны принимать участие авторы, члены авторского коллектива и представитель пользователя.

По результатам приемки выполненных ремонтно-реставрационных работ составляется Акт приемки объекта культурного наследия. В нем указываются:

  • 1) состав приемочной комиссии во главе с председателем;
  • 2) сведения о заказчике, организации-собственнике (пользователе);
  • 3) сведения о проектной организации, осуществляющей научное руководство работами;
  • 4) информация о генподрядной производственной организации;
  • 5) информация о субподрядных организациях, представителях привлеченных организаций.

В акте содержится информация о том, что указанными лицами произведен осмотр предъявленных к сдаче работ, выполненных в отношении объекта культурного наследия (указываются наименование и адрес объекта), что работы выполнены в установленные сроки и комиссией подтверждается их перечень: дается общая характеристика объекта культурного наследия, указывается, какие именно работы проведены.

Если работы на объекте выполнены в полном объеме и их продолжение не требуется, составляется Акт комиссии по приемке-передаче реставрационно-восстановительных работ по памятнику истории и культуры с участием пользователя.
По результатам приемки выполненных ремонтно-реставрационньх работ составляется Акт приемки объекта культурного наследия.

Акт комиссии по приемке-передаче реставрационно-восстановительных работ по памятнику истории и культуры с участием пользователя - завершающий документ.

После реставрации

Сохранение зданий, территорий и коллекций - главнейшая задача музеев, но в то же время каждый музей должен думать и о своем развитии. Последние годы стали для Государственного дома-музея П. И. Чайковского временем разработки новых и завершения тех проектов, над которыми музей уже работал в течение нескольких лет.

Музей хранит ценнейшее национальное достояние: личные вещи композитора, его библиотеку, автографы сочинений, письма, дневники, записные книжки, коллекции произведений изобразительного искусства, фотографий, документов, отражающих жизнь его бессмертной музыки в пространстве и во времени - это более 200 тыс. единиц хранения уникальных памятников истории отечественной и мировой музыкальной культуры. К фонду регулярно обращаются музыковеды, театральные деятели, художники, литераторы и краеведы.

Для хранения уникального музейного собрания в 2006 г. было закончено строительство депозитария - здания, которое состоит из современных хранилищ, оснащенных специализированным оборудованием, кабинетов для научных сотрудников, читального зала, реставрационной и художественной мастерских. Депозитарий образовал со старым административным корпусом, построенным еще в 1960-е гг., красивый архитектурный ансамбль, который состоит теперь из двух частей - концертно-выставочного пространства и фондохранилища, - и переосмысливается как "Дом наследия П. И. Чайковского". Старый корпус в процессе реконструкции получил дополнительную площадь для выставочных залов, студии звукозаписи, аудиовидеозала, для работы с детской и юношеской аудиторией. Был реконструирован и концертный зал на 300 мест. На первом этаже расширилось театральное фойе, появились помещения для музейного магазина сувениров и кафе. В этом комплексе уникальное музейное собрание не только хранится, но и предъявляется через систему экспозиций и выставок, дополняющих мемориальную экспозицию и раскрывающих творческое наследие как самого композитора, так и русской классической музыки в целом.

Средства на строительство фондохранилища были выделены из федерального бюджета по распоряжению Президента РФ В. В. Путина, посетившего музей 7 января 2005 г. Оснащение депозитария специальным оборудованием для хранения музейных предметов разного типа, а также реконструкция административного концертно-выставочного корпуса финансировались из бюджета Московской области.

В это же время была разработана и концепция Международного центра П. И. Чайковского, который мыслится как полифункциональное экспозиционное и информационное пространство и имеет целью освоение территорий и зданий, расположенных за пределами мемориальной зоны музея, что открывает перспективы для его развития.
Музейный комплекс обретает вторую жизнь, становясь еще более привлекательным для любителей музыки.

Источник: Справочник руководителя учреждения культуры (Журнал, Москва)



От: Источник: Агентство Новостей Подмосковья 11.12.2011,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Школа будущегоБольшой сдает помещения »