Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе

Купить необычные серьги из серебра poisondrop.ru.

Все о ванной комнате

Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Январь 4, 2014

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ.

ЗОЛОЧЕНИЕ НАСТОЯЩИМ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ.


ГЛАВА 1.

КЛЕЕВОЕ ЗОЛОЧЕНИЕ.

Позолота по клеевой подготовке применяется только для тех предметов, которые не подвергаются влиянию сырости, сильного жара, холода и пр. и вообще находятся в закрытых помещениях. Основания этого объяснять не приходится; связывающим веществом при такого рода золочении является клей и, следовательно, от сохранения его силы будет зависеть сохранение позолоты. Надлежащие для золочения предметы подвергаются предварительно тщательному осмотру. Попадающиеся сучки должны быть вынуты и заделаны, иначе загрунтовка, как мы уже говорили ранее, даст со временем в этих местах трещины. Затем предметы должны быть освобождены от всяких жирных и сальных пятен, для чего поверхности их надо поскоблить крючком. Крупные изделия, как-то: вязки для иконостасов и т.п. следует предварительно оклеить серпянкой. Наконец приступают к следующим операциям.



1) Проклейка.

Проклеивание производится дважды. Первоначально предметы покрываются раствором 1 фунта клея в 3 бут. воды. Во время растворения температура воды должна доходить до 80ºР. (но не кипятить). Раствору не дают остывать и наносят его на предметы щетинной кистью. Когда клей впитается в дерево, приступают ко второй проклейке уже более крепким раствором 4 на 1 фунт клея берется от 2 до 2 ½ бут. воды. Количество воды в этом случае зависит от твердости дерева. Для мягких пород берется клей более крепкий.

Проклеенные вещи ранее чем загрунтовываться должны хорошо высохнуть в комнатной температуре (15-20ºР). надо заметить, что проклейка не всегда нужна. Если левкас или грунт не слишком густ и достаточно горяч, то содержащийся в нем клей хорошо проникает в дерево, почему грунтовка является одновременно и проклейкой.

2) Грунтовка.

Когда приклейка совершенно просохнет предметы, подлежащие золочению, грунтуют так называемым левкасом.

Он приготовляется из клея и отмученного мела; последний можно заменить каолином (фарфоровой глиной) или некоторыми минеральными красками. Клей берется, как и для проклейки, обыкновенный, столярный, должен обладать всеми качествами, о которых мы уже говорили ранее, в специальной посвященной клею главе. Предварительно его размягчают в требуемом количестве холодной воды – лучше всего дождевой или речной,- в продолжение, по крайней мере, 6-ти часов. Пропорциональное отношение воды к клею должно быть таково.

Берут на:

  •       4 штофа воды
  •      2 ½ фунта клея.

Когда клей размягчится, горшок ставят на огонь, или же на водяную баню. В первом случае, все время, пока клей не распустится вполне массу необходимо беспрерывно перемешивать. Огонь при этом не должен быть сильным, жидкости не должно давать закипать, так как кипение совершенно бесполезно и даже вредно; кипяченый клей, во-первых, теряет свою клеящую силу, а во-вторых, пригорает к стенкам горшка.

Когда клей сварится, его процеживают через чистое волосяное сито, чтобы отделить нераспустившиеся кусочки, могущие идти в дело при следующей варке клея, если только они не будут слишком стары и не загниют.

Затем к клею примешивают небольшими порциями отмученный мел; для указанного количества клея и воды его берут фунтов 14-15. Предварительно он высушивается, не слишком сильно, чтобы не образовалась очень твердая масса, размельчаемая с большим трудом. Измельченный тяжелой железной скалкой мел просеивают через сито. Когда весь мел прибавлен к раствору клея, полученную массу протирают толстой щетинной кистью через частое волосяное сито; лучше, конечно, употреблять для этой цели жестяное сито с мелкими отверстиями; оно и служит долговременнее и лучше чистит.

Протирание делают возможно быстрее, чтобы масса не успела охладиться. Следует протирать за один раз не более того количества массы, которое соответсвует 10-12 штофам воды. Полученная описанным способом масса и представляет собой левкас или грунтовку.


В последнее время для золочения профилированных брусков (листеля) левкас составляется преимущественно на каолине, (фарфоровая глина) так как этот материал обусловливает получение более нежной и гладкой загрунтовки, на которой глянцевая позолота удается гораздо чище и с лучшим блеском. При употреблении каолина, в горшок, в котором готовят левкас, наливают около ¾ штофа клеевого раствора и прибавляют затем тонко просеянной фарфоровой глины до тех пор, пока масса настолько загустеет, что ее едва только можно мешать; размешивание ведут до полной однородности массы, т.е. пока не останется никаких комочков. Тогда ее разбавляют приблизительно двумя литрами клеевого раствора, прибавляют при постоянном размешивании такое количество каолина, чтобы образовалось крутое тесто, к которому опять прибавляют клеевого раствора и т.д., - оперируя так до получения требуемого количества грунта надлежащей густоты. Нетрудно понять целесообразность такого приема приготовления левкаса на каолине. Если бы последний смешивать с клеем, подобно тому, как это делалось при употреблении мела, то часть глины отсела бы на дно и, при протирании массы, настолько бы забила отверстия сита, что масса не могла бы проходить. Так что потребовалось бы вычистить сито и  затем опять приступать к протиранию; таким образом, работа замедлялась бы совершенно бесполезно. Если же поступать согласно указанному, разбавляя густую массу каждый раз не ранее уничтожения в ней всех комочков, то протирание сквозь сито является излишним.

