Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Декабрь 24, 2013

ГЛАВА 2.

Материалы для золочения

ВОДА

   Большинство позолотчиков не обращают вовсе никакого внимания на химический состав воды и на ее качества, а между тем от этого зависит и успешность и красота работы. Вода, употребляемая в позолотном деле для варки клея, разведения полимента, размягчения полиментной глины и разбавления спирта не должна содержать известковых солей, которые дают в соединении с мылом полимента творожистый осадок известкового мыла, портящий вид позолоты. Вода должна быть или дистиллированная дождевая, или мягкая речная, но отнюдь не колодезная, так как последняя содержит много извести. Для того чтобы узнать количество извести заключающейся в воде, производят следующий анализ: нагревают известное количество воды и прибавляют к ней несколько нашатырного спирта и раствора щавелекислого аммония. Образование осадка и укажет на присутствие в воде извести. Если содержание последней незначительно, то осадок образуется через более или менее продолжительное время.

МЕЛ.

   Мы не станем рассматривать мел как минерал с точки зрения химии, это не входит в план нашей книги, скажем только, что громадные залежи мела существуют в России, Германии, Дании, Англии и Франции.

   В продажу мел поступает в очищенном или в неочищенном виде. Очищенный мел называется в торговле плавленым мелом. В России лучшими сортами мела считаются сорта белгородского мела, добываемого близ города Белгорода, Курской губ. Этот мел чрезвычайно чист, а при отмучивании, т.е. очищении он не содержит никаких примесей. Французским мелом называется в продаже мел полученный путем химическим, именно осаждением содою известковых растворов. Этот мел является самым тонким и нежным; он изготовляется заграницей и ценится довольно дорого до 1 руб.50коп. за пуд. Иным способом мел приготовляется через размешивание в воде извести, подвергая смесь действию воздуха; углекислота последнего поглощается при этом известью, переходящую таким путем в углекислое соединение – мел.

   Однако, мел полученный таким способом, совершенно негоден для позолотчиков. Так как он содержит, хотя и незначительное количество едкой извести, в чем можно убедиться, опустив в раствор мела красную лакмусовую бумажку, окрашивающуюся в синий цвет. Чистый не подмешанный мел должен вполне растворяться в слабой азотной или соляной кислоте; осадок, если не превышает 2-3%, не имеет существенного значения. Внешние признаки хорошего мела таковы: он мягок, бел и прилипает к языку. Для позолотчиков мел идет или в кусках или в отмученном виде. Куски следует растолочь и просеять сквозь мелкое сито; отмученный же мел, не надо употреблять в дело совершенно сухим, так как он не хорошо распределяется в клею. В виду этого порошкообразный мел надо сохранять в сыром помещении.

ФАРФОРОВАЯ ГЛИНА (КАОЛИН).

   Каолин, или фарфоровая глина, а также China-clay находит, с некоторых пор, применение в позолотном деле вместо мела. Эта глина, известная в последнее время также под названием белильной глины, образуется из талькового гранита и добывается в Корнваллисе (Малайзия).

Она очень мягка, легко растирается, пачкает, жирна на ощупь, подобно тальку, и имеет серовато-белый цвет.

Натуральная или сырая фарфоровая глина подвергается процессу отмучивания. Смотря по степени мелкости, в торговле существует несколко ее сортов. Цена на фарфоровую глину все более и более понижается и потому перестает служить препятствием к применению этой глины в названном выше случае. Однако, окончательному введению этой глины вместо мела в позолотном деле мешает то обстоятельство, что она не прямо смешивается с клеевым раствором в густую массу, как это имеет место для отмученного мела и гипса. В своем месте нами будет описан способ смешивания фарфоровой глины с клеем.

АЛЕБАСТР.

   Для приготовления массы, из которой позолотчики делают украшения для зеркальных и картинных рам, употребляется тонко измолотый обожженный гипс, называемый алебастром. Для сказанной цели, он имеет перед мелом то преимущество, что масса получается более прочной, лучше прессуется  в форме, быстро сохнет и имеет красивый белый цвет. Даже при загрунтовке карнизов или багет алебастр имеет применение. В торговле встречается несколько сортов его, отличающихся друг от друга по степени измельчения.

КЛЕЙ.

   Известные образования в организме млекопитающих, птиц и рыб растворяются при продолжительном нагревании в воде и образуют после  охлаждения студень. Если студень вполне высушить, то получится то, что называют клеем. Смотря по тому, из чего получен клей, различают следующие сорта его: рыбий клей, шубный или столярный, костяной и пергаментный, который варится из обрезков телячьей кожи.

1) Рыбий клей.

   Сушат плавательные пузыри рыб из породы осетров, водящихся в Каспийском море и в реках, впадающих в него, а также у берегов Черного моря и в некоторых реках Сибири. Пузыри для получения рыбьего клея разрезываются, промываются, затем расправляются и сушатся на солнце. Далее при известной степени сухости с них снимается внешняя мускулистая оболочка, как не дающая при нагревании в воде клея; внутренней же оболочке придается та или иная форма, после чего она отбеливается парами сернистой кислоты, которая получается при сжигании серы и окончательно высушивается на солнце.

В продаже существуют следующие сорта рыбьего клея:

1) русский (лучший сорт - астраханский),
2) североамериканский,
3) остиндский,
4)бразильский, немецкий и гудзонский.

   Третий и четвертый сорта поступают в продажу в виде пластин целых пузырей, трубок, комков и кружков. По цене рыбий клей самый дорогой и в то же время самый чистый. В холодной воде он только разбухает, но не растворяется; в кипятке моментально расходится. Доброкачественный клей имеет при солнечном освещении перламутровую игру.

             
2) Столярный клей (шубный).

   Так как этот клей в столярном и позолотном деле является наиболее употребительным, то мы считаем не лишним познакомить читателей со способами приготовления этого клея, так как его легко приготовить самому.
А в продаже, особенно в провинции, очень трудно достать хороший столярный клей, так как он в большинстве случаев фальсифицируется и продается негодным к употреблению.

   Шубный клей варится из отбросов с кожевенных заводов, с боен, кожаных отбросов, получающихся в сапожных, седельных и иных мастерских, из кошачьих, собачьих шкур и хрящей и т.д. кожевенные заводы продают обрезки кожи обыкновенно промытые и прозоленные, что очень важно, так как последнюю операцию – золку произвести очень трудно. Цель ее – очистить обрезки кожи от частиц крови, мяса и жира. После золения обрезки промываются в течение нескольких дней в проточной воде и высушиваются на солнце. Для этого их раскладывают не толстым слоем на воздухе и раза 2-3 в день ворочают граблями.

   Если обрезки кож получаются с кожевенных заводов или из иных мест вполне сухими, то их, для варки из них клея, нужно предварительно размочить в воде. К последней может быть прибавлено незначительное количество извести.

   Варку клея можно вести в каждом обыкновенном котле, вмазанном в печь. Чтобы куски кож не могли соприкасаться с дном или стенками котла, в последний вставляется надлежащим образом пригнанная корзина, сплетенная из ивовых прутьев; в эту корзину и кладутся кожаные отбросы. Когда котел наполнен ими до верха, в него наливают такое количество дождевой или речной воды, чтобы уровень ее был ниже поверхности кож вершка на 4. Котел закрывают крышкой и начинают медленно нагревать его. Качество клея в высокой степени зависит от того, как идет варка. Огонь под котлом должен быть умеренный, так чтобы жидкость в котле кипела лишь слегка. Для ускорения процесса клееварения, содержимое в котле часто перемешивают. Через 4-5 часов на поверхности жидкости отделяется жирый слой, состоящий из нечистот, бывших на кожаных отбросах. Эту пену часто и осторожно снимают шумовкой.

   Затем делают пробу, имеет ли клей требуемую густоту. Проба производится следующим образом: в половину яичной скорлупы наливают клеевой жидкости и скорлупу помещают на поверхность холодной воды. Если через несколько минут в скорлупе образовался достаточно густой студень, то клей можно считать сваренным. Точнее можно определить густоту клея прибором, называемым ареометром. Если заранее известно, скольких градусов должен быть клеевой раствор, то процесс клееварения продолжают до тех пор, пока жидкость не будет иметь этого числа градусов. Тогда предполагая, что перерабатывается всегда один и тот же сорт кожаных отбросов, каждый раз будет получаться клей одинаковой крепости.

   По окончании варки из котла вынимают корзину вместе с не разваренным остатком, который при следующей варке вновь может быть употреблен в дело. Для осветления клея можно не иметь отдельной посуды, а оставлять его осветляться в том же котле, куда прибавляют, постоянно размешивая тонко измельченных калийных квасцов в пропорции 1 фунт квасцов на 1 фунт кожи. Квасцы ускоряют осветление и очищают клей от содержащейся в нем извести, которая выделяется в виде нерастворимого сернокислого кальция. Но злоупотреблять квасцами не следует; увеличенная пропорция сверх указанной, вредит связывающей силе клея.
После прибавления квасцов, топочную дверку запирают, а котел накрывают крышкой, оставляя охлаждаться клеевой отвар постепенно. После охлаждения загустевшую массу вырезывают из котла, а отстой процеживают сквозь сито или же вновь переваривают его.

   В жаркое летнее время отвар скоро загнивает; во избежание этого после снятия пены в него прибавляют небольшое количество креозота. Твердую массу сохраняют в погребе и зимой и летом. Но надо помнить, что студенистая масса не выносит ни морозов, ни жары; в первом случае она теряет свою связующую силу, а во втором – загнивает.

   В том случае, когда мастерская располагает паровой силой, можно гораздо проще варить клей с помощью пара, причем качество такого клея гораздо выше.

Варка производится в чану, имеющем в днище спускной кран; на вершок или немного более от дна делается другое дно, снабженное частыми отверстиями. На это второе дно накладываются обрезки кож. В чан пускается из парового котла горячий пар высокого давления. Этим паром вываривается клей в виде густой сиропообразной жидкости, которая стекает на настоящее дно, сквозь проделанные отверстия второго, откуда через кран время от времени она и спускается.

Этот клей, повторяем, по своим качествам много превосходит выработанный обыкновенным путем, так как он не подвергается перегреву.

   Если почему-либо неудобно варить клей и его покупают готовый, то важно определить качество продажного клея. Иногда менее красивы на вид и более дешевый клей, гораздо лучше прозрачного и дорогого сорта.

   Так как внешний вид клея не играет никакой роли, то важно узнать какой сорт обладает более клеящей силой.

Для этого существует несколько способов:

1) Взвешивают тонкую пластинку клея, кладут ее в холодную воду и ставят сосуд с водой на полтора суток в помещение с очень умеренной температурой. Затем пластинку вынимают и вновь взвешивают. Если при этом получится потеря в весе, то клей не высокого качества и наоборот.

2) Можно определить качество клея по количеству воды, которое клей, будучи положен на сутки в холодную воду, впитает в себя. Чем плотнее и эластичнее клей, тем большей силой он обладает.

 

источник:  Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л.П. Шмидт

 



От: Максименко В.А.,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    Предыдущая и следующая статья:
    « Инструменты и материалы, необходимые для золоченияМатериалы для золочения (продолжение) »

    Разделы фотогалереи:


     
     
     Мебель для детской комнаты

    Мебель для кухни

     Мебель для ванной комнаты

       
     Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса