Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Март 11, 2012

Качество образования — понятие иррациональное?

14 декабря состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом развития образования ГУ-ВШЭ. С докладом «Качество преподавания: взгляд ОЭСР (Supporting Quality Teaching in Higher Education)» выступил Фабрис Энар, ведущий аналитик и координатор проекта Организации экономического сотрудничества и развития «Поддержка качества преподавания в высшем образовании».
Фабрис Энар

Доклад Фабриса Энара был посвящен итогам международного исследования качества преподавания, недавно завершенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Была предпринята попытка выявить способствующие повышению качества преподавания факторы, для чего был изучен опыт 29 ведущих вузов мира. В их число вошла и Высшая школа экономики.

«Качественное преподавание»  — чрезвычайно размытое понятие, пришли к выводу ученые. Ответить на вопрос, что такое хорошее преподавание, и формально определить понятие «качественное преподавание» оказалось чрезвычайно трудно, отметил Фабрис Энар. Задача эта оказалась сложной не только для исследователей, но и для вузовских преподавателей и администрации. Можно много рассуждать о том, какое преподавание «хорошее», а какое  — нет, но исследователи ОЭСР сочли, что качество преподавания должно прежде всего каким-то образом сказываться на том, как учатся студенты: уровне их мотивации, вовлеченности в процесс учебы, остаточных знаниях.



К сожалению, выявить связь между преподаванием «на входе» и уровнем знаний студентов «на выходе» в настоящее время крайне проблематично. По мнению Фабриса Энара, причин тому несколько. Во-первых, результат преподавания неопределим логически  — его нужно либо фиксировать эмпирически, либо оставлять неизвестным. Во-вторых, традиционная система оценки знаний студентов не имеет никакой связи с качеством преподавания. Наконец, результаты обучения в вузе зачастую зависят не только и не столько от того, как в нем преподают.

Инициативы по повышению качества преподавания, рассмотренные в проекте, были разделены на три группы в зависимости от их локализации:
инициативы институционального уровня, предполагающие определенную стратегию борьбы за повышение качества преподавания, к примеру, создание специального сосредоточенного на этом органа;
инициативы в рамках учебных программ, связанные со структурой и эволюцией последних;
инициативы, связанные непосредственно с учебным процессом: поддержкой непрерывного образования преподавателей, поддержкой студентов и прочее.

Материалы проекта ОЭСР позволяют назвать ряд факторов, способствующих совершенствованию качества преподавания. Прежде всего, это создание благоприятной ситуации для изменений. Чего можно добиться как с помощью государственной политики, так и благодаря международному влиянию. Важность последнего Фабрис Энар особенно подчеркнул. Значимым фактором для улучшения преподавания является конкуренция между вузами. Здесь интересными достижениями могут похвастаться как молодые вузы, которым еще только предстоит завоевать себе репутацию на рынке образовательных услуг, так и уже известные учебные заведения, полагающие качественное преподавание своим «брендом».

Было отмечено также, что ряд университетов сейчас не без успеха пересматривает соотношение между исследовательской и преподавательской деятельностью в пользу последней. Судя по результатам исследования ОЭСР, качество преподавания связано и с уровнем развития новых технологий в вузе и уровнем материально-технического обеспечения, причем Фабрис Энар уточнил: речь идет не о дорогой мебели, а об оборудовании библиотек, лабораторий и прочего.

Кроме того, повышению качества преподавания способствует сотрудничество вуза с кадровыми службами, в частности, изучение потребностей рынка труда и приглашение к сотрудничеству практиков. Важную роль в исследуемой проблематике играют различные формы поддержки студентов. Так, тьюторство помогает лучшим студентам достигать наивысших результатов.

Хотя рассмотренные в проекте инициативы отличаются значительным разнообразием, по мнению Фабриса Энара, можно утверждать, что работа над повышением качества преподавания оказывается наиболее эффективной на уровне факультетов. Так проще всего работать с преподавателями. Оправдывает себя и создание специального органа, занимающегося улучшением качества преподавания. Такая структура может координировать политику руководства вуза с непосредственной деятельностью преподавателей. Однако любая работа по повышению качества преподавания зависит от настроя руководства вуза и факультета. Если ректор или деканы не считают работу над качеством преподавания первоочередной, никакого эффекта не будет.

Выступавшая в качестве дискуссанта доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова более подробно рассказала об участии Высшей школы экономики в проекте ОЭСР. Первоначально экспертов заинтересовали три инициативы Вышки: базовые кафедры, рейтинги преподавателей и система академических надбавок. Затем исследователи сочли, что академические надбавки относятся скорее к поощрению исследовательской деятельности преподавателей, поэтому в дальнейшем рассматривали две инициативы  — систему рейтинга вышкинских преподавателей и базовые кафедры.

В ходе дискуссии многие участники отмечали интересные практические «выходы» исследования. Однако ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что, хотя известная мозаичность исследования ОЭСР и не мешает видеть высокую достоверность его результатов, она затрудняет дальнейшее использование их в сфере российского образования. По мнению Адамского, в России высшее образование отмечено яркой спецификой, в силу чего нуждается в системе легко формализуемых критериев, в зависимость от которых можно было бы поставить финансирование вузов.

Напротив, заместитель директора департамента профессионального образования Министерства образования и науки России Евгений Князев отметил, что доклад ОЭСР вовремя напомнил о порочности стремления формализовать все и вся. «Нельзя забывать о роли иррационального»,  — утверждает Князев. Он высказал также предположение, что в целях улучшения качества преподавания российским вузам следует дать больше автономии.

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина , отмечая высокую важность изучения проблемы качества преподавания, подчеркнула, что факт проведения подобного исследования заставляет прежде всего задуматься: а что же это такое  — качественное преподавание.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ 



От: Источник: ГУ-ВШЭ 17.12.2010,  




Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« НЕ ГЛЯДИТЕ КОСО НА ВАРЯГОВГосдума приняла поправки в закон о госзакупках »

Условия использования сайта (Пользовательское соглашение)
www.mebelcompass.ru 2025
Цитирование материалов допускается только при согласовании с редакцией (для печатных СМИ и для on-line СМИ и вебсайтов). .