Опубликовано: Март 28, 2012
Наша телеакадемия не один раз отмечала ее оформление канала статуэткой ТЭФИ. Да что там академики? Серебряная награда в Риме на Promax & BDA Europe в самой престижной номинации - «Лучшее оформление канала». Публикации о Елене Китаевой, главном дизайнере телеканала «Культура», а в творческой среде больше известной под псевдонимом Мао, можно найти в лучших мировых изданиях, пишущих об искусстве. Уровня ART News, например. И у нас тоже можно найти... - Вы ведь еще и действующий современный художник? Давно вы начали заниматься искусством? - Еще в институте начала делать футуристические плакаты. Но это не искусство, скорее арт-дизайн. У меня сложное отношение к современному искусству. Оно или не слишком профессионально, или представляет собой кальку с западных стандартов. Листаешь каталог и видишь, как много компиляций. Нового мало, разве что «Синие носы». Но современное искусство дает кучу находок для дизайна.
- А кто креативнее? - Сейчас дизайн - это технологии. Человек с именем, имея огромное количество идей и заказов, делает генеральные зарисовки, какие-нибудь почеркушки ручкой. А за его спиной стоит тонна китайцев, которая все это доводит до производства. - Так вы все-таки современный художник или дизайнер? - С трудом различаю дизайн и искусство. Стерлись границы. Идеи искусства могут родиться в рекламном ролике, в клипе модной певицы. А реклама в свою очередь использует находки искусства. Правда, иногда большую идею спускают на бытовой, потребительский уровень. - Вы ведь работали в «Премьер СВ». Как вы попали в рекламу? - Просто пересеклись случайно с Юрой Грымовым. - Кем вы там были? С какими брендами работали? - У нас не было должностей, все делали все: наружную рекламу для мебельной фирмы «Шик», рекламные ролики колготок с Ренатой Литвиновой, обливавшей кого-то алкоголем. Параллельно я работала для ИМА-пресс. Еще было много политических заказов. Мы делали кампанию «Ельцин - наш президент». Знаменитые кадры, где он пляшет. Предвыборную кампанию для Лебедя. Но все это скорее зарабатывание денег. Тогда у заказчиков был такой заход: «Я плачу деньги, и делай, что сказано. Сказано нарисовать виньетку, рисуй виньетку». Поэтому, как только в 97-м году появилась возможность уйти, я сразу ушла. - Куда? - На НТВ. Люблю менять жанры. Параллельно делала выставки в Центре современного искусства, вообще вращалась в художественных кругах. И там тоже все только начиналось. И телевидение тогда было допотопное. Межпрограммка сводилось к тому, что показывали фотографию осеннего парка и на ней было что-то написано. Никакой графики. Только от НТВ более или менее веяло свежестью. На канал меня позвала Лена Курляндцева, знаменитый тележурналист, куратор и критик, которая сейчас умирает от рака. С НТВ и началась революция в российском теледизайне. - Вы участвовали в разработке логотипа с зеленым шариком? - Нет. Я вообще плохо к нему отношусь - не люблю логотипов, привязанных к какому-то предмету. Люблю, чтобы в дизайне была история, действие. Я как дизайнер исповедую беспрерывное движение. - Поэтому вы и придумали те заставки с медведем, силачом и ребенком, когда сверху падает водопад зеленых шариков? - Да, и это была реакция на этот оскопленный шарик, который был одинок, находился в пустоте. Хотелось растормошить его. - А почему ушли с НТВ? - Это было время Левина. И работать с ним в какой-то момент стало трудно. Он мне иногда говорил: «Ты ведь не сидишь с Гусинским на одной лавке в синагоге, а я сижу». Мол, я никогда не пойму истинных ценностей НТВ. Я ушла, а Сережа Шанович пришел. - На «Культуру»? - Сначала немного поработала на «России». Когда там работала, ходила на «Культуру» и факультативно им делала заставки. На «России» не удавалось добиться живого дизайна. - Как на «России» называлась ваша должность? Не помню. Слова «дизайнер» у них тогда не существовало. - А кто до вас официально делал дизайн на «Культуре»? - «Видео Интернешнл». Там была такая книга с перелистывающимися страницами и еще какой-то козел. На самом деле это был сатир с гигантскими козлиными рогами. Тогда было модно дробить картинку на квадратики. Они перемещались относительно друг друга. В этих квадратиках появлялись книги, театральная маска и эта скульптура козла, который почему-то доминировал, занимал самый большой квадрат. - И что вы сделали с этим козлом? - Они уже понимали: что-то тут не то. В то же время не хотелось заштампованных символов культуры: палитра, кисточка, театральная маска - в общем, первого, что приходит в голову. Я предложила сделать шрифтовую историю: слова, буквы. И они согласились. - У вас были какие-то референсы? В том смысле, что было ли на кого оглядываться из зарубежных каналов аналогичной ориентации? - Подобные зарубежные каналы - Arte, Mezzo - немного другие. Они ориентированы больше на современное искусство, современную литературу и музыку. Но там мало межпрограммных заставок. Я общалась, например, с дизайнером канала 3sat, и он даже присылал мне кассету с работой, которую он делал год. Я когда получила эту кассету, думала - будет чему поучиться. А там возле кустов стоят люди разных национальностей: метисы, мулаты, индусы, полунегры, полукитайцы. А это ведь европейский канал. И они встряхивают волосами в рапиде. И у них такие умиленные лица. Вот такое у них оформление. Я этого не понимаю. И почему в кустах? А вы говорите референсы. - Так что с каналом «Культура»? - Они приняли вариант со шрифтовым дизайном и пригласили меня работать. К тому времени уже закончились мои отношения с «Россией», и я согласилась. - Получается, что вы ушли от одной допотопности к другой? - Да, но работать на канале, который рассказывает о культуре, литературе, о балете, намного приятней, чем на канале, дающем в эфир какое-нибудь гнусное политическое шоу. Или юмористические передачи, призванные веселить народ. Это просто жутко. А я всегда мечтала, как и любой художник, делать то, что мне близко. - По деньгам это был невыгодный переход? - Денег существенно меньше. И до сих пор это так. Иногда коллеги говорят: «Ну, у Лены такая скромная, недорогая графика». Они просто не понимают, с какими бюджетами мы работаем. - А куда уходят деньги в телевизионном дизайне? Что именно требует финансовых вложений? - Невозможно сделать хорошую студию за 5 тысяч долларов. Нельзя из картона сделать то, что делают из стекла и металла. Или на 20 квадратных метрах получить тот же пространственный эффект, что и на 500. Я, например, не могу заложить съемку из космоса Русского музея в Петербурге. Невозможно пригласить специалиста высокого класса на 600 долларов в месяц. Потому что он в другом месте получит 3-4 тысячи. Так что когда мне предъявляют претензии - там кривенько, там косенько, я к этому отношусь спокойно. Знаю, из каких это крошек лепится. Почти все делается на подвижническом энтузиазме. Кроме того, есть трудоемкий экзекьюшен. Если у тебя работают 5 человек, а не 45 - это большая разница. Здесь одними и теми же руками делаются и анонсы, и передачи, и студии. - И при этом вы все-таки получили международный приз за оформление телеэфира в Риме. - Да, но за участие в этих конкурсах надо платить деньги. У нас очень тяжело пройти все бухгалтерские инстанции с оформлением документов. Мне тогда на канале сказали: «Мы тебе все оплатим, но это будет длиться три месяца». С такой процедурностью никогда никуда не попасть. В какой-то момент я поняла, что это непроходимо, и просто заплатила свои деньги, послала в Рим наши работы, и в результате мы получили премию. Если бы я этого не сделала, мы бы до сих пор отсылали в Италию разные факсы с платежками. У них там такого способа коммуникации уже давно нет, все платится по карточке. - А теперь ставлю вопрос ребром: какова концепция визуального оформления телеэфира на канале «Культура»? - Красивых слов не ждите. Могу сказать, что вначале была шрифтовая история. Ее смысл: культура как текст. Как видоизмененная, преломленная в человеческом сознании реальность. Поэтому и появилась идея искусственности, возведенной в абсолют. Шрифтовая история - это был пик формализации, когда форма превыше всего. Отдельно существующая буква, путешествующая в пространстве. Потом возникло отстраненное белое пространство, футуристичное, очищенное от деталей, в котором действуют абстрактные персонажи. Утрированно умозрительные, обобщенные, безликие, лишенные атрибутов индивидуальности, без возраста, без пола, холодные, почти манекены. Читающие пустые книги, по которым текут реки букв. Нереальная среда, не имеющая к жизни никакого отношения. Все будто сделано из воздуха и света. Какие-то юноши с арфами. Это была квинтэссенция искусства, отделенного от бытовухи, от жизни, со смертями, слезами, кровью. Там - деньги, брошенные старики. А здесь этого нет, все очищено. - А как же девушка в красном и с красным же веером? Она очень даже имеет признаки пола. Талия у нее имеется и все остальное. - Это у нас была оперная дива. Но она ведь почти нереально графична, эфемерна и бесплотна. - Это все идеальная история, а ведь на канале много программ. Трудно, наверное, удерживать целостность дизайна? - Да, масса производителей со своими диковатыми шапками, своим дизайном внутри программ. Кинопоказ, ретропередачи, какие-то не очень высокого уровня архивные съемки. И нужно сделать что-то взвешенно нейтральное, чтобы все объединить. Вот на НТВ, например, идеальная ситуация, выстроенная еще Левиным, - все делается в одном месте. Все под контролем. Ничто не прошмыгнет мимо носа. Для «Культуры» это еще и потому так актуально, что форматы передач намного мельче, чем на других каналах. Меньше глобальных, часовых программ. Получается разношерстная, расщепленная среда, калейдоскоп такой. И мечта любого дизайнера тотально все облагородить, подчистить, привести в порядок. - Кого вы себе представляете в качестве зрителя, когда придумываете дизайн? - Канал «Культура» - это заповедник. Его зрители - прекрасная аудитория, которая тянется к искусству и составляет золотое достояние страны. - Что вы хотите, чтобы почувствовал этот прекрасный человек, нажавший пятую кнопку на пульте? Должно быть ему тепло и уютно в том мире, который вы ему предлагаете? - Я ненавижу слово теплота. И слово уют. Люди, которые приходят ко мне в дом, обычно говорят: «Как-то у тебя неуютно». Я люблю атмосферу чистоты и пустоты, чтобы было очень мало предметов, много света, пространства, воздуха. Не люблю маленьких помещений, насыщенных вещами. Мне нравятся пространства, где можно бродить в пустоте, в которой из тебя самого рождаются образы. У нас на канале сейчас именно такое пространство - без пола, без неба. Шрифтовая стена, зеркальный пол, отражения. Это мое представление о нереальной реальности, где нет привычных предметов: стульев, столов и прочего. В моем понимании это и есть рай, где не нужно быта, пищи. Все питаются духом. У меня аллергия на вещественный мир, где много ненужности, загроможденности. Поэтому я терпеть не могу антиквариат. - Что же вы все-таки даете зрителю? Свободу от штампов. - И в дизайне, и в искусстве вы как будто взламываете плоскость. А может быть, зритель канала «Культура» устал от динамики и как раз хочет плоскости, спокойствия и ретро? - Не будет здесь никакого ретро. И не должно быть. Считаю, что это противопоказано. На канале и так много хроники и воспоминаний стареющих актрис, писателей и т.д. Мы просто погибаем под этим ретро. Настоящий тихий кошмар. Тогда нужно открывать ретроканал. Я бы больше показывала современное состояние культуры. Ведь это не мертвое тело. - Чья музыка звучит на заставках? - Антона Батагова. Она минималистична и совпадает по стилю с дизайном канала. - Почему в арт-мире вы существуете под псевдонимом Мао? - Это мы с Маратом Гельманом придумали, когда с ним и с Леней Парфеновым делали проект «Новые деньги». - Что за проект? - В 97-м году должна была пройти деноминация. Мы предложили свои варианты оформления денег. Смысл в том, что это должна была быть самоидентификация страны и нации. Все страны уже прошли эту стадию - печатать на деньгах деятелей культуры и науки. А нам это нужно. Там на купюрах были Менделеев, Репин, Малевич и др. - Массовость продукта и его качество - взаимоисключающие вещи? - Нет, конечно. За десять лет, пока у нас рынок существует, снобизма в мозгах поубавилось, к счастью. Я вообще исповедую идею о тайном влиянии мастера. Есть масса вещей: каких-то кресел, буфетов, бытовых предметов, которые делали ремесленники. Сейчас эти люди могли бы называться дизайнерами. Это нормальная достойная работа, формирующая среду и сознание человека. Человек должен быть окружен прекрасными предметами. Многие по статусу покупают какую-нибудь вещь, скажем, Старка, не понимая ее ценности и красоты. Гораздо круче, когда человек покупает вещь, выбирая ее из многих других не за имя, не за известный бренд, а по эстетике, по духу. - Куда вообще движется культура? - В футуризм, в космос. Я, правда, не любитель высоких обобщений. - А теледизайн? - Он подвержен влияниям общей моды, мирового искусства и т.д. Но никакого генерального направления, по-моему, нет. В основном приветствуется разнообразие. И я думаю, что и дальше так будет, потому что дизайнеры сами будут искать своей непохожести на других. Вообще всегда есть два направления - работать в мейнстриме, не вываливаться на обочину. И одновременно с этим - желание быть ни на кого не похожим. Между этими двумя стремлениями внутри каждого художника идет борьба. - Что вы думаете о современном дизайне в печатных СМИ? - Мне сейчас очень нравится ситуация во всех областях. По-моему, идет профессиональная, грамотная работа. Существует огромное количество дизайнеров, которые не тянут на себя одеяло, а просто ежедневно, тихо и героически делают свою работу. А ведь миллионы читателей и вообще людей не подозревают об этой тайной жизни определенной группы людей. И об этом межцеховом диалоге и соревновании профессионалов. Я смотрю на этих патриотов своих изданий, которые для какой-нибудь проходной статьи выдумывают необыкновенные рисунки, и думаю: «Сколько людей это прочитает?» Очень мало. - А картина мира у вас какая? - Ортодоксально православная. - Так в православии же радостная эстетика, а у вас футуризм, минимализм? Суровые все вещи-то? - У меня минус на плюс накладывается и получается человеческое равновесие. - Я правильно понимаю, что работа на канале «Культура» - это у вас миссионерское? - Может быть. Но, кроме того, я считаю, что все должны ощущать свое место в жизни. Свой шесток, в хорошем смысле слова. Потому что кто мы, собственно говоря, такие? Просто люди. Мало живущие, мало влияющие на ситуацию в глобальном смысле. Мы не расписываем Сикстинские капеллы, не строим соборы Святого Петра. - Когда все время работаешь в невербальной сфере, наверное, трудно иногда перекодировать визуальность в слова? Просто переходишь на сущностный уровень. - Я вообще не придаю значения внутреннему, смысловому состоянию проекта. Я исповедую формализм в чистом виде. Для меня главное - форма, а не содержание. На содержание просто не обращаю внимания. Потому что некие смыслы, тезисы, которые ты хочешь донести, формируется где-то глубоко, на подсознательном уровне. Нет нужды их проговаривать. Они просто не словообликаемы. Поэтому хочется иногда сказать: «А что вам, собственно, здесь непонятно? Зачем еще и словами что-то объяснять?» ЕЛЕНА КИТАЕВА, главный дизайнер телеканала «Культура» Родилась в 1960 году в г. Иваново. Закончила Академию Художеств в Минске по специальности «Дизайн». В 1992-94 гг. - главный художник Большого Академического театра Оперы и Балета в Минске. В 1995-96 гг. арт-директор РА «Премьер СВ». На телевидении с 1996 года. В 1996-98 гг. дизайнер, шеф-дизайнер телекомпании НТВ. В 1998 году переходит на РТР, а затем - на канал «Культура». Лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ-2002 и ТЭФИ-2004 в номинации «Телевизионный дизайн» за оформление телеканала «Культура». С 2004 года академик ТЭФИ. В 2004 году получила серебряную награду международного телевизионного конкурса Promax & BDA Europe в номинации «Лучшее оформление канала». В 1997 году в преддверии деноминации рубля вместе с Леонидом Парфеновым и галереей Марата Гельмана осуществила проект по возвращению российским деньгам индивидуального лица, итогом которого стала выставка «Новые деньги». Лауреат международных конкурсов дизайна. Постоянный участник всемирных дизайнерских Биеннале в Тояма, Париже, Колорадо, Лондоне, Тайбее, Хельсинки, Лахти, Мехико, Варшаве, Брно, Загребе и Огаки. Персональные и групповые выставки в Третьяковской галерее, Штайдлих Музеум в Амстердаме, DDD в Осаке, Центре фотоискусства в Финляндии, в частных галереях в Кельне, Нью-Йорке, Чикаго, Москве. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|