Опубликовано: Март 29, 2012
6 август отмечается 150-летие со дня рождения художника, теоретика искусства Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), главной темой творчества которого была старая Москва. В своей работе «Как я сделался художником» он писал: «Многие спрашивают меня, почему я занялся старой Москвой. На это трудно ответить. Может быть, потому что я люблю всё родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого. Едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку, собирать материал, классифицировать факты, изучать их. Всё это, вероятно, и послужило главной причиной того, что для всех интересующихся искусством на мне написано "старая Москва"». 6 августа в 14:10 смотрите документальный фильм «Забытой древности картины», посвящённый жизни, творчеству и взглядам Аполлинария Васнецова. В программе, показ которой приурочен к 150-летию со дня рождения художника, принимают участие потомок Аполлинария Михайловича архитектор Николай Васнецов и искусствовед Елена Ядухина.
Москва не сразу стала главной темой творчества Аполлинария Васнецова. Он много ездил по России - от Урала до Кавказа и Крыма. Но Москва продолжала манить художника не только красотой своей архитектуры, золотыми куполами соборов и церквей, но и ощущением какой-то корневой основы великорусской жизни. Елена Ядухина, искусствовед: «Аполлинарий Васнецов - зачинатель исторического пейзажа. Это новая форма была придумана им. Само время действия выступает памятником, становится сюжетом картины. Мы знаем, что традиционно изображается на исторических картинах или пейзажах: природа, уголок ландшафта, гора... Ее сюжетом скорее всего будет некое историческое событие. А в пейзаже Васнецова сюжетом становится историческая реальность и архитектурные памятники». Аполлинарий Михайлович Васнецов будто сквозь землю видел древнюю Москву, говорят историки и искусствоведы. Он знал, что можно найти при раскопках в том или ином месте города. Уже в весьма преклонном возрасте создатель живописной летописи Москвы, Аполлинарий Михайлович вместе с метростроевцами спускался в тоннели и шахты. Он искал в подземельях столицы следы прошлой жизни, ставшей для многих историей и сказкой. Сын художника Всеволод вспоминал: «Опасаясь, что при работах, связанных с постройкой метро, многие исторические памятники будут навсегда утеряны, отец обратился с письмом в газету "Московская правда". В нём он обращал внимание строителей на большую научную ценность таких находок и призывал их к сотрудничеству со специалистами - историками или археологами. Ему хотелось всё увидеть собственными глазами, прикоснуться к остаткам былой эпохи. Не считаясь ни с чем, он пробирался в самую глубину туннеля. Вернувшись из такой экспедиции, он сразу же (пока свежо в памяти) записывал и подробно зарисовывал всё, что видел интересного». Николай Васнецов, архитектор: «Он изучал древние карты, этнографию, конструктивные особенности архитектуры, увлекался археологией. В синтезе этих научных жанров он разрабатывал методы исторической реконструкции городов. В ХХ веке это направление было поддержано и развивалось». Свои знания о культуре и быте Древней Руси Аполлинарий Васнецов воплотил и на театральной сцене. Его эскизы декораций к операм Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Садко», к «Опричнику» Чайковского буквально пронизаны народным фольклором. В древнерусском стиле изготовлена и мебель по эскизам Аполлинария Михайловича. Николай Васнецов: «Мне нравится его бытовая Москва. Там нет какой-то холёности, там есть грязная лужа, спешащие куда-то люди. Он очень хорошее кино в картине сделал: Москва, какой она была - пёстрая, смешная, радостная, со слезами своими. Он, конечно, выступил здесь не только как художник, но и как театрал...». источник:
От: ZoyaPopova,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|