Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Опубликовано: Май 14, 2012

Наталья Бондарчук: «Я - дитя героев»

 

Пролог.

Режиссура традиционно считается закрытым миром мужчин. Лишь сильным, талантливым женщинам удавалось добиться в этой сфере кинематографа значительных результатов. Наталья Сергеевна Бондарчук одна из них. Она снимает особое кино и потому предпочитает начинать показы своих фильмов с особой категории зрителей.

Наталья: С людей, которые разделяют мои взгляды на кино о том, что оно должно все-таки через тернии к звездам идти, а не вниз тащить людей, о том, чтобы это было все-таки возвышение души человечества, а не свержение ее вниз. Я надеюсь на это.

 

Глава 1. «Дитя героев».

Наталья Сергеевна родилась 10 мая 1950 года в Москве в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. В то время родители даже и представить не могли, что дочурка пойдет по их стопам и впишет свое имя в историю кинематографа. Они просто очень радовались ее появлению на свет.

Наталья: Я родилась в однокомнатной квартире на Новопесчаной, в доме, который построили пленные немцы. Практически не так давно кончилась война.

Несмотря на то, что Наташа родилась в звездной семье - Бондарчука и Макарову тогда в лицо знал весь Советский Союз,- она не чувствовала себя каким-то особенным, привилегированным ребенком.

Наталья: Единственное, что я знала,- это то, что я дитя героев, потому что еще до моего рождения вышел в свет фильм «Молодая Гвардия» Сергея Аполлинариевича Герасимова, где мама была Любкой Шевцовой, отец - Валько. Следовательно, подумала я, я тоже должна быть героем, я носила шапку-ушанку со звездой, я подпоясывалась кожаным ремнем тоже со звездой, в валеночках, в калошах и отчаянно дралась за справедливость. Я даже думала, что меня родила Любка Шевцова, я не разъединяла это. Я же понимала, что мама-то живая, а там какой-то фашист, что-то такое происходит, но мама же мечтала стать артисткой, вот она и стала. Любка Шевцова поменяла фамилию и родила меня.

Как это ни прискорбно, но в этой жизни может произойти все, что угодно. После 10 лет совместной жизни Сергей Федорович и Инна Владимировна развелись.

Наталья: Мне было 8 лет, когда папы у меня не стало. И мы долгое время даже не виделись с ним, лет пять. Не у всех это происходит, когда расстаются родители, иногда дети остаются с отцом, или с отцом и мамой, но у меня так не произошло, я осталась с мамой.

Инна Владимировна беззаветно любила свою единственную дочурку. Никогда ей ничего не навязывала. И потому, когда пришло время, предоставила Наташе полное право самостоятельно выбрать себе будущую профессию.

Наталья: Мне говорили: «Ты, конечно, хочешь стать актрисой?» Я говорила: «Ни за что!» Я хотела быть пограничником, пожарником, то есть профессия героическая должна быть. Но в 13 лет попала в театр детский и увлеклась, конечно, театром. Потом был ВГИК знаменитый, мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова.

Впоследствии этот курс вошел в историю ВГИКа как курс «четырех Наташ». Помимо Бондарчук в мастерской Герасимова были три Натальи: Белохвостикова, Аринбасарова и Гвоздикова. Сергей Аполлинариевич Герасимов старался привить своим подопечным любовь к классическим произведениям. В те годы на сцене ВГИКа Наталья представала в образе шекспировской Джульетты, гоголевской Коробочки. Любимой же театральной работой тех лет была мадам Де Реналь. В этой роли отец впервые увидел свою дочь на сцене.

Наталья: Папа не знал, что я поступила во ВГИК, долгое время. А потом Сергей Аполлинариевич пригласил его на дипломный спектакль «Красное и черное». Но до этого мы уже встречались, конечно, с отцом, и я помню, что мы стояли и плакали вместе, потому что он увидел дочь уже актрисой.

Через пять лет Герасимов экранизировал «Красное и черное». И тогда уже перед миллионами зрителей Бондарчук предстала в образе мадам Де Реналь.