Преимущества каолинового левкаса могут быть отчасти приданы изготовленному на меле тем, что вместе с клеем, на каждые 3 ½ фунта его растворяют в воде 30 зол. ядрового мыла. Благодаря этому, левкас получается более нежным и,- если был взят достаточно тонко отмученный мел,- близко подходит к левкасу, приготовленному на каолине.

Как бы левкас не готовился, главнейшее внимание должно быть обращено на то, чтобы он не вышел в смысле содержания клея, ни слишком крепким, ни слишком слабым. Надлежащее соотношение между количествами клея, воды и мела или каолина должно быть каждый раз испытано по отношению к взятому сорту клея. Уже из одного только сбережения не следует брать клея более того, чем это требуется для прочности загрунтовки; но и красота глянцевой позолоты зависит от крепости грунта.

На загрунтовке, сделанной очень слабым левкасом, красивую позолоту сделать довольно трудно ввиду того, что при полировке наложенного золота с помощью зубка или лощила происходят различные отпечатки или следы на слишком мягкой массе, которые портят эффект, производимый полированными поверхностями. Если же левкас был очень крепок, то загрунтовка после высыхания трескается.

Мы можем рекомендовать следующую практическую пробу крепости нанесенной грунтовки.
Прогрунтованную раза два - три вещь пробуют ногтем, и если при этом не получается ни малейшей черты, то левкас очень крепок; на его поверхности замечается много блесток. Исправить такую грунтовку можно прибавлением к нему клеевого раствора, называемого позолотчиками разводом.

При слабом же левкасе, ноготь на загрунтованной поверхности дает довольно глубокую черту.

К такому левкасу прибавляют мел или фарфоровую глину.

Левкас никогда не приготовляется в деревянной посуде, так как клей проникает в поры дерева и начинает там загнивать, заражая и свежо налитый клей.  Вполне удовлетворительна чугунная эмалированная посуда, легко моющаяся и стоящая не особенно дорого.

Летом, когда стоит жара, клей еще, не будучи совершенно готовым, начинает загнивать и его приходится выбрасывать как совершенно негодный. Во избежание этого, при варке клея прибавляют к воде 1-2 капли карболовой кислоты или же приливают к клею, при постоянном размешивании смесь из 1 части азотной кислоты и 2частей спирта в пропорции

на  1 ½ бут. клеевого раствора - 4 столов. ложки смеси.

Надо заметить, что эта смесь при прибавлении к клею вызывает выкипание; она употребляется неохотно.

С одинаковым успехом пользуются следующей смесью.

Берут  

  •         1 ч. уксусно-этилового эфира,
  •         3 ч. уксусной эссенции и
  •         4 ч. винного спирта.

Количество одинаковое с предыдущим.

Левкас, изготовленный на таком клею может сохраняться  при условии низкой температуры в продолжение нескольких месяцев. Чтобы его поверхность не покрывалась пленкой, на него наливают тонкий слой клеевого раствора.

Необходимо заметить, что загнивший левкас, ни в каком случае нельзя употреблять для грунтовки, так как она при последующих работах позолотчика будет разлистовываться или расслаиваться; вследствие этого получаются изъянные места, трудно исправляемые и потому в большинстве случаев портящие всю работу.

В зависимости от величины подлежащего золочению предмета, а также от его профиля или украшений, грунт наносится более толстой или более тонкой щетинной кистью, притом не слишком тупой. Наносимый левкас не должен быть чересчур горячим; перед грунтовкой его лишь подогревают до тех пор, пока будучи пущен на ладонь с кисти или шпателя, он не произведет ожога. При непосредственном нагревании на огне, массу необходимо перемешивать все время как можно лучше – иначе она легко пригорает ко дну. Гораздо целесообразнее иметь в мастерской особый аппарат, представляющий собой закрытую водяную баню. От крышки или шлема его отходит трубка для отведения образующихся паров. В аппарат помещаются сосуды, в которых нагревается грунт. Такая закрытая водяная баня имеет перед открытой то преимущество, что при пользовании ею на поверхности левкаса во время нагревания, нив каком случае не может образоваться корочки или пленки, причиняющей нередко бесполезную трату материала. Левкас, приготовленный на каолине, отделяет на дно густую массу, и поэтому перед употреблением, его необходимо возможно лучше перемешать. Точно также требуется часто перемешивать при употреблении в дело, и грунт, приготовленный на мелу,- для предохранения его от образования пленки. Но если последняя все-таки появилась, хотя бы даже очень тонкая, - ее не следует смешивать с остальной массой, так как иначе теряется однородность грунта.

Покрытие левкасом подлежащего предмета следует производить как можно равномернее; при этом, перед нанесением каждого следующего слоя его, предыдущему надо дать вполне высохнуть; в противном случае покрытия отчасти пузырятