Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Опубликовано: Апрель 14, 2012

В реставрации Большого театра завершен еще один важный этап


 

Восстановлен исторический плафон зрительного зала - живописная композиция "Аполлон и музы". Когда в центре плафона тысячами хрустальных подвесок засияет гигантская золоченая люстра, главная театральная сцена страны предстанет во всем своем обновленном великолепии.

Чтобы увидеть во всех деталях результаты сложнейшего труда художников и реставраторов, нам пришлось подняться на балкон четвертого, верхнего яруса, где только что сняты строительные леса. Отсюда, с почти двадцатиметровой высоты, открывается поразительная картина зала, воздушная позолота балконов, хрусталь светильников, которые уже укрепляют электрики. Главное украшение интерьера театра - трехъярусная люстра более восьми метров в диаметре и весом в две с половиной тонны, еще скрыта внизу в специальном прозрачном шатре. Ее монтаж полностью завершен. Скоро люстру нарядят в хрусталь и с помощью специальных устройств вознесут в центр живописного плафона. В марте реставрация зрительного зала должна быть полностью завершена, результаты работ начнет оценивать комиссия ЮНЕСКО. А потом и зрители придут в обновленный театр и смогут любоваться его воссозданным интерьером.

Мастерам, руководимым художником-реставратором высшей квалификации Михаилом Чистяковым, пришлось выполнить колоссальную по своей сложности работу, чтобы возвратить жизнь живописной композиции, которая 150 лет назад была наклеена на акустическую деку и за это время неоднократно была на грани гибели.

Она испытала на себе копоть свечей и масла, которыми в свое время освещался театр, страдала от влажности и перепадов температуры - в потолке было сделано открытое вентиляционное устройство. В результате уже через несколько лет плафон пришлось реставрировать. Всего же его восстанавливали не менее шести раз. Один из них - в самые тяжелое военное время. Зимой 1941 - 1942 годов на лесах трудились выдающиеся реставраторы Александр и Павел Корины. При бомбежках им по нескольку раз приходилось спускаться вниз в подвал и опять подниматься наверх. Но реставраторы расчистили и спасли первоначальную живопись, выполненную еще Алексеем Титовым. Благодаря их усилиям она находилась в хорошем состоянии семнадцать лет. Вновь живопись плафона потребовала реставрации в 1958 году. Под руководством Павла Корина ее выполняла бригада, которую возглавил опытнейший мастер Степан Чураков, имя которого связано с реставрацией собрания картин Дрезденской галереи.

В последний раз плафон реставрировали в 1975 году. За 30 последующих лет он обветшал настолько, что холст пошел волнами, а отстававшие фрагменты приклеивали папиросной бумагой. В разрывы холста могла пройти рука. Разрушениям подверглась и деревянная дека.

Вот в таком состоянии находился плафон перед началом нынешней реставрации. Но оказывается, над живописью одно время нависала более тяжкая беда. Ее могли и вообще записать, потому что в 1940 году было принято решение изменить тему росписи на иную: "Апофеоз искусств народов СССР". В конкурсе принимали участие многие известные живописцы: Фаворский, Вильямс, Федоровский, Лансере и другие. Сейчас часть эскизов хранится в музее Большого театра, но, как сказала сотрудница музея Оксана Чернова, авторство многих из них неизвестно, эскизы нуждаются в атрибутировании. Мастера же говорят: хорошо, что ни один из проектов не был реализован, иначе сегодня для восстановления исторической живописи потребовалось бы намного больше усилий, если бы вообще оно стало возможным. Михаил Чистяков рассказал, что реставрацией плафона занималась бригада из двенадцати человек. Работали в течение девяти месяцев. Реставрация не только тонкое искусство, но и тяжелая физическая работа. Попробуйте постоять, запрокинув голову, с поднятыми руками даже короткое время, а тут приходилось проводить на лесах по 9 - 10 часов, да еще на такой высоте.

Плафон восстанавливали сантиметр за сантиметром, в некоторых случаях приходилось даже пользоваться обычными утюжками, чтобы разгладить и укрепить живопись. Мастера возобновляли утраченные фрагменты, заодно ликвидировали трещины в деке. Реставрированные изображения покрыли несколькими слоями защитного лака, а для придания холсту влагостойкости нанесли финишный слой с добавлением воска.

И вот снова заиграли на плафоне обновленные краски. Изумительный, выполненный в технике гризайль орнамент, сливающийся с рисунком лепного декора ярусов. По сравнимому с легким облаком зеленовато-голубому фону полотна ведет за собой хоровод древнегреческих муз, покровительниц искусств, бог Аполлон с золотой кифарой. Здесь и муза поэзии Каллиопа с флейтой, и муза лирики Евтерпа с книгой и флейтой, и муза любовных песен Эрато с лирой, и муза трагедии Мельпомена с мечом, и муза комедии Талия с маской, и муза танцев Терпсихора с бубном, и муза истории Клио с папирусом, и муза астрономии Урания с глобусом. Но, вопреки мифам, здесь нет изображения девятой музы - священных гимнов. Создатель плафона академик живописи Алексей Титов, приглашенный архитектором Альбертом Кавосом, который восстанавливал Большой театр после страшного пожара 1853 года, и его ученики позволили себе вольность и вместо Полигамнии изобразили на плафоне музу живописи с палитрой и кистью в руках.

Плафон действительно является не только прекрасной частью интерьера театра, но и великолепным оригинальным произведением монументальной живописи. Сегодня он предстает в таком же виде, каком его увидели зрители полтора столетия назад.

Нина БАТАЛОВА



От: Источник: Московская правда 03.03.2011,  1153 просмотров


-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« «Цветущее Жостово»В Москве после реставрации открылся Большой зал Московской консерватории »