Кадры из фильма «Красное и черное»:
-Я запрещаю вам так говорить. Все будет так же, как в течение этого месяца, мы останемся друзьями.
- Нет! Это невозможно.
- Будьте осторожны, я вам приказываю.

Это была далеко не первая роль Натальи Сергеевны. До этого она уже успела сыграть в фильмах «У озера», «Звезда пленительного счастья», «Ты и я», «Солярис», который был триумфально встречен на Каннском фестивале. Роль Харрис стала знаковой в творчестве Бондарчук.

Кадры из фильма «Солярис»: Я становлюсь человеком и чувствую нисколько не меньше, чем вы, поверьте.

Со времен выхода «Соляриса» прошло почти 40 лет, но внимание зрителей по сей день приковано к этому фильму.

Наталья: Я была только что на фестивале «Зеркало» Тарковского... Кстати, в два часа дня пришел на «Солярис» полный зал. Два часа дня, в обычный день!

Еще на съемках «Соляриса» Бондарчук призналась Тарковскому, что мечтает стать режиссером. Андрей Арсеньевич сказал, что если она действительно этого хочет, то у нее все получится. И режиссер не ошибся.

 

Глава 2. Расплата за семейственность.

В 1975 году Наталья Сергеевна окончила режиссерский факультет ВГИКа. Ее дебютной работой стала картина «Пошехонская старина».

Наталья: Когда у меня спрашивают, работала ли я с папой, я говорю: «Да, мы работали с папой над моей картиной «Пошехонская старина»,- по Салтыкову-Щедрину, где он озвучивал от имени Салтыкова-Щедрина роль.

После фильма «Пошехонская старина» на экраны вышла картина «Живая радуга», за ней последовали «Детство Бемби» и «Юность Бемби».

Наталья: В «Бемби» как раз мы снимались все. Ванечка уже появился у нас с Николаем Петровичем Бурляевым, Иван, ему было 9 лет; мама сыграла Нэтлу, я играла одну из основных ролей, мать Бемби, папа озвучивал.

С этой дилогией у Натальи Сергеевны связаны очень противоречивые воспоминания.

Наталья: Выход «Бемби» - это самые счастливые дни нашей какой-то семейной жизни, потому что сразу после выхода картины нас посмотрели 9 млн детей, в это время так работал прокат. А потом наступил Съезд, пятый знаменитый Съезд кинематографистов, где предали анафеме и Сергея Федоровича Бондарчука, и Ростоцкого, и Наумова, и Кулиджанова, и посмертно Герасимова, и начался переворот в кинематографе. Нас стали преследовать буквально, меня не выпускали, я хотела делать следующую картину. «Юность Бемби» мы снимали на Кавказе. Меня где-то 2,5 месяца не выпускали к моей съемочной группе и т. д. В общем, мы получили сполна за нашу семейственность.

Но, слава богу, этот съезд не поставил крест на карьере Натальи Сергеевны, она все-таки смогла остаться в профессии. Следующей серьезной режиссерской работой Бондарчук стал фильм «Одна любовь души моей».

Наталья: Это было в 1999 году, когда все было разрушено и когда кинематограф наш окончательно пал. И я думала, каким образом мне снять маленький фильм, пусть документальный и с актерскими вставками, по поводу Пушкина и моей Марии Волконской. Вот это я хотела сделать. Я начинала, когда у меня была одна камера, практически один диван, один Пушкин, одна Мария Волконская - и все. Но в течение 10 лет я упорно снимала десятисерийный телевизионный фильм, он только один раз был показан по каналу «Звезда», восьмилетний труд наш «Во имя Пушкина». И вот тогда, когда у меня уже появился актер Сергей Безруков, я поняла, что нужен художественный фильм, с 1936 года у нас не было ни одной картины об Александре Сергеевиче Пушкине биографической.

К 200-летию поэта появилась лишь одна картина, посвященная его жизни и творчеству.

Наталья: Появился мой фильм - «Одна любовь души моей», пилотный вариант, такой скромный, что просто на коленке сделанный. Но все-таки появился.

Кадры из фильма «Одна любовь души моей»:
- Даша.
- Что?
- Я тебя вижу в зеркале, но ты не одна, с тобой рядом очень низкий мужчина.

Вед: Спустя 7 лет Наталья Сергеевна сняла полнометражный фильм о солнце русской поэзии «Пушкин. Последняя дуэль». Вначале эта картина вызвала у критиков неоднозначную реакцию.

Наталья: Поддалась обычным медийным фильмам и показала критикам. Кто только по мне не прошелся: «Почему Сережа Безруков?» А почему не Сережа Безруков-то? Он прекрасный артист. «Почему голубые глаза у Пушкина?»,- потому что они были голубые, не карие, это, так сказать, так кажется, что у Пушкина были черные глаза. И такое! Даже многие писали, которые и не посмотрели фильм.

Но потом страсти вокруг картины поутихли, поскольку зритель принял эту режиссерскую работу.

Наталья: Конечно, такого большого проката, как у блокбастеров, у Пушкина не было, и все-таки мы вышли в лидеры проката. Купили-то все регионы фильм и показывают по сей день. Мне отовсюду шлют письма: «Мы показываем школьникам это». Вот новый сейчас юбилей Пушкина, показывают в юбилей. Каждый раз показывают по телевидению, по Второму каналу, в дни памяти поэта.

С тех пор Наталья Сергеевна снимает только о золотом веке, полностью погрузившись в эту эпоху.

Наталья: Мне это очень интересно как художнику, как человеку, но я понимаю ответственность. Потому что чтобы постичь золотой век, нужно очень много читать. Слава богу, вернулась к нам вся переписка, потому что многое из того, что я сейчас говорю в Гоголе и в Пушкине,- в советское время было невозможно об этом сказать.

Но времена меняются, и на экраны выходит новое кино, без купюр.

 

Глава 3. Гоголь. Ближайший.

В нынешнем 2009 году Наталья Сергеевна закончила съемки фильма «Гоголь. Ближайший». В этой картине она рассказывает о последних годах жизни великого писателя.

Наталья: Наши съемки «Гоголя» начались ровно год назад, в мае, в середине мая прошлого года в Оптиной пустыни по благословению Алексия II, потому что он дал нам разрешение на съемки в святая святых. И мы понимали, что это не к нам уважение, а к Гоголю, к Николаю Васильевичу, к его труднейшему пути в религию. И мы снимали в Оптиной Пустыни в скиту, это вообще сама заповедная часть Оптиной Пустыни. Нас благословили несколько священников, специально было сделано так, что монахи спели канон, музыкальное произведение отца Макария, с которым встречался Гоголь. И это все есть в картине. Огромное значение имело то, что мы снимали в местах действия, в местах жизни, реальный его дом в Васильевке, дом матери. Он отписал матери и сестрам этот дом, он сохранился. В церкви в Сорочинцах мы снимали крестины, он становится крестным отцом младенца его друга Данилевского, и там отец Иоанн согласился сниматься. Нам даже, вы знаете, вскрыли витрину и принесли настоящий портфель Гоголя, он у нас снимался, в одном кадре его выносят крупно, чтобы показать людям.

Наталье Сергеевне тяжело давался Гоголь. В свое время, чтобы не прерывать съемочный процесс, ей даже пришлось заложить квартиру.

Наталья: Я не могу похвастаться как продюсер картины, что это картина дорогая. Эта картина одна из дешевейших, самая дешевая, наверное, потому что мы ее снимали уже в разразившийся кризис, и студия «Довженко» в данном случае пошла нам на такие уступки! Они бесплатно предоставляли все: павильон, но уже не отапливаемый, и мы снимали, как во время войны. У наших актрис, в том числе у замечательной нашей Настеньки Заворотнюк в этом прекрасном платье, из ротика идет пар, потому что холодно. Была зима, а гигантский, самый большой павильон в Европе, не отапливался.

Бондарчук очень повезло с актерами. Они стойко переносили все тяготы и лишения вместе со своим режиссером.

Наталья: Актеры снимались практически без гонорара. Эти медийные лица приезжали с таким пиететом! Вот Настя - она проявила не просто уважение к своей роли Смирновой-Россет, а такого я поведения медийного актера еще не видела просто. Не видела и даже не могла себе вообразить. То есть гонорара нет: «Забудьте, Наталья Сергеевна, забудьте обо всем, главное - снять, и если еще что-то предстоит, я приеду». Как она озвучивала этот фильм, говорит: «Я боюсь испортить что-нибудь». Очень трогательно, невероятно трогательно.

Кадры из фильма «Гоголь. Ближайший»:
- Оленька, ступай в детскую, мы тебя позовем, когда папа приедет. Ну же, рассказывайте, что вы уже увидели в Париже?
- Карнавал на Сент-Кюи, вся площадь танцует и поет.
- Так и мы заспеваем, мой милый земляк, а по сердцу еще ближче.

Наталья: Я думаю, что поворотным моментом в судьбе Настеньки будет эта роль, потому что ее эксплуатируют, не снимают, а эксплуатируют ее талант, острохарактерный. Кстати, острохарактерная актриса может сыграть все, в отличие просто от актрисы, актриса на час. Она же ученица Табакова, и поэтому в ней было это желание сыграть серьезную роль, драматическую роль, и здесь ей представилась такая возможность. И думаю, что это поворотный вообще момент в ее актерской судьбе. Я надеюсь на это.

Возможно, «Гоголь. Ближайший» станет поворотным моментом и в творчестве Евгения Редько, сыгравшем в этом фильме классика отечественной литературы. Его Бондарчук увидела совершенно случайно.

Наталья: Я попала в РАМТ, в наш замечательный театр, и я вдруг увидела актера Евгения Редько совершенно другими глазами. Я видела его в «Дуре», в художественном фильме, но такой, какой он в пьесе Стоппарда... 10 часов идет этот спектакль, 10 часов! И он играет Белинского. Более удивительного актера я за многие годы еще не видела. У него есть острохарактерность и в то же время невероятный драматизм до трагедийности. Это мне и было нужно. Кроме того, он внешне похож на Гоголя, мне нельзя было выбирать актера, которому нужно было что-то клеить. В условиях наших клеить нос в течение большой картины невозможно, а у него такой вот носик. Но самое смешное, что он больше и больше походил на Гоголя, это бывает с актерами.

Наталье Сергеевне было очень любопытно наблюдать, как происходит процесс перевоплощения актера.

Наталья: Это соответствие с уже обдумыванием роли происходит, с правильно выбранным характером, с какими-то движениями. Вы увидите Гоголя в начале, очень странного человека. Он странный, он необычный, он потаенный, он раскрывается только своим, и все держится практически на его игре. Вот как он воспринимает мир, то, какой он смешной где-то, какой наивный, какой он сострадательный. Понимаете? То есть эти градации человеческой души - это жизнь человеческого духа, и за этим, мне кажется, интересно следить.

Кадры из фильма «Гоголь. Ближайший»: (на французском)
- Месье. Же репаре коньче сам блабаль озоре де рюналь де ля парт.
- Лизьи уши?
- Вареники.
- Вареники?
- Се парле бе? Вулеву зордоне алезу метр озор буян.
- Пьер, се месье Гоголь. Иль а мотор де кулинер. Силювэ?
- Зуребье. Попасть в святая святых, на кухню, я с удовольствием!
- Уйди, уйди.
- С кем это вы? Брысь, брысь. Вон, пошла вон.
- Я очень-очень не люблю кошек.
- Я поняла. Это как в повести, в вашей повести к Пульхерии Ивановне явилась ее одичавшая кошка, предвестник смерти.
- Все возможно. Я на кухню.

Мировая премьера фильма «Гоголь. Ближайший» состоялась на 18-м международном кинофоруме «Золотой витязь», проходившем в этом году в Липецке.

Наталья: И я, честно говоря, готовила именно к этому фестивалю этот фильм. Мне бы хотелось, чтобы первый просмотр был с наиболее добрым взглядом. Я знаю, что такое мысль и образ, что это, как у меня в фильме сказано: «Что есть образ? Образ имеет свою жизнь и свое бессмертие, это живое существо». Я считаю, что мысль материальна. И когда первый взгляд доброжелателен, то на этого ребенка наслаивается какая-то позитивная хорошая энергия, и дальше она идет в мир уже с плюса.

Наталья Сергеевна не прогадала. На фестивале фильм был встречен восторженно. В Липецке «Гоголь. Ближайший» даже получил свою первую премию.

Владимир Гостюхин, народный артист России: Объявляю с радостью, удовольствием и волнением главный приз нашего фестиваля. Это «Гоголь. Ближайший», фильм Натальи Бондарчук. «Золотой витязь».

Это первая награда Гоголя, но, скорее всего, не последняя. Многие полагают, что фильм ждет успешная фестивальная судьба. Хотя у самого режиссера остаются определенные опасения.

Наталья: Я, конечно, не обольщаюсь. Есть так называемая сейчас воспитанная нами же попкорновая публика. Этот фильм ими будет едва ли переносим, будем так говорить. Но есть великолепная молодежь студенческая, мне в Ульяновске 2000 ребят аплодировали 20 минут после «Пушкина». Я надеюсь, что они и «Гоголя» будут смотреть. Эти фильмы - они постепенно войдут. Не так бурно, как придут, и в отчетность меня, значит... Дай бог какие-то денежки получить, дай бог с долгами рассчитаться, дай бог в долговую яму не попасть, квартиру свою чтобы не заложить. На другое я просто не рассчитываю.

Наталья Сергеевна понимает, что после выхода этой картины могут активизироваться ее недруги.

Наталья: Сейчас я жду реакции на сегодняшний показ фильма «Гоголь», потому что именно сейчас опять... Как бы в этом фильме присутствуют: я как режиссер, Маша Бурляева как исполнительница одной из главных ролей, она закончила к этому времени ГИТИС и сейчас в театре Маяковского работает, Николай Петрович Бурляев и его нынешняя супруга Инга Шатова, композитор Иван Бурляев. Конечно, недруги, которые сохранились с тех пор, не преминут кинуть камень в нашу сторону. Какая может быть семейственность, если мы все профессионалы? Если бы я, предположим, снимала ту же Машку, которая не имела бы, ну, мороженое продает, а я ее в главной роли снимаю, или Николая Петровича Бурляева, у которого 60 ролей и без меня, и мы, я очень рада, что, расставшись как бы семейственно, мы с Николаем Петровичем духовно абсолютно едины. И к чести его супруги нынешней, Инги Шатовой, с которой у нас давнишние отношения не только в кинематографе, мы поддерживаем вот эти взаимоотношения. И поэтому, сама испытав вот этот разрыв семейственный и понимая, что по-христиански-то надо сохранять детей с родителями вместе, это очень-очень важно.

Вот так Наталья Сергеевна и живет, стараясь сохранить мир и гармонию в своей душе, снимая о том, что ей действительно интересно.

 

Эпилог.

Сегодня на счету Бондарчук более 20-ти уникальных ролей, 8 собственных режиссерских работ, но ни одну из них она не выделяет как-то по-особенному.

Наталья: Я ничем не горжусь, я благословляю просто свою судьбу, что у меня есть такая возможность сейчас говорить о высоком с людьми. Гордиться здесь нечем. Это просто, я считаю, меня ведет случай, меня ведет какое-то проведение, и я знаю, что один монах вообще за меня молится, потому что он в «Солярисе» меня увидел 15 лет назад и стал монахом, подошел ко мне буквально недавно в Пасху и сказал: «Наталья Сергеевна, а я ведь из-за вас стал монахом и молюсь за вас 15 лет». Может быть, эти невидимые какие-то связи помогают мне удержаться в этом очень непростом мире, в этом очень непростом времени, когда растаптываются основы культуры как таковые, где махровое мещанство и пошлость возведены в культ на массовом экране. И поэтому я счастлива, что у меня есть возможность найти своего зрителя.

 

Источник: KM.RU







Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Мужские «тараканы», с которыми труднее всего боротьсяЖизнь без мужчины: одинока или свободна »