Опубликовано: Март 29, 2012
Александр Вампилов. Из писем к издателю: «Теперь биография. Она в двух словах и вовсе лишена внешних, так сказать, беллетристических признаков. Я родился в 1937 году в селе Кутулик Иркутской области. Там же окончил среднюю школу, а в 1955 году поступил в Иркутский университет. С 1955 по 1965 работал в областной молодежной газете. До сочинения пьес писал очерки и рассказы, в 1966 году принят в Союз. Из пьес первая ("Прощание в июне") прошла в двадцати городах (кое-где еще идет). Остальное тебе известно. Если понадобится что-либо с фокусом и закруглением - напишу, но, может, и так нормально?» 19 августа 2007 года - 70 лет со дня рождения писателя Александра Вампилова. В этот день был показан фильм «Я буду жить долго» из цикла «Острова». «Пьесы Александра Вампилова сейчас чаще ставят в провинции, когда удачно, когда не очень, но зрителя за душу берет. Ведь душа жива... Вот об этом и фильм: о живой душе Александра Вампилова», - говорит Александр Столяров, автор сценария и режиссёр фильма. Фильм вышел в эфир 19 августа в 20:15. Сразу после фильма была показана художественная лента «Валентина» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (начало в 20:55). «Пять лет назад на перроне маленькой станции я прощался с любимой девушкой. Мне было тогда восемнадцать лет, и я ехал в город учиться. Единственный пассажирский поезд останавливался на этой станции глубокой ночью. И это было так кстати. Мы сидели на моем громоздком чемодане и говорили о будущем. О том, что мы будем любить друг друга всю жизнь...» (из раннего рассказа А. Вампилова «Моя любовь») Не названный им город этот - Иркутск, а маленькая станция - Кутулик, где он родился. От Иркутска до Кутулика сто шестьдесят километров. Дорога битая, трястись не меньше трёх часов, здесь её называют «Московский тракт». А само название «Кутулик» означает на бурятском «яма». И всё же: «...вы увидите Кутулик: на пригорке старые избы с огородами, выше - новый забор с будкой посредине, стадион, школу, выглядывающую из акаций, горстку берез и сосен. За серым забором - сад, за ним - несколько новых деревянных домов в два этажа, потом снова два двухэтажных дома, каменных, побеленных, возвышающихся над избами и выделяющихся среди них своей белизной - райком и Дом культуры; потом - чайная, одноэтажная, но тоже белая и потому хорошо видимая издалека... Словом, райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию все-таки один-единственный». «Прогулки по Кутулику» Вампилова были написаны в 1968. За четыре года до гибели. Вампилов был уже состоявшимся драматургом - ему тридцать один год. Мать уже переехала к нему в Иркутск, родных в Кутулике не осталось... Олег Табаков: «Еще один драматург, который был в моей жизни - это Вампилов. Я могу сказать, что не только встречались, а товариществовали. Он иногда жил у меня, на старой квартире, на улице Чеховской. Фигура в очень высокой степени трагическая. Человек, очень рано понявший кто он и каково его дарование. Ведь он - первый диагностировал тогда болезнь страшную нашего общества советского - рак совести». В «Утиной охоте» Зилов открывает для себя и читателей, зрителей жуткую правду одиночества, сотворённого своими же руками. Вампилов писал о своем герое: «На душе пусто, как в графине алкоголика». «Я сам виноват, я знаю... но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь... Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю... Не знаю... Неужели у меня нет сердца?.. Что у меня есть, кроме тебя?.. Друзья? Нет у меня никаких друзей... Женщины?.. Да, они были, но зачем? Они мне не нужны, поверь мне... А что еще? Работа моя, что ли!» *** Отец Александра Вампилова - Валентин Никитич Вампилов - учитель русской литературы, бурят. Мать преподаватель математики. Перед рождением ребёнка отцу снятся нелепые сны. В первую ночь приснился Толстой, во вторую - Горький. «Неужели у меня родится сын, да еще и писатель?!» Отца - Валентина Никитича, арестовали в 1938 году, в том же году и расстреляли, как члена панмонгольской национал-социалистической организации. Александр остался с матерью Анастасией Прокопьевной, учительницей математики, и бабушкой Александрой Африкановной - 32-летней вдовой «врага народа» и бывшей попадьёй. Может быть поэтому, и не случайно тема отцовства (или безотцовщины) стала сквозной и острой в произведениях писателя Вампилова. Так, у Зилова в «Утиной охоте» отец умирает, в «Старшем сыне» Бусыгин вырос без отца. *** Вампилов не проснулся в одночасье знаменитым, всемирная слава пришла к нему уже после смерти. Из газет он ушел в драматургию. Его пьесы с большим трудом ставили Товстоногов, Табаков, Ефремов. В Москве его принимали очень тяжело, а в провинции его успели полюбить. Но Вампилов и писал о провинции и для провинции. Его друг и однокашник Валентин Распутин написал: «Вместе с Вампиловым пришли искренность и простота - чувства давние как хлеб и как хлеб необходимые для нашего существования и искусства». Ольга Вампилова, вдова писателя: «Мне кажется, что всё то, что он написал, он в это всё очень сильно верил». Верил и был честным. Представить «Старшего сына» без Васеньки просто невозможно. Он камертон пьесы. Первая целомудренная любовь мальчика к старшей женщине была у каждого мужчины и хранится в душе всю жизнь. Или, почему Макарская в «Старшем сыне» такая жестокая? Почему она работала именно в суде? Может быть, она из бывших ссыльных, из бывших репрессированных? И именно отсюда её озлобленность. Тамара Панасюк заслуженная артистка РФ, актриса Иркутского драматического театра, исполнительница роли Макарской рассказывает: «Он действительно рано повзрослел, он же сын репрессированного отца. Положение таких детей было особым и в школе, и вне нее, существовал как бы негласный запрет для разговоров на определенные темы, болезненная настороженность. Сам он никогда не говорил об этом. Но я это могла понять - у меня самой была подобная тайна: мама была выслана, и мне даже кажется, Саша не просто знал об этом, но и пытался это ввести в контекст пьесы. Я ощущала некоторые параллели в своей судьбе и в образе героини "Старшего сына" Наташи Макарской, она такая же - "человек без прошлого", никто ничего о ней не знает... И мне казалось, что я это ее прошлое угадывала... Помню, после последнего при его жизни спектакля "Старшего сына" мы расходимся, ко мне подошел Саша, приобнял за талию: "Ты была сегодня такая умная, Томка! - Да уж, - говорю ему, - по-моему, ты об этом даже не писал. - Откуда ты знаешь, о чем я писал?" Это был наш последний с Сашей разговор». Сегодня Вампилова сравнивают с Гоголем, Чеховым, Островским. Американский театральный критик Ричард Кок первым заметил, что Вампилов пишет в традиции Достоевского - о беспокойном, самом себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими. Вампилова не только не давали ставить, его и не печатали какое-то время. Многие сетовали на бюрократизм и конъюнктуру различных цензоров, некоторые пытались помочь. В период непечатания ему предлагали издать сборник как представителю малой советской народности: «Скажи, что ты бурят», - убеждали его. «Я - русский писатель!», - отвечал он. Вампилов говорил с иронической улыбкой: «Да, меня не ставят, но это пока. Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у меня много, я должен жить долго-долго». Когда Вампилов ездил с друзьями на Байкал в 1970 году, они снимали свой поход на любительскую камеру. Лодка перевернулась вместе с камерой. Небольшое происшествие в походе, но через два года этот эпизод с точностью повторился. Во второй раз спастись не удалось - слишком холодна вода в Байкале... ...Его похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище. Анастасия Прокопьевна пережила сына на 20 лет, теперь лежат рядом. На берегу Байкала стоит обелиск «Александр Вампилов», и, если повезёт, от обелиска можно увидеть пароход «Александр Вампилов»... «Каждый человек родится творцом... и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него» - говорит Сарафанов в пьесе «Старший сын». Но ведь это слова не только Сарафанова. «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», - с горечью и болью писал Валентин Распутин. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|