Опубликовано: Май 4, 2012
Русская мебель от барокко к рококо при Елизавете ПетровнеХарактерные черты имеет русская мебель середины восемнадцатого века. Она по своей массивности и пропорциям соответствует формам барокко, одновременно часто приближена к французскому рококо, реже - к английской мебели с распространенной «китайщиной». Формы мебели становятся прихотливыми, а пропорции более легкими. Высота ножек увеличивается, они утратили свои утолщения под царгой и образуют плавную линию, сливаясь с ней.
Луи Токке, Портрет императрицы Уменьшаются в размерах популярные в более раннее время шкафы, стулья, тяжелые кресла с инкрустацией из цветного дерева, металла и черепахи.
Излюбленным и новым видом обивки стали орнаментированные шелка и шпалерные ткани. Иногда солома употреблялась для спинок и сидений. Причудливо изогнутые ножки, спинки, стенки и столешницы характерны для мебели рококо. В декоре такой мебели много завитков с «проросшими» из них листьями и цветами, раковины с изорванными или волнистыми краями. Для изогнутых линий и причудливых завитков рококо эпохи Елизаветы не годились твердые породы деревьев, поэтому их заменили на березу или мягкую липу характерный для барокко дуб. Причудливые линии в отдельных случаях достигают предела, конструкция исчезает и оказывается погребенной под сплошной резьбой, клубящейся, вьющейся и изгибающейся во всех направлениях. Используется не только резьба, но и роспись по светлому цветному или по белому левкасу, которая скрывает фактуру дерева и естественный цвет. Кромки плоскостей, углы, края ножек и цагри стали обводить тонкими полосками краски, орнаменты, мелкие веточки, розы и незабудки, переплетающиеся с причудливыми завитками, писали внутри получившихся рамок. До настоящего времени сохранились рамы для зеркал, шкафчики, столики, стулья с такой отделкой. Изготовленные из розового дерева комоды с высокими изогнутыми ножками имеют выпуклый кузов, принимающий различный вид, в зависимости от величины и количества ящиков. Часто деление на ящики маскируется, и их количество можно определить только по количеству замочных скважин и ручек. Характерным примером русской мебели стиля рококо является расписной комод середины восемнадцатого века, как по декору, так и по форме. В единую дугу с красивыс изгибом и тонкой царгой сливаются круто изогнутые ножки. Бюро выглядит как чередование вогнутых и выпуклых поверхностей, которые изгибаются в различных направлениях. Легкая рама на каждой стенке, перевитая мелкими травками и с контурами, которые капризно извиваются. Снаружи и внутри рамки - веточки с листьями и букеты цветов на белом фоне. Непринужденность и легкость форм подчеркивает свобода декора. Для покрытия древесины кроме левкаса использовали черный, зеленый, желтый и красный лаки, которые называли китайскими, по ним писали золотом и красками орнаментальные и сюжетные композиции. Сохранился образец этой техники - бюро - шкаф из Эрмитажа, его боковые и передние стенки расписаны китайскими пейзажами. Так же применяли и другие виды росписи и оклеивали поверхности раскрашенными гравюрами. Эти росписи довольно разнообразны: орнаменты, арматура, природа, прогулки в экипаже, охота, сражения. Инкрустация получила свое распространение, в прежние времена она занимала самое скромное место. На створках шкафов, на больших плоскостях столешниц, крышек бюро она может переходить в мозаичные наборы, состоящие из кусков древесины различных пород. В это время техника наборного дерева достигла высочайшего уровня, выполняются очень сложные тонкие узоры и декоративные картины небольших размеров разнообразного содержания.
От: NatashaMeleshina,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|