Опубликовано: Март 28, 2012
31.01.05 Шедевры старого кино. «Девушка с коробкой» 31 января 2005 года в 11:00 на телеканале "Культура" шла реклама - первый рекламный фильм российского кино. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда... Так уж получилось, случайно или по воле провидения, но две немые советские картины, ставшие классикой, были сделаны в рекламных целях. И рекламировали они по заказу Наркомфина государственные выигрышные займы, попросту говоря, - облигации. В искусстве царят свои, неведомые нам до конца законы. И порой, они с лёгкостью нарушают наши устоявшиеся представления. Человек предполагает, а боги располагают. То, чему изначально уготовано серьёзное место в искусстве - оказывается надутым мыльным пузырём, а то, что начиналось с шутки, с мелочи, например, с пропаганды облигаций в далёких двадцатых годах прошлого века - живо и по сей день.
Первая картина на данную тему - это фильм Якова Протазанова «Закройщик из Торжка» с бесподобным молодым Игорем Ильинским. Вторая картина - фильм Бориса Барнета «Девушка с коробкой». Оба фильма были сделаны на фабрике «Межрабпом-Русь», где режиссёры состояли на службе. Протазанов - корифей ещё русского дореволюционного кино, успешно поработавший за границей и вернувшийся назад, умудрённый кинематографическим опытом и самой жизнью профессионал. Барнет - новичок, ему всего двадцать пять, и «Девушка с коробкой» его первая самостоятельная постановка. В «Девушке с коробкой» у Барнета с особой неприкрытой чистотой проявилась важная черта его творческого мира - поэзия вещей. Повседневный быт, улицы большого города и улочки с домиками пригорода, поезда, трамваи - весь вещественный, материальный мир передан режиссёром с какой-то особой, присущей только ему теплотой. С особым барнетовским лиризмом. И люди... У Барнета в большинстве картин нет плохих героев. Вот и в «Девушке с коробкой» мадам Ирэн и её муженёк, конечно, те ещё товарищи, но при этом они по-своему трогательны и милы. Они не вызывают злобы. Барнет как бы прощается с подобными героями: на дворе двадцать седьмой год, время нэпа подходит к концу, и скоро уже перестанут прогуливаться по Пятницкой или по Трубной площади эти франтоватые молодцы... Не будет и таких вот пригородов. Москва накатит на ближайшие предместья и сотрёт их с лица земли, поглотит. Изменится и облик самого города, всё станет другим, изменятся люди... Прогресс, извечное движение вперёд неминуемо. И со всем этим уходящим миром вещей и людей, проносящимся мимо, как поезда, Барнет будто бы прощается, спешит запечатлеть на плёнке мимолётность жизни. Отсюда в картине так много общих планов, напоминающих порой документальные кадры. Поэзия вещей и мелочей будет и дальше отличительной чертой лучших барнетовских лент. И в «Доме на Трубной», и «У самого синего моря», а в таком шедевре как «Окраина» - дойдёт до уровня какой-то великой грандиозной фрески. Марк Кушниров, исследователь творчества Барнета, сравнивал режиссёра с ребёнком, увлечённым украшением ёлки. На ветви сюжета Барнет, подобно мишуре и игрушкам, любовно и страстно навешивает всё новые и новые подробности. Любя вещи, подробности и детали, Барнет легко с ними играет. И потому даже самое невероятное смотрится здесь органично, хотя местами и очень смешно. Органично в этот карнавал, в этот праздник вещей вписывается и облигация. Кстати говоря, только во второй половине фильма. Если бы Борис Васильевич был философом, то наверняка, где-нибудь, когда-нибудь, да обмолвился: «Материя - есть произлияние духа». Но Барнет не был философом, не любил он рассуждать и теоретизировать своё творчество. Поэтому обмолвимся за него мы: «Материя - есть произлияние духа». Во всём этом бурлеске вещей и подробностей, есть сцена, гениально решённая на контрприёме. Герой и героиня остаются в совершенно пустой комнате! Вся мебель, все вещи унесены. Остаётся только несколько шляпных коробок (ну, куда же без них!) и два человека. Как говорил Марсель Марсо: голый человек на голой сцене... Только здесь людей двое, и они влюблены друг в друга... Про эту сцену Барнет написал: «Работая, мы пришли к удивительно приятному для себя факту: можно было строить сцены, впечатляя ими не только монтажно, но и самой мизансценой». А ведь в то время монтаж был богом кинематографа! В «Девушке с коробкой» Барнет впервые нащупывает свой собственный путь. «Девушка с коробкой» - первая советская лирическая комедия. С тех пор жанр лирической комедии сильно развился. В последующих поколениях режиссёров появились свои корифеи лирической комедии. Но истоки всегда остаются истоками. Вот прекрасная сцена из «Девушки с коробкой». Илья Снегирёв требует от Наташи, чтобы она подписала заявление на развод. Двое людей ругаются, подают на развод. А мы понимаем, как же они друг друга любят! И вспоминается сцена из другой, более поздней лирической комедии - «Служебного романа». Помните, как Новосельцев приходил к своей возлюбленной начальнице с заявлением об уходе, а она не хотела подписывать? После обсуждения картины репертуарным отделом был вынесен убийственный вердикт: «...вместо комедии, близкой к советскому быту вообще, в постановке получилась халтурная выдумка с элементом хулиганства, испортившая хорошую тему о жилплощади». Однако картина не была положена на полку. И слава Богу! Фильм сразу же по выходу снискал любовь зрителей, был благодушно принят прессой и профессионалами. Это был настоящий успех! Такое единодушное одобрение всего несколько раз выпадало на долю Барнета за его долгую жизнь в искусстве. Но кто же она, эта очаровательная «девушка с коробкой»? Её сыграла актриса Анна Стэн. О ней мало известно. Родилась она в Киеве. Стэн - псевдоним, настоящая фамилия в разных источниках называется по-разному. Снялась в нескольких немых лентах. Жила в маленькой комнате в большой коммуналке на Никитском бульваре. В начале тридцатых годов уехала заграницу и так и не вернулась. Снималась в Голливуде, но далеко не в главных ролях. Сейчас она уже почти забыта. Но тогда... Сколько простых зрителей влюбилось в эту милую девушку с коробкой... Да и не только простых... Никита Михалков был тоже влюблён в героиню этой незамысловатой ленты и пересматривал «Девушку с коробкой» перед каждым свои новым фильмом, чтобы напитаться барнетовским светом. Одним из сценаристов «Девушки с коробкой» был поэт Вадим Шершеневич, лидер имажинистов. Телеграфиста Фогелева сыграл Владимир Фогель, знакомый Барнета ещё по кулешовской студии. Фогель сыграл во многих классических немых лентах, в том числе в «Третьей Мещанской» Абрама Роома. Трагически погиб в двадцать семь лет. Илью Снегирёва сыграл красавец Иван Коваль-Самборский. Его судьба тоже сложилась трагически. В 1938 году он был репрессирован. Но не погиб в лагерях и даже вернулся в кинематограф. И, наконец, прекрасный дуэт мадам Ирэн и её муженька составили Серафима Бирман и Павел Поль. Серафима Бирман сыграла позже у Сергея Эйзенштейна в «Иване Грозном» одну из своих лучших ролей в кино. Одна из афиш того времени гласила: «Какой тут может быть спор! Делим вопрос на две части: 1) Опоздать на «Девушку с коробкой» - позор! 2) Не видеть её совсем - несчастье!» Ну, что ж поспешим и мы, прильнуть к экрану. Окунёмся в мир улиц, пригородов, вещей и людей, которых уже давно нет на свете, и которые с такой теплотой и любовью запечатлел для нас Борис Васильевич Барнет. (По материалам программы «Шедевры старого кино», автор текста Евгений Сулес) Борис Барнет в Музее кино. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (1)
Похожие темы:
« Вернуться
|
That's a cerative answer to a difficult question
1