Основные разделы:

 Мебель для спальни

 

 Мебель для детской комнаты

 

 Мебель для кухни

 

 Мебель для ванной комнаты

 

 

 Мебель для гостиной

 

 Мебель для кабинета

 

 Мебель для офиса

 

 Стулья, полукресла

 

 Мягкая мебель

 

 

 Стили мебели

 

 Кожаная мебель


Шкафы и шкафы-купе

Компания Протеплореализует алюминиевые радиаторы

Все о ванной комнате

Опубликовано: Март 22, 2012

Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова

Д амы и господа, герои архитектурных очерков нашего журнала – Дома (именно так, с большой буквы), особенные, выдающиеся среди множества своих собратьев по эпохе и архитектурному стилю. Таков и предмет сегодняшнего путешествия – единственный дом, построенный архитектором Павлом Федотовичем Алёшиным в Петербурге. Петербург, как архитектура и производная от нее атмосфера – торжество без радости. Под пышными фасадами сквозит тоска неуютной северной природы. Человеческие эмоции здесь, как деревце сквозь асфальт, пробиваются с усилием. Но, как гласит китайская поговорка, «где жизнь трудна, рождаются необыкновенные люди…»

В элементах интерьера Дома ярко выражен нетипичный для Петербурга стиль национального модерна, что ценно для русской культуры и меня лично – поклонника именно этого направления. Каждый из нас ищет в мире что-то свое, близкое, волнующее. Так я в этом Доме с обычным для Петербурга холодным, безразличным к зрителю фасадом нашел праздничность русского модерна, уютный мир русского Дома. Этим открытием я хочу поделиться с вами. Ракурсы, в которых сделаны фотографии, содержат мало общих планов; для меня вся ценность в деталях, в подробностях жизни.



Редакция электронного журнала «Женщина Москва» выражает горячую благодарность директору Детской библиотеки истории и культуры Петербурга и хранителю «Дома Бажанова» Мире Львовне Васюковой. Ее авторская экскурсия легла в основу этого очерка.

* * *

В 2009-м году «Дому Бажанова» исполнилось 100 лет. Он является памятником федерального значения. Началось строительство дома в 1907 году. Он строился (и сохранил свое назначение до настоящего времени как жилой) для членов торгово-промышленного товарищества Филадельфа Геннадьевича Бажанова и Анны Петровны Чувалдиной (тещи Бажанова). Поэтому дом нельзя называть доходным, квартиры в нем не сдавались в наем.

Сохранились анкеты членов товарищества, которые они заполняли перед началом проектирования Дома. В них содержались вопросы о составе семьи, где и в каких условиях каждый из них живет сейчас, сколько времени главе семьи приходится добираться на службу и множество других. Только после обработки этих сведений приступили к проектированию. Дом не такой уж и огромный, как кажется на первый взгляд, учитывая, что квартиры были большими – от 100 кв. м. Название Дома – «дом Бажанова» условное, как мы видим, владельцев у этой недвижимости было много.        

Библиотека занимает бывшую главную квартиру, которая принадлежала директору-распорядителю Товарищества и главному акционеру Филадельфу Геннадьевичу Бажанову. Бажанов прошел длинный путь из мещан (семья корнями своими относилась к старообрядцам) Ярославской губернии до директора-распорядителя одного из крупнейших торгово-промышленных товариществ, купца 1й гильдии. Это был человек интересный, выдающийся представитель купеческого сословия. О его характере и жизненных устоях можно судить по такому поступку. В ознаменование 25-ти лет жизни со своей супругой он подарил знаменитой иконе Тихвинской Божией матери в городе Тихвин ее убранство. Ступени, колонны выполнены в том же красном гангутском граните, что и фасад его дома в Петербурге. Памятную доску о пожертвовании Бажанова до сих пор можно увидеть рядом с иконой. 

Все помещения Дома, кроме квартиры хозяина (помещение библиотеки), до сих пор жилые. Пресса и петербуржцы часто называют Дом особняком, это не верно. Иллюзия особняка создается именно из-за квартиры Бажанова; она, благодаря своим размерам, действительно представляет из себя микро-особняк в центре большого жилого дома. Вторая причина ошибки в том, что с улицы Марата (бывшей Николаевской) в дом ведет единственный вход. Но, обратите внимание, справа находится арка и, войдя в нее, вы обнаружите еще три двора в глубину. Вход во все остальные квартиры Дома находится со дворов. Главная квартира Дома – квартира Бажанова располагалась по периметру первого двора на первом и втором этажах. Это была огромная квартира (порядка 40 комнат). Семья у хозяина была большая – 14 рожденных детей (сколько из них выжило, не известно). К моменту въезда семьи в этот дом детей было 11. Семья придерживалась в быту строгих патриархальных правил.

Фасад Дома (фото 1) выложен красным гангутским гранитом, в верхней части расположен резной фриз (фото 2) . Внутренние дворовые фасады облицованы майоликовой плиткой. Особенность той части памятника, которую занимает библиотека, в том, что только здесь сохранилось первоначальное убранство дома. Несмотря на реставрации, все, что представлено на фотографиях в этом очерке, подлинное. К моменту въезда сюда библиотеки были утрачены только две дубовые филенки. Их воссоздал замечательный художник-резчик и сейчас невозможно определить, какие именно детали неоригинальные. Вход в квартиру Бажанова был, кроме парадного, еще с первого двора и из-под арки. 

На лицевом фасаде Дома можно видеть трубы водостока, они подлинные медные. Несколько лет назад одна из них длинной 8 метров упала на припаркованный на тротуаре автомобиль. ТСЖ Дома взяло этот отрезок трубы на ответственное хранение. При ближайшем рассмотрении на поверхности ее были обнаружены следы то ли от пуль времен Октябрьского переворота 1917 года, то ли от осколков бомб и снарядов Великой Отечественной войны.

Обратите внимание на огромные окна. С их помощью архитектор выполнил одну из задач заказчика, чтобы все помещения хорошо освещались естественным светом. Вся оконная и дверная фурнитура подлинная, она до сих пор находится в прекрасном техническом состоянии (фото 3) .      

Путешествие мы начнем с парадной лестницы каражского мрамора (фото 4,  5, 6) . Сливово-брусничный цвет окраски стен холла (фото 7) был выявлен при реставрационных работах. И это один из немногочисленных подлинных цветов интерьера дома. Дверь с парадного входа прекрасно сохранилась (фото 8, 9) .

Архитектор этого Дома Бажанова Павел Федотович Алешин построил в Петербурге только это здание. Родом он из Киева. Заказ на проект Павел Федорович получил будучи еще очень молодым человеком. После окончания института гражданских инженеров он продолжил обучение в Академии художеств. Он был не первым архитектором этого Дома. Первый скоропостижно скончался, не успев завершить работу. Алешин весь комплекс работ взял на себя. Кроме таланта, кроме невероятных профессиональных способностей он привнес в этот проект весь свой молодой задор. В проекте этого Дома ощущается смелость и безусловный талант. Павел Федотович почти наш современник. Он дожил на середины 50-х годов 20 века, стал вице-президентом Академии архитектуры Украины, построил в Киеве много интересных зданий.        

Гости «Дома Бажанова» часто спрашивают, кто автор каминов (кроме Врубелевского), фриза в Холле. К сожалению, исторических документов на этот счет нет. Архитектор Алешин был очень хорошим рисовальщиком, не исключено, что авторство архитектурных деталей интерьера принадлежит ему.

Парадная лестница

Пространство парадной лестницы необычно (фото 10 , 11 ). Прежде через световой фонарь на потолке (самый большой в доме) (фото 12) ее освещал дневной свет. Сейчас стекла окрашены, но сохранились бронзовые переплеты и само устройство светового фонаря. Он транзитом проходит через вышерасположенную квартиру до самой кровли. Над библиотекой в настоящее время находятся мастерские художников. Фонарь парадной лестницы с их стороны заделан паркетом. Наверху для обслуживания фонаря предусмотрена специальная комната. С ним связана самая стойкая легенда Дома. Рассказывают, что непосредственно в световом фонаре располагался аквариум, в котором плавал огромный сом. Администрация библиотеки справлялась у специалистов, возможно ли было размещение в этом пространстве аквариума. Они этого не отрицают, ведь перекрытия в доме железобетонные. Однако ни в одном историческом документе упоминания об аквариуме не найдено. Так что это красивая, но все же легенда.  

Под световым фонарем отчетливо видны два вензеля (один с инициалами самого Бажанова – Ф.Б., второй – с инициалами его супруги – Е.Б.). 

Гости часто спрашивают, где же на лестнице привычные витражи. Их здесь не было. Сейчас нельзя узнать, были ли сводчатые окна (фото 13) парадной лестницы окрашены в нынешний черный цвет. К моменту въезда библиотеки в это здание, они были именно такими. Известно только, что пространство парадной лестницы Алешин решал именно в черно-белых тонах. За стеклами находится узкий коридор с дверью, за которой квартира Бажанова продолжалась. Сейчас дверь эта заложена.

При реставрации слева от верхнего пролета лестницы были открыты изящные арочные проемы балкона (фото 14) , образующие холл 2 этажа. В советские времена, когда здесь размещалась библиотека им. А.П. Чехова, холл был закрыт огромными листами фанеры, окрашенной в салатный цвет и запирался на ключ, к которому была прикреплена бирка «Тёщина комната». Откуда такое название – неизвестно.

Приемная хозяина и знаменитый камин

Это первая комната от парадной лестницы (фото 15) . Облицовка декоративных панелей стен – ореховое дерево. На дверях резные филенки (фото 16, 17) . Резьба на потолочных балках (фото 18) . Панели оконных проемов украшены майоликовыми вставками (фото 19, 20 , 21 ), выполненными по эскизам замечательного русского художника Серебряного века М.А. Врубеля. С именем Врубеля связана и главная гордость и Дома. Здесь в Приемной находится самый известный майоликовый камин художника – «Вольга и Микула Селянинович» (фото 22, 23, 24) . Камин был предложен к моменту завершения строительства Дома мастерской П.К. Ваулина и Гельдвейна, которая находилась в Кикерино под Петербургом. Самый первый вариант камина по этому сюжету делали в Абрамцевской мастерской к Парижской выставке 1900 года М.А. Врубель и П.К. Ваулин. Камин получил на выставке Золотую медаль. Тот самый первый экземпляр, по всей видимости, был продан, следы его теряются. В библиотеку посмотреть на камин часто приезжают москвичи из разных музеев и сотрудники музея-заповедника «Абрамцево», где есть разборные панно по этому сюжету. Есть такое панно и в Русском музее. Но цветовая гамма, при общем сюжете, совершенно другая. У камина в доме Бажанова деталей в сюжете больше всего. Отличить многочисленные вариации можно по лицам птиц-сирин. Они у всех разные. Какой же камин тот самый парижский с выставки? Точно не этот. Это, скорее всего, одна из самых поздних работ Ваулина и изготовлена она не в Абрамцево, а здесь под Петербургом в его мастерской примерно в 1909 году. Все камины в доме в рабочем состоянии, все дымоходы исправны, но каминами в библиотеке не пользуются из соображений пожарной безопасности.

Как показывает опыт экскурсий по дому, гости плохо знают былину о Вольге и Микуле. А только зная ее сюжет, можно понять почему такой взгляд у Микулы Селяниновича, отчего так сердит Вольга и смотрит сверху. Вообще, на камине много не атрибутированных деталей, например, есть неизвестный персонаж – голова у него лошадиная, а рога оленьи.

На майоликовых вставках в стеновых панелях изображены васильки, хотя кому-то они могут показаться чертополохом, шишки и павлин. Все подоконники в доме мраморные. Отопление по тем временам было установлено самое современное – паровое. Все помещения кондиционировались, т. е. через систему вентиляции подавался предварительно нагретый и увлажненный воздух. Дом находился на полном самообеспечении.

Особое внимание стоит обратить на так называемые «подвесные дворы» – огромные пространства (подвалы и полуподвалы непосредственно под домом – существуют отдельно) расположенные под асфальтом дворов. Как сейчас делают подземные гаражи, так в доме Бажанова было создано полноценное подземное пространство с потолком. В настоящее время оно никак не используется и находится в ветхом состоянии. Идет постоянная борьбы с грунтовыми водами и приходится регулярно проводить ремонт инженерных коммуникаций.  

Свое подлинное убранство, кроме Приемной, сохранили следующие помещения парадной части квартиры: Кабинет хозяина, Гостиная, Малая и Большая столовые, Холл, Фойе с камином. А вот мебель для каждой комнаты после реставрации делали специально по эскизам администрации библиотеки. Готовую мебель тонировали непосредственно в тех комнатах, где она должна стоять, чтобы максимально точно воспроизвести оттенок декоративных панелей стен. Из Приемной мы вернемся к парадной лестнице в холл 2 этажа.

Холл

В центре холла обращенный к лестнице находится камин в замковом стиле. Он оформлен майоликовой плиткой и медной панелью с чеканкой с изображением старинного корабля дракара (фото 25) . Как и все остальные в этом доме, камин изготовлен в мастерской Ваулина и Гельдвейна. В верхней части камина находится декоративный фриз. Весь фриз со сценами из крестьянской жизни расположен по стенам под потолком (фото 26, 27) . Автор его неизвестен. Каждое панно имеет собственный сюжет и название. В целом сюжет фриза воспроизводит сельские работы и виды отдыха во все времена года: престольный праздник, игры детей. Отчетливо видны более 50 персонажей детей и взрослых.

Из окна холла виден первый внутренний двор Дома. В разных дворах цвет плитки декоративного фриза под крышей различен, это оттенки синего и зеленого. Плитка в настоящий момент находится в очень плохом состоянии, нередко отваливается.

Потолок в холле достоин особого внимания (фото 28) . Его реставрация представляла самую сложную задачу; он был сильно разрушен протечками с верхних этажей. К тому же в его оформлении нет повторяющихся деталей. 2 года пришлось искать не просто лепщика, но лепщика-художника. И такой мастер нашелся, его имя Павел Куделич.                  

Автором проекта реставрации «Дома Бажанова» была Роза Ивановна Суслова. Благодаря ее строгости, принципиальности и незаурядному художественному вкусу внутренним интерьерам был возвращен их первоначальный блеск. 

Кабинет хозяина

Стеновые панели, деревянные элементы камина здесь изготовлены из красного дерева. При реставрации обнаружилось, что на некоторых из них сохранился первоначальный слой лака. В правой части камина (фото 29) видна бронзовая ручка (такая есть у каждого камина в этом Доме). При повороте ручки открываются заслонки, приводящие камин в рабочее состояние – он готов к топке. 

Во всем Доме подоконники мраморные (фото 30) . Во внутренних квартирах Дома использован так называемый голубой мрамор, на самом деле по цвету он серый. В парадных же помещениях квартиры хозяина он разных оттенков, в том числе белый и черный.

Потолок в кабинете кессонированный, он заполнен интенсивной лепкой (фото 31, 32) . Радиаторы батарей новые, подлинные же имели значительно больший размер. В этом помещении в настоящий момент находится читальный зал. 

Фойе с камином

Рама камина выполнена из дуба (фото 33) . На майоликовых облицовочных плитках изображены розочки в стиле модерн (фото 34) . Этот мотив повторяется в виде инкрустации на всех дверных проемах (фото 35) . Именно эту розочку Государственный Эрмитаж поместил в  свой буклет по модерну вместе с деталями камина «Вольга и Микула». И это, несмотря на то, что о русском модерне рассказа в книге не было. На потолке можно увидеть изящный кованный фонарь (фото 41) .

Грушевая гостиная

Эта гостиная – дамско-детское пространство, разительно отличающееся от строгого мужского пространства кабинета. Изначально ниже барельефов бронзовых бараньих головок (фото 36) на стенах была натянута ткань. Многие посетители задаются вопросом, почему в интерьере Дома так много бараньих голов. Скорее всего, вспомнив мифологию, будет верным предположить, что их изображения являются символом богатства и использованы для привлечения в семью достатка. 

Все дверные ручки в Доме исполнены в одном стиле, и только здесь, в Грушевой гостиной, ручки украшены изображением розы в стиле модерн (фото 37) .

Над дверями размещены изящные вставки в виде чеканки (техника гальвонопластики): символические изображения детства (фото 38) , юности и зрелости. Изначально они были сделаны из гипса. Эти лица связаны с семейством Бажанова, но как именно, никто не знает. За это говорят слишком характерные, не классические лица персонажей. Справа и слева от портретов на дверной коробке находятся резные вставки из грушевого дерева. Эта порода древесины относится к дорогим и часто используется именно для украшения интерьера резными деталями. Шпон грушевого дерева очень тонкий и от времени и неаккуратного обращения был сильно поврежден. Текстура у него мягкая, нежная и теплая. Текстура дерева, примененного в оформлении разных комнат, на ощупь – это необычный и очень интересный способ знакомства с этим Домом. И атмосфера в пространстве Грушевой гостиной особенная – выражено теплая. Дверь Грушевой гостиной (фото 39) . 

В гостиной под потолком размещен замечательный лепной фриз (намазная лепка) с видами южного, скорее всего, крымского парка (фото 40) . Внучка Бажанова во время посещения Дома рассказала, что у семьи в Крыму были свои любимые места. Отчетливо видны фонтаны, мостики, скульптуры, деревья. Иностранные гости особенно восхищаются фризом, и это понятно, таких экспонатов осталось совсем немного.            

Малая столовая

После парадной лестницы из Холла квартира шла вдоль улицы  двумя анфиладами. Мы только что прошли по правой (идущей вдоль фасада, ближней к улице), а была еще и левая с окнами во двор. Левая внутренняя анфилада вела из Холла в Фойе, затем в Малую и Большую столовую. В Малой столовой собирались тесным семейным кругом, скорее всего без детей.

Стены здесь отделаны дубовыми панелями. В стены прежде был встроен буфет. Оригинальная дверь не сохранилась, при реставрации новая дверь была стилизована под окружающий интерьер. Бра воссозданы по историческим фотографиям. Люстра здесь была очень любопытная. Осталась она только на фотографии. Сложная, украшенная мужскими фигурами, вазой и тарелкой. Современная люстра в Малой столовой (фото 42) . Библиотека не теряет надежды, если появится финансовая возможность, восстановить ее. Лепка на потолке тончайшая.

Второе название комнаты – Гербовый зал. Над каждой из 4 дверей размещен герб города: Петербург, по диагонали Москва, Ярославской губернии, откуда родом Бажанов, и герб Олонецкой губернии (фото 43) . Олонецкая область находится в Карелии на границе Ленинградской области. Товарищество Бажанова имело там свои экономические интересы, земли, оттуда родом был друг и кум Бажанова Кириллов. Контакты библиотеки с потомками обитателей этого дома идут по двум линиям Бажановых и Кирилловых. Эти семьи жили в доме вместе, вместе росли их дети.                      

Большая столовая

Стены Большой столовой отделаны дубовыми панелями, а в центре возвышается огромный камин, украшенный майоликовой плиткой (фото 44) и замечательной инкрустацией типичных для модерна цветов – ирисов. Такие же ирисы в виде инкрустации (фото 45) – это видно на старых фотографиях (фото 46)   – повторялись на всей мебели Большой столовой.

Знаменита эта комната тем, что все пространство стен от декоративных панелей до потолка занимал «Богатырский фриз» Николая Константиновича Рериха, который он сделал по заказу Бажанова (см. статью В. П. Князевой «Богатырский фриз» ). Сохранилась переписка Рериха с Алешиным , в которой согласуется оттенок дубовых панелей и все прочие существенные для исполнения заказа детали. «Богатырский фриз» представлял из себя огромные полотна на былинные сюжеты: «Илья Муромец», «Соловей разбойник», «Вольга»,  «Микула Селянинович», «Витязь», « Боян», «Садко – богатый гость». В Русском музее в корпусе Бенуа представлены 4 полотна из фриза, Садко до сих пор хранится в запасниках музея. В середине 60-х годов прошлого века картины были переданы туда на реставрацию и постоянное хранение. За последние 25 лет целиком фриз в России не выставлялся. Несколько лет назад в Голландии на выставке, посвященной сказке в творчестве русских художников, можно было увидеть фриз полностью.

Под потолком прежде располагались открытые хо`ры. Все помещения после Большой столовой имеют низкие потолки, художественного убранства там нет. В этих комнатах появляется еще один уровень. Если смотреть со двора – это 2 этаж, а следующее помещение будет уже 3 этажом, хотя конструктивно это тот же второй этаж. В этом помещении есть как внутренняя лестница на хо`ры, так и наружная. Внутренняя лестница заделана, когда неизвестно. Личные комнаты хозяев, по всей видимости, были в других пространствах второго этажа, которые не принадлежат библиотеке, а заняты в настоящий момент частными квартирами (на этажных планах видны ванные и туалетные комнаты).

Люстра в столовой подлинная (фото 47) . Лампочки меняются через боковые стекла, в которых есть дверцы. Стекла новые, с тех лет осталось лишь одно. Особую сложность при реставрации представляло воспроизведение «морозного узора» на стекле, эту работу выполнил Павел Куделич. Эта технология была утрачена.

В большом помещении на первом этаже в корпусе, расположенном через двор, был зал заседаний Товарищества Бажанова и Чувалдиной. Офисные же помещения у них размещались в Апраксином дворе. Этот зал был предназначен для собраний именно жильцов дома – членов Правления Товарищества Бажанова. В зале была разборная сцена, прекрасные дубовые панели украшали стены. До наших дней не сохранилось ничего. На его месте находится обычная коммунальная квартира. Из квартиры Бажанова из гардероба на 1 этаже был вход в этот зал.  

Белый зал

Из Большой столовой в Белый зал вели огромные раздвижные двери с мастичной лепкой. Такая же лепка украшает пространство над зеркалами (фото 48) . В оформлении зала участвовал скульптор Л.А. Дитрих. Зал исполнен в торжественных бело-золотых тонах (фото 49, 50 ). Во время реставрации были заново воссозданы только плафоны в виде шишек, расположенные по периметру зала под потолком. В остальном облик помещения первоначальный. Если открыть все двери анфилады комнат, идущей вдоль фасада дома, то в зеркало Белого зала можно увидеть Врубелевский камин из Приёмной хозяина.

В зале великолепная акустика, это один из лучших камерных залов Петербурга. Библиотека проводит в нем концерты (только на некоммерческой основе), выставки и  конференции. 

* * *

Наше путешествие по «Дому Бажанова» окончено, пора прощаться. Эта встреча из тех, которые помнятся долго. Такие Дома, как родные по духу люди, становятся частью нашей судьбы, помогают жить…

P. S. Другие фотографии Дома размещены на сайте, посвященном жизни и творчеству Павла Алешина alyoshin.ru и в замечательном очерке Глеба Пекного (написанного им – обратите внимание! – в школьном возрасте).

* * *

Список рекомендуемой литературы

1. Князева В.П. "Богатырский фриз" // Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 105-117.
2. "Памятники архитектуры Ленинграда", 1976, с. 402.
3. Пунин А.Л. Богатырский фриз Н. К. Рериха // Вопросы архитектуры и графики, Л-д.: ЛИСИ, 1964 г.
4. Ромм М.Д "Улица Марата, 72" в журнале "Ленинградская панорама", 1988, № 5.
5. Ясиевич В.Е. Творческое кредо зодчего. К 100-летию со дня рождения П.Ф. Алешина //  Строительство и архитектура, 1981 г., №3.
6. Матвеев Б., Колотов М. Дом Бажанова // Диалог 1990 г., №35.
7. Ясиевич В.Е. Киевский зодчий П.Ф.Алешин, Киев, 1966 г.
8.  Ясиевич В.Е. Павел Алешин // Советская архитектура, 1969 г., №18.
9. Березкин Л. В гостях у купца Бажанова. Через 100 лет после новоселья // "Известия" 24.01.2001 г.
10.  Бычков Н.К. Рерих. Богатырский фриз // Огонек, 1987 г, № 24.
11.  Васильева О.А. История реставрации камина "Микула Селянинович и Вольга". М.: Пинакотека, 1997 г.
12. Гашкова Г.Н. Судьба обитателей Дома Бажанова//Десятые открытые чтения Института Петербурга. СПб, 2003.- С.16-24
13. Гашкова Г.Н. Обитатели Дома Бажанова// Северный модерн. Диалог культур .- Спб, Европейский дом.-2005.-С.102-112. Ил. Из собрания библиотеки.
14. Кириков Б.Н. Дом Ф.Г.Бажанова. // Кириков Б.Н. Архитектура петербургского модерна.-Спб.-2003.-С.133-142 15. Пунин А.Л. Сказ о богатырях земли русской// Северный модерн. Диалог культур .- Спб, Европейский дом.-2005.-С.93-101. Ил.

* * *

Текст: Сергей Селихов



От: Источник: БезФормата.ру 22.11.2010,  




Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Этот неожиданный июньОбъявляется начало конкурсного отбора на получение субсидий НКО.... »