Опубликовано: Март 29, 2012
Поэт Роберто Роверси назвал его «единственным итальянским писателем, дающим услышать шум падающих листьев». Он - это поэт, сценарист и художник Тонино Гуэрра. В этом году 16 марта автору «Амаркорда» исполняется 85 лет. «Первые стихи я сочинил в концлагере под Кельном. Мне хотелось что-то сделать для своих товарищей, как-то поддержать их дух. В рождественскую ночь 1944 года я прочел их, - рассказывает Тонино Гуэрра в своих интервью. - Стихи были о том, как моя мама готовит лапшу. Да-да, не удивляйтесь, обыкновенную лапшу. И у меня было такое чувство, будто мы празднуем в семейном кругу за традиционным рождественским ужином. Я совершенно ясно помню, как кто-то из моих друзей по несчастью попросил добавки на «бис» и я был польщен. Мы отчаянно голодали тогда. Но самое большое удовольствие в жизни я испытал после освобождения. За воротами лагеря я увидел белую бабочку-капустницу и... не захотел тут же ее съесть. Никогда в жизни я не был так доволен. Стихи имели успех и вызвали ко мне интерес кинематографистов - так я пришел в кино».
Собственно, кино и прославило его имя - вряд ли его поэзия (безусловно, весьма интересная) и его скульптурные и художественные опыты сравняются по известности с фильмами Федерико Феллини («Амаркорд», «И корабль плывет»), Микеланджело Антониони («Красная пустыня», «Затмение») и Андрея Тарковского («Ностальгия»), фильмами, которых бы не было без сценариста - Тонино Гуэрры. Всего в его коллекции около ста сценариев и шесть «Оскаров» (если не считать европейских наград). Тонино Гуэрра говорит: «У меня есть три собаки - так я называю свое воображение. Естественно, время от времени я каждую из них должен выгуливать. Но не более того». «Выгуливать» - это значит рисовать и проектировать мебель, создавать скульптуры и фонтаны, музеи и книги... Но все же его сердце отдано литературе: «Могу ошибаться, но у меня всегда было такое впечатление, что слова старятся в меньшей степени, чем образы кино». «Воздух -- это легкая вещь вокруг твоей головы, он становится более светлым, когда ты улыбаешься», - это стихи, это про русскую жену Лору - достойную музу беспокойного таланта. Последние десять лет они вместе живут в итальянском городке Пеннабилли. Там, рядом с их домом, наполненном людьми и историями (дом ведь должен жить своей жизнью), в саду живет «Воспоминание о Феллини». На восходе тени бронзовых птиц на белом камне превращаются в профили Федерико Феллини и Джульетты Мазины, обращенные друг к другу. С ними соседствует «Воспоминание о Тарковском» - часовенка из больших камней, каждый из которых привезен с развалин древних церквей. Со всей Италии в Сад забытых деревьев Тонино привозит исчезающие воспоминания о детстве: «Я хочу сохранить вкус, запахи и аромат ушедших лет». Попробовать плоды Сада собираются его многочисленные друзья. «Жизнь полна неписаных законов, каждый пытается их разгадать. И озарения могут прийти к человеку даже из грязи, - считает синьор Гуэрра. - Я знаю, что очень трудно прийти в жизни к тому, что действительно приносит радость. Для этого нужно тяжело потрудиться. Когда-то я решил стать сценаристом. Но после этого в течение десяти лет я жил очень бедно, я голодал. Знаю, что величие дается человеку уж точно не за эрудированность, даже не за оптимизм духа. Да и время - строгий судья, может разрушить любой успех, любого человека, впрочем, как и наоборот, может сделать человеку славу, в общем, время все ставит на свои места. У меня самого такое было. Когда вышел фильм, который мы сделали с Антониони - «Красная пустыня», я чувствовал себя неловко, мне он не нравился. Но вот недавно у этого фильма -- после реставрации -- была вторая премьера. И я вдруг понял, что это гениальная картина! Единственный по-настоящему цветной фильм в мире. Раньше я скептически относился к тому, что Антониони красил переулки, в которых шли съемки, менял цвет пейзажа, деревьев, гранаты мог сделать белыми... Тогда мне это казалось диким. И сколько лет пришлось прожить, чтобы понять уникальность этой работы с цветом! Могу сказать, что сейчас ко мне каждый день приходят какие-то озарения... Природа непрестанно дает нам великие представления. Я люблю наблюдать за снегом, дождем, смотреть на солнце, слушать шум падающих листьев. К тому же реальность полна гораздо большей фантазии и выдумки, чем люди.» Рассказ о «Фантастическом Тонино» смотрите на телеканале «Культура» 18 марта 2005 года в 19:55. Кинорежиссер Владимир Наумов считает, что Тонино можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения - так широка сфера его интересов. О своем увлечении музыкой, живописью, об отношении к мультипликации Гуэрра рассказывает в интервью, снятых во время его приездов в Москву. Сразу после передачи смотрите фильм Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», снятый по сценарию Тонино Гуэрры (начало в 20:20). В ролях: Моника Витти, Франко Бранчароли, Амад Саха Алан. Молодая королева, опасаясь покушения на собственную жизнь, обычно тайно переезжает из одного своего замка в другой. В годовщину гибели короля Фердинанда, ее мужа, она приезжает в замок в Обервальде. Именно там она уговаривает подосланного убийцу... убить ее. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|