Опубликовано: Март 13, 2012
Лариса ЛУЖИНА: «МЕНЯ ПО ЖИЗНИ ВЕЛА СУДЬБА »Звездный бульвар
Я сижу в гостях у народной артистки России Ларисы Лужиной. И ловлю себя на том, что стоит ей внимательно на меня посмотреть, как я вижу перед собой ее героиню Светлану из фильма «На семи ветрах». И словно нет прошедших лет, словно передо мной та самая девочка-тростиночка с таким же несгибаемым характером, как, наверное, у самой актрисы.
— Лариса Анатольевна, я столько времени не могла с вами связаться, потому что вы с утра до ночи на съемках. Что это за фильмы?
— Начнем с того, что я из тех, кто любит работать. Если сижу дома, мне становится плохо. Приходит ощущение ненужности, невостребованности. Сразу вспоминаю, как говорят об актерах — «уходящая натура». Становится очень плохо на душе, потому что работа стимулирует, подстегивает, заставляет снова влюбляться и в жизнь, и в себя…
У меня именно сейчас получилось так, что я безумно занята — сразу несколько проектов. Сериал «Маруся» уже идет на Украине. (250 серий). Сейчас снимаем 170-ю, третий блок. Большая роль, моя героиня — глава целого клана, занимается виноделием на Кубани. У нее свое акционерное винодельческое общество. Муж (его играет Володя Меньшов) умирает в первой серии и оставляет ей все это в наследство. У нее два сына, внуки, правнуки. Такая современная Васса Железнова, бизнес-леди наших дней. Но она еще и женщина, у нее есть линия любви, буквально на днях снимали свадьбу…
Другой сериал — «Сердце Марии» (60 серий). Я играю мать главного героя. Она больна, в инвалидной коляске.
— Не боитесь играть такие роли, ведь актеры — народ суеверный?
— Наоборот, я была рада. Дело в том, что полгода назад на съемках надорвала ахиллово сухожилие и не могла быстро двигаться. Так что эта роль пришлась очень кстати…
Следующий проект — «Стервы», заказ НТВ (32 серии). Нелегальный отдел, раскрывающий преступления — наркобизнес, проституция. Я — помощница начальника отдела, бывшая кэгэбэшница, меня зовут Феликс. И в подчинении у меня три девушки, три молодые стервы.
Они и раскрывают все эти преступления. Этих девчонок заставляют втираться в доверие к проституткам, к наркоманам. Я там тоже то в нищую превращаюсь, то в бомжиху. Мне это очень нравится.
И уже сняли к следующему новому году фильм «Улыбка судьбы», там у меня партнеры замечательные — Ада Роговцева и Галина Польских.
— И все-таки любимой, наверное, осталась ваша первая роль в картине «На семи ветрах»?
- Конечно, это роль любимая, но это не первая моя роль в кино. Дело в том, что сразу после школы, а мы с мамой жили после войны в Таллине, я пошла работать на кондитерскую фабрику «Калев», делала там зефир, потом работала на фармацевтическом заводе. И как-то прочитала объявление в газете, в котором приглашали девочек в Дом моделей. Меня взяли демонстрировать подростковую одежду — рост метр семьдесят два, талия — шестьдесят, ноги длинные, стройная.
Меня там увидели и пригласили на эпизод в фильм «Незваные гости», который снимал режиссер Игорь Ельцов. В съемочной группе была Лейда Лайус, я считаю ее своей крестной мамой, она тогда училась во ВГИКе у Довженко. У нее потом был очень хороший фильм, за который она получила Государственную премию: «Игры для детей школьного возраста» (1985). А тогда на картине «Незваные гости» (1959) она проходила практику как ассистент режиссера. Это Лейда меня увидела, привела к режиссеру, и он мне дал эпизодик — сыграть певицу ночного кабаре. Мне сделали волосы под Марину Влади, я выходила в роскошном платье и почему-то решила: раз я певица, то и петь сама должна. А я не пою. Это для меня была страшная трагедия, и я боялась говорить на эту тему с режиссером. И только через какое-то время выяснилось, что мне совсем не нужно петь, нужно просто открывать рот, и все…
Затем меня пригласили на главную роль в картине «В дождь и в солнце» (1959), тоже на Таллинской студии. А Лейда уехала в Москву и там узнала, что Сергей Аполлинарьевич Герасимов объявил дополнительный конкурс, так как с его курса отчислили двух девочек. Лейда подошла к нему и показала мою фотографию из «Незваных гостей». Он сказал, что по фотографии что-то определить трудно, но пусть приезжает. И Лейда срочно прислала телеграмму. Потом мне уже Тамара Федоровна Макарова рассказывала, сколько приходило девочек, и даже по протекции, какой был ажиотаж, какой огромный конкурс на эти два места…
А мне было страшно первый раз ехать в столицу, да и денег на билет не было. Но все-таки меня по жизни вела судьба. Из Москвы приехали искать исполнительницу на роль немки в фильме Алова и Наумова «Мир входящему» (1961). И меня пригласили на кинопробы. Это совпало с телеграммой Лейды. И я еду за счет Мосфильма в Москву, живу в шикарной гостинице «Украина». На пробах меня не утверждают, и слава богу, потому что Герасимов все равно не разрешил бы мне сниматься.
А Сергей Аполлинарьевич с Тамарой Федоровной тоже жили в «Украине», и Лейда договорилась, что мы придем к ним. Читала я в основном Макаровой, так как очень хорошо помнила ее по фильму «Хозяйка Медной горы» (1946). Читаю и понимаю, что не очень им нравлюсь, вижу и Лейда расстроилась. И меня взяла такая обида! Когда я напоследок стала читать отрывок из «Бесприданницы», то плакала не потому, что мне было жалко мою героиню, я думала, что им не понравилась. И вдруг Герасимов говорит: «Ладно, я беру тебя к себе».
— И сразу после окончания пошли фильмы?
— Мне Герасимов разрешил сняться еще на первом курсе в фильме «На семи ветрах» (1962) у Станислава Иосифовича Ростоцкого. Он сам снимал в это время картину «Люди и звери» (1962) и занял весь курс, а для меня там не было работы. Он практически полгода снимал на Кубе, все были там, и он не преподавал. Ростоцкий не хотел меня брать, предлагал Нелли Корниенко, но Герасимов настоял на своем. Можно сказать, что после этой роли я родилась как актриса. У меня до этого было четыре фильма, и меня никто не знал, а после этого все узнали.
Потом были «Тишина» (1963) Басова, «Четвертая высота» (1977), «Исполнение желаний» (1973) у Светланы Дружининой. Мне очень везло на партнеров, а для меня это очень важно.
— Но ваша личная жизнь тоже складывалась удачно?
— Я не была обделена мужским вниманием. Еще в институте вышла замуж за оператора Алексея Чардынина. Но так получилось, что я вскоре стала сниматься в Германии, и это растянулось на четыре года. Конечно, не каждый мужчина может выдержать постоянное отсутствие жены. В наших отношениях появилась трещинка, и через семь лет мы развелись. Второй муж, Валерий Шувалов, тоже оператор. У нас сын Павел. Он звукорежиссер. Но так сложилась судьба, что мы с Валерием развелись…
У Паши трое сыновей: старшему Даниле — 13 лет, среднему Матвею — 9 и младшему Прохору — год и четыре месяца. Обидно, что из-за занятости мало их вижу. Хотя они часто приезжают на дачу…
— Вы живете в прекрасном районе — Крылатские холмы, у вас такой же воздух, как за городом. А вы могли бы где-нибудь жить, кроме Москвы?
— В Париже. (Смеется.) Я действительно очень люблю этот город, но вот постоянно жить там… Я все-таки люблю Россию. В Таллине могла бы пожить — месяц или два. Даже в Ленинграде не стала бы жить, хотя там родилась. Я с 60-го года в Москве, это мой родной город.
Мне так было радостно, когда пришел Лужков: он много сделал, у меня было такое чувство, что Москва помылась и улыбается. А потом, когда ее стали застраивать этими огромными домами, такими, как, например, на Белорусской… Два огромных стеклянных монстра зажали маленькую церквушку, такое впечатление, будто она плачет. Ну стройте на окраине, в том же Крылатском…
Но лучше, конечно, не надо — я люблю свой район, живу здесь с 88-го года. До этого мы купили кооператив на улице Удальцова. А когда мы с первым мужем поженились, то снимали комнату у жены Алексея Денисовича Дикого — Александры Александровны на Пушкинской площади. Мы там два года жили с Алексеем, у нас тогда кооператив только строился. Это был очень хороший период. Сама Александра Александровна танцевала в балете Большого театра, она была ярким представителем старого поколения московской театральной богемы. Беспрерывно курила «Беломорканал», любила выпить. Мама у нее была женой белогвардейца и отсидела за это. К Александре Александровне приходило очень много интересных людей. Я помню, что познакомилась там с Евгением Евтушенко, Ниной Тимофеевой, замечательной балериной Большого театра.
Мы с Алексеем жили в комнате, в которой почему-то стояла детская мебель, но это была комната для прислуги… Кстати, когда мы с мамой после эвакуации вернулись в Ленинград, наша квартира была занята, и нас пригласил к себе в Таллин брат маминого отца, мой двоюродный дедушка. Там была большая квартира, но и семья была не маленькая, так что мы и там жили в комнате для прислуги.
А у Александры Александровны очень любил бывать Михаил Аркадьевич Светлов. Кстати, у нас учился на режиссерском отделении ВГИКа Сандрик Светлов, сын Михаила Аркадьевича. Сандрик сейчас работает на Мосфильме.
Бывало, что Михаил Аркадьевич прятался у Александры Александровны от своей жены, когда приходил пьяненький. Он спал на этой самой детской мебели. А напротив комнаты для прислуги была ванная. Близкие знали, что Светлов не любил мыться. И Александра Александровна говорила ему: «Миш, смотри, ванная напротив — прими ванну». — «Шурочка, я буду ее принимать, когда ее будут выдавать в таблетках». Александра Александровна рассказывала, как Михаил Аркадьевич отдыхал на юге. Сидит на берегу около моря в пиджаке, не купается, не загорает. К нему кто-то подходит и говорит: «Миш, ну чего ты не купаешься, вода 29 градусов?» — «Была бы 40, я ее выпил бы».
Они жили на Цветном бульваре, и Михаил Аркадьевич всегда ходил вечером в ресторан неподалеку. Что греха таить, он любил выпить. Все знают его ставший классическим ответ на вопрос: «Миш, почему ты пьешь?» — «Понимаешь, когда я выпиваю первую рюмку, во мне просыпается другой человек, который тоже очень хочет выпить». И вот однажды туда прибежала домработница и в ужасе сказала: «Михаил Аркадьевич, что делать, Сандрик выпил чернила?!.» И Светлов тут же ответил: «Пусть закусит промокашкой».
Кстати, у Александры Александровны часто бывал и Володя Высоцкий. Я помню, как он выпрашивал у нее краснощекинскую гитару, которую Алексею Денисовичу Дикому подарили цыгане. Она висела как реликвия, никто на ней не играл. И Володя упрашивал продать ему эту гитару. Поначалу хозяйка ни в какую не соглашалась. Потом он все-таки за сто рублей ее купил. Хранил, как зеницу ока, очень редко с ней выступал…
Помню, как Евтушенко читал там свое запрещенное стихотворение «Благодарность». Я его тут же выучила наизусть и читала в концертах, но не говорила, что автор Евтушенко. Потом мы с ним как-то встретились, я ему рассказала об этом…
С Александром Галичем была знакома, он же автор сценария «На семи ветрах». Мы даже дружили. Еще одна из незабываемых встреч — мы были в гостях у Марка Шагала. Он жил во Франции, в городе Вансе, и нам с Кулиджановым подарил по книге и репродукции с автографами. Но я же была дурочка, ничего не понимала, и все репродукции раздарила, хорошо, что книгу оставила… Шагал в то время очень увлекался керамикой. У него же были керамические мастерские, и там работали подмастерья, он только указания давал. Напоил нас кофе, много рассказывал. Он был тогда уже седой, но глаза пронзительно голубые. И я запомнила только одну историю.
Он сам из Витебска, очень любил этот город и страшно переживал во время войны, когда его бомбили. Прошло достаточно времени после войны, он жил во Франции, и к нему как-то пришел немецкий ас и принес неожиданный «подарок». Он вручил Шагалу фотографию разбомбленного Витебска, который он сам бомбил. На художника это произвело столь сильное впечатление, что даже по прошествии многих лет он рассказывал нам об этом со слезами на глазах…
— Лариса Анатольевна, вы так интересно рассказываете обо всех этих встречах, что хочется слушать и слушать. Вы не хотели бы написать книгу? Ведь большинство из этих людей — уже даже не уходящая, а ушедшая натура, а вы видели их, общались с ними…
— Такая задумка есть. Просто пока еще очень много съемок, да и в антрепризе играю. Но, надеюсь, что все еще впереди….
Беседовала Юлия СОЮСТОВА
От: Источник: Москвичка 11.06.2011,  
Похожие темы:
« Вернуться
|