Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Декабрь 24, 2013

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Инструменты и материалы, необходимые для золочения


ГЛАВА 1.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПОСОБИЯ.

а) РАБОЧИЙ СТОЛ.

Устроенный из прочного, твердого и тяжелого дерева, например, дуба, он должен быть длиною не менее трех аршин, что зависит, впрочем, от длины заготовляемых на нем предметов, например, багеты и др. Ширина стола 1 аршин; толщина рамы и столешницы 1 вершок. Ножки, находящиеся по ширине стола, скрепляются между собой насаженным на шины крестом. С продольных сторон стола устраиваются два узких и длинных ящика; последние приспособляются ниже рамы стола, но не в ней, иначе она сильно ослабляется. Внизу, между ножками, на высоте 6-7 вершков от пола устраивается полка для хранения всевозможных склянок и клея.
Столешница стола снабжается в нескольких местах (3-4) вставленными планками. Все пазы ее должны быть заклеены водоупорным клеем, т. е. клеем с масляным лаком или же замазаны смесью из творога и извести о котором мы уже говорили. Не следует употреблять один обыкновенный столярный клей, так как он может размокнуть, тем более что при шлифовании предметов стол по необходимости должен быть постоянно влажным. Не мешает столешницу для предохранения от действия воды пропитать горячим масляным лаком.



б) ПОДСТАВКИ.

Уже совершенно готовые вызолоченные предметы нельзя прямо ставить, вертикально прислоняя к стене; в таком случае низ их запылится, верх же попортится от самой стены. Во избежание этого багеты или карнизы устанавливают на доску, снабженную ножками и похожую несколько на низенькую, вершка в 4 вышиной, скамейку. Другая доска, к которой прислоняются вызолоченные предметы, прикрепляется или прямо к стене или же к двум столбам, если они есть в мастерской.

В край этой второй доски вбиваются проволочные шпильки на расстоянии друг от друга около 7 вершков; свободные части шпилек оставляются примерно по 1? вершка. Польза этих шпилек заключается в том, что если предметы ставить к доске, не снабженной ими, то предметы изогнутые будут способствовать сдвиганию других, и эти последние могут, поэтому упасть со скамьи на пол; шпильки же препятствуют падению. Вторую доску укрепляют на такой высоте, чтобы даже самые короткие карнизы или багеты могли быть к ней прислонены. - Описанные подставки устраивают параллельно длинной стороне стола и, следовательно, перпендикулярно к оконной стене, так как рабочий стол ставится к окну одной из коротких своих сторон.

Если же окна в мастерской находятся на близком друг от друга расстоянии, так что поместить подставку между двумя столами неудобно, тогда делается другое приспособление: как раз около узкой стороны стола, противоположной окну, устанавливается столб, на котором, параллельно этой стороне стола укрепляется брусок, выпиленный из толстой доски. В бруске просверливается несколько отверстий, в которые вбиваются палки, длиной каждая от 10 до 15 вершков. Приспособление это имеет вид лестницы, горизонтально положенной, ступеньки которой и служат опорами для вызолоченных предметов. Своими нижними концами, последние ставятся на скамью, подобную той, о которой было говорено выше.

В некоторых мастерских багеты или карнизы, для лучшего предохранения их от пыли, ставят на рабочем столе; однако это возможно только в том случае, если мастерские имеют достаточную высоту.

в) ПОСУДА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГРУНТОВКИ *.


(*грунтовка технически называется левкасом.)

Как для подогревания готовой грунтовки, так и для варки клея лучше всего употреблять медные котелки, по своей прочности превосходящие всякую другую посуду. Они довольно дороги, но зато служат весьма продолжительное время и тем окупают произведенные на них расходы.

Когда на устройство мастерской средств не жалеют, то очень полезно приобрести особого рода аппарат вроде водяной бани. В него наливается вода, куда и помещают котлы. Клей и левкас нагревается в последних, следовательно, кипящей водой, почему пригорания вещества к стенкам котлов произойти не может. Аппарат плотно прикрывается крышкой, от верхней части которой отходит трубка, выводящая пар прямо в помещение мастерской, благодаря чему воздух мастерской сильно увлажняется и высыхание работ замедляется. Мы не станем описывать этот аппарат подробно, так его устроить можно десятками способов, применимых к каждому данному случаю. Все зависит от сообразительности медника, которому будет поручена работа.

г) ГРУНТОВАЛЬНЫЕ ПЛАСТИНЫ.

При грунтовании карнизов, багетов и прочих уже профилированных предметов, употребляют соответственно профилированные железные шаблоны толщиною около полвершка. Надлежащей формы вырезы в этих пластинах позолотчик должен сделать сам. Когда железная пластина спрофилирована точно, то профиль ее увеличивается немного, как показано на рисунке против профиля багет. По нанесении левкаса на предмет, этим шаблоном проводят по нем, несколько надавливая. Левкас при этом спрессовывается и загрунтовка на поверхности предмета делается плотной. Если профиль пластины несколько не увеличить против профиля предмета, то при прохождении по последнему будет только скрести.

д) ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАСЧИСТКИ.

При грунтовке левкасом все встречающиеся украшения на гладких карнизах или багет заливаются им. Для восстановления рисунка существуют особые стальные инструменты, снабженные различной формы лезвиями, для того, стобы для расчистки тех или иных контуров рисунка можно было подобрать соответственный инструмент. Они бывают различной формы: острые, плоские ложечные и другие. Для прочистки желобков загрунтованных рам употребляют так называемые дорожники, которые делаются толще остальных расчисток.

е) РАШПИЛИ.

Отдельные места украшенных рамок и т. д. обрабатываются после грунтовки лучше всего рашпилями. Из последних для этой цели употребляют и плоские и полукруглые, прямые и изогнутые. Насечка рашпилей позолотчика должна быть очень мелкая,- чтобы на обрабатываемых при помощи этих инструментов местах не могли получаться грубые штрихи.

ж) ШЛИФОВАЛЬНЫЕ КАМНИ.

По окончании загрунтовки, для уничтожения неровностей на левкасе предмет шлифуется или лишнюется пемзой и песчаником (или хвощем; о последнем мы своевременно будем говорить отдельно) которым для этой цели придается форма обратная отделываемой поверхности. Это делается рашпилем, причем пемза обрабатывается легче, почему большинством она и предпочитается. Из достаточного количества кусков пемзы отбирают наиболее твердые и плотные. Отобранные куски разрезаются пилой на камни требуемой величины, например, длиной, около 2 вершков, толщиной около 1? вершков и такой ширины, какая требуется шлифуемой поверхностью. При выпиливании профиля рашпилем материал время от времени смачивается водой.

Однако даже наиболее твердые сорта пемзы отделяют при шлифовании частицы, которые царапают поверхность левкаса; царапины должны быть непременно удалены, для чего требуется более продолжительное шлифование. Шлифование песчаником не имеет этого недостатка и хотя обработка его значительно труднее, но этот труд окупается чистотой работы.

Недавно была изобретена искусственная пемза, которой, по словам изобретателя, можно придать какую угодно форму. Нам неизвестно, имеет ли успех это изобретение, и пользуются ли им где. Считаем долгом сообщить только, что цементирующим веществом искусственной пемзы является клей, которого, впрочем, не следует брать слишком много. Рекомендуется следующий рецепт: берут на 100 весовых частей измельченной пемзы:

3-4 весовые части клея распущенного в 30-40 весовых частях воды.

Масса не должна сушиться в тепле, так как в этом случае клей собирается на поверхности и делает ее слишком твердой. Гораздо лучше брать теплый клеевой раствор, и полученную смесь слегка спрессовав, высушить на воздухе. Прессовать сильно не должно, так как излишняя прессовка делает материал излишне твердым и лишает его способности шлифовки.

Существует другой род имитации (поддельной) пемзы. Она состоит из смеси измолотой пемзы и глины, которая служит связывающим средством. Она продается под различными номерами от крупного зерна и до самого мелкого. Для изготовления багет, карнизов эта пемза удовлетворяет своему назначению, тем более что ей легко можно придать любую форму. Эта пемза имеет марку “Schumachersche Fabrie”.

з) ПОСУДА ДЛЯ ПОЛИМЕНТОВ И ЛАКОВ.

Для приготовления полимента и лаков следует употреблять стеклянную, фарфоровую или эмалированную посуду. И избегать посуды плохой глиняной, которая всасывает жирные частицы полимента и делает его негодным к употреблению.

Для сохранения и разведения лаков употребляют исключительно стеклянную посуду; всякая другая оказывается вполне непригодной. Хотели заменить стекло жестью, но результаты получились отрицательные. Спиртовые лаки, особенно те из них, которые содержат шеллак, растворяют олово и через это чернеют, мутятся и делаются негодными к употреблению. Таким образом, единственной посудой для сохранения лаков служит стеклянная, хотя она и очень непрочна.

и) КИСТИ

чаще всего позолотчику при своих работах приходится иметь дело с различного рода кистями. Большие по величине кисти приготавливаются из щетины домашних свиней и связываются на конце деревянной ручки бечевкой или шнурком. Меньшие кисти приготавливают из волос хорьковых, куньих и т. д., укрепляются в ствол пера или в жестяных трубочках. Отдельные части кисти суть следующие: ручка, скрепа и щетина или волос.

КИСТИ ИЗ ЩЕТИНЫ.

Для масляного золочения должны быть изготовлены из самой лучшей и нежной щетины и снабжены жестяными оправами. Наиболее пригодными для названной цели являются такие кисти, которые уже были в употреблении при других работах. – для покрытия предметов левкасом можно употреблять более простые сорта кистей. При нагревании левкаса перемешивать его этими кистями нельзя, так как вследствие продолжительного нагревания пучки волос отделяются от ручки, к которой приклеиваются паром или шеллаком. Они изготовляются различной величины и различного достоинства. Мы рекомендуем употреблять более дорогие сорта, как более целесообразные и прочные.

ВОЛОСЯНЫЕ КИСТИ.

Смотря по назначению, для них употребляются хорьковые, куньи или собольи волосы. Для обметания золоченых предметов, следует употреблять только кисти из хорьковых или куньих волос. Такой же формы делается и кисть-притычка, которой пользуются при накладывании золота. Лучшие кисти изготовляются из собольего волоса, однако они очень дороги и их не всегда можно достать. Но для таких работ как, например, покрытие матом масляной позолоты, их следует применять преимущественно перед другими, так как эти кисти не делают полос, как кисти из другого волоса.

Кисти из беличьих хвостов употребляются для наложения полимента, для покрытия матом, для нанесения золотого лака на золоченые предметы и для лакирования полированных багет, карнизов и т. п.

Для полировки употребляются лучшие сорта кистей, а для наложения полимента более дешевые. Для нанесения же золотого лака употребляются кисти с острыми концами. Мы не будем описывать изготовление кистей, так как полагаем ни один мастер не станет их фабриковать сам, так как это требует особого навыка и умения, да и кроме того, кисти настолько дешевы, что по русской пословице «овчинка не стоит выделки».
 
I) ЗОЛОТАРНАЯ ПОДУШКА.

На этой подушке особым ножом разрезывают листики потали, сусального золота или серебра.

Золотарная подушка

Она представляет собою дощечку А (см рис.) толщиной в
1? вершка, шириной в 3? вершка и длиной до 6 вершков, с одного конца этой дощечки устроено нечто вроде ширмочек ВВ. На дощечку помещают вдвое сложенную мягкую фланель и натягивают на нее гвоздиками кусок кожи (лучше для этой цели кожей считается так называемая, брюссельская).
Ширмочка ВВ делается из картона или пергамента и не допускает разлетаться выдутым листкам золота.

к) ЗОЛОТАРНЫЙ НОЖ.

Нож, о котором мы говорили выше и которым разрезают листки золота, имеет лезвие в 3? -4 вершка длины и от? до? вершка ширины; он делается из тонкой и гибкой стали и заостряется с обеих сторон (рис.22).
Лезвия должны быть на конце скруглены и вполне свободны от зазубрин и неровностей. Особенно острым нож не должен быть, так как листочки золота и серебра режутся очень легко. Достоинство ножа его гибкость и легкость.

л) ЛОЩИЛА.

Инструменты эти предназначенные для полирования золотых серебряных листочков, называются также губками. Величина и форма их различна; изготовляются они из агата. На рис. 48(23), 49(24), 50(25) изображены три типа лощил: один конусовидный и два крючкообразных.

Лощилы, Инструменты эти предназначенные для полирования золотых серебряных листочков, называются также губками

На деревянную ручку Р каждого из них насажен наконечник Q длиной от 1 вершка до 1?. в этом наконечнике вклеивается зубок Z. В наконечник имеющий форму трубки всыпается небольшое количество измельченной буры и затем вставляется агатовый зубок, после чего наконечник нагревается на спиртовой лампе. Бура плавится и заполняет пространство между камнем и трубкой. После охлаждения впаянный агат держится очень крепко.

Агатовые камни, находящиеся в продаже еще не годны для позолотчика, так как с одной стороны на их поверхности находятся ребра и углы, в то же время как другая сторона слишком тонко отполирована. Эти недостатки устраняются шлифованием камня на куске зеркального стекла. При покупке следует выбирать более твердые сорта агата.

 

источник: Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л. П. Шмидт

 



От: valen,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Машины и станки, употребляемые при багетно-рамочном производствеМатериалы для золочения »

Разделы фотогалереи:


 
 
 Мебель для детской комнаты

Мебель для кухни

 Мебель для ванной комнаты

   
 Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса