Опубликовано: Март 29, 2012
24 октября 2011 года исполняется 80 лет Софии Асгатовне Губайдулиной. «Ее суть - тайна. Она - непонятная, и потому она - явление», - говорил о Губайдулиной Альфред Шнитке. «Ее музыка открывает нам такие вещи, о которых мы в цивилизованном мире забыли, но которые существуют в нашем подсознании», - писала о творчестве композитора западная пресса. В СССР почти до конца 1980-х годов музыка Губайдулиной была фактически запрещена к исполнению - как и произведения ее друзей-коллег по «московской тройке» Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Возвращение на родину ее странной, необычной музыки (например, «Аллилуйя» для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов) происходит медленно. 24 октября в 21:00 в эфире телеканала «Россия - Культура» был показан документальный фильм "Сад радости в мире печали". Это продолжение фильма "Сад радости и печали. София Губайдулина", снятого в 2001 году. Новый фильм постороен как своеобразный диалог прежней и сегодняшней Губайдулиной.
София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе Татарской АССР. Росла и училась в Казани, музыкой занималась с пяти лет. После окончания Казанской консерватории в 1954 году поступила в Московскую консерваторию, где занималась по классу композиции у Николая Ивановича Пейко - ученика Дмитрия Шостаковича. «Я считаю себя москвичкой, - говорит София Асгатовна. - Я люблю этот город больше, чем Казань. Но что из этого моя родина - я не знаю. Наиболее благостное состояние у меня - здесь, в Германии. Но сказать, что это - родина?.. Я могу сказать, что здесь - моя вторая родина: Германия предоставила мне самое комфортное десятилетие моей жизни. Но думаю, что родина для меня - это просто Земля». В Москве Губайдулина жила до начала 1990-х как «свободный художник», жила бедно и трудно. Ее масштабные произведения не исполнялись; композитор работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, писала, сотрудничая с киностудиями, музыку для игровых, документальных и мультипликационных фильмов («Маугли», «Чучело», «Кошка, которая гуляет сама по себе»). Одна из характерных черт музыкального почерка Губайдулиной - высокая духовная концентрация. «Я не знаю, насколько продуктивна та боль, которая существует в душе художника, - размышляет композитор. - У меня нет твердого убеждения, что такое количество боли благостно для искусства. Если такая боль в душе превалирует над остальным, то она может дать искусству отравленные плоды. В таком состоянии у меня нет желания прикасаться к звуку. Смысл искусства, в сущности, религиозный: религия - это наша естественная духовная жизнь, а искусство - наша естественная духовная активность. У меня такое впечатление, что искусство только для того и создано - чтобы соединиться с небом. Общее сознание человечества стало очень прагматичным. Люди, не верящие в Бога или просто равнодушные к храму, часто говорят о наивности религиозных людей. А для меня - все наоборот: прагматики - самые наивные люди, потому что они не предусматривают последствий...» источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|