Опубликовано: Апрель 18, 2012
Музей вкуса и национальная пастила из Коломны По данным Министерства культуры, на территории РФ функционирует около 2,5 тыс. музеев. Если распределить это количество музеев на душу населения, то получается, что на один музей в стране приходится около 60 тыс. россиян. А вот на жителей подмосковной Коломны пришелся музей исчезнувшего вкуса. Полное название этого заведения звучит как «Коломенская пастила. У Николы на Посадях. Музей исчезнувшего вкуса». Заведение было открыто в начале 2009 года и с тех самых пор не перестает экспонировать вкус своим посетителям. Автор проекта удивительного музея Елена Дмитриева подчеркивает, что ее детище является заведением совершенно нового формата. Ведь в музее вкуса сохраняют и выставляют наследие человечества, не имеющее материальной оболочки. Здесь экспонируют нечто ускользающее из памяти подрастающих поколений - вкусы, манеру говорить, запахи, культуру быта...
Что такое современный Музей пастилы в Коломне? Это памятник самобытной национальности русского народа, существующий в рамках повседневности. Существенные события в нашей истории происходят относительно редко. Заведений, хранящих память о таких событиях, немало. А вот пастила - это обязательное дополнение к чаю, которое доступно любому из нас каждый день. Последняя тенденция развития музеев заключается в сохранении наследия в плане культурной и национальной самобытности. Именно поэтому в последнее время так активно развиваются музеи народного искусства, этнографические и фольклорные музеи, экомузеи и т. д. Их миссия в сохранении идентичности нации не только в плане культуры, но и других бытностей. В случае с коломенским музеем главной целью заведения является сохранение забытого национального вкуса и возможность его напомнить посетителям музея. Подобные заведения во всем мире называют музеями общества. Эти проекты всегда сохраняют традиции определенной местности, часто возникают, благодаря инициативе обычных граждан, и навсегда становятся частью жизнь местного населения. Авторы коломенского музея были неоднократно предупреждены о том, что в летнее время музей будет простаивать. Однако не тут-то было. Люди сюда ехали отовсюду и даже из Москвы. Ведь мало какой подмосковный город может похвастать такой местной прелестью. Принцип работы музея вкуса тоже несколько переосмыслен. Он не просто развлекает или убийственно пропагандирует, но и позволяет посетителям не просто созерцать, но и познавать культуру. Экскурсия по залам такого музея проходит как угощение разными видами пастилы во время чаепития за столом в интерьере гостиной среднего купеческого дома. И это еще один нонсенс. Ведь практически все российские музеи возникли в домах богатых людей: князей, графов и т. д. А вот жизни среднего звена посвящено очень мало подобных заведений. Во время чаепития посетители и экскурсоводы беседуют о разных видах пастилы, о том, какой сорт этого лакомства предпочитали разные выдающиеся русские деятели, а также о тонкостях рецептов. Обсуждается здесь и чудодейственная сила пастилы под названием «трезвость». Во время беседы посетители музея имеют полное право внести собственную лепту в разговор, а не остаются пассивными слушателями. Это самое главное отличие музея вкуса и то, что его так роднит с музеями европейского разлива. Ведь музей вкуса потихоньку, ненавязчиво, в медленном темпе позволяет познать русскую систему ценностей и прочный быт наших великих предков. Философы, социологи и психологи всего мира говорят о состоянии умиротворенности, которое вызывает совместная трапеза, например, чаепитие. В это время затухает конфликтность, а агрессия еще не успевает развиться. Идеология Музея пастилы в подмосковной Коломне тесно переплетена с движением «слоу фуд», основанным в Италии в 1989 году. С этого момента подобных заведений по всему миру возникло около сотни. Основной деятельностью этой организации является забота о поддержании кулинарных традиций каждого народа и даже места, а также сохранение их разнообразия. Выполняя свою миссию «на местах», подобные заведения способствуют сохранении локальной культуры и воспитывают в гражданах государства национальную самоидентификацию. Самоидентификация - это способность отличать себя от других. А с помощью еды сделать такое отличие можно мирно, наглядно, добродушно и убедительно. Пастилу, которую производят в Коломне, делали и продолжают делать из совершенно особенного местного сорта яблок - антоновки. В Коломне огромное количество яблоневых садов. А производство пастилы из яблок - это местный своеобразный способ надолго сохранить выращенный урожай. Ведь яблоки этого сорта родят всего раз в два года. При этом производители уверяют, что другие сорта яблок для производства пастилы не подходят. Так как только кислая и крепкая антоновка после термической обработки превращается в белоснежное и очень нежное пюре. Из него вследствие тонкого технологического процесса уже и получают пастилу. Другими словами, настоящую пастилу можно изготавливать только в этой русской провинции.
От: Источник: Kolomnareg.Ru 25.11.2010,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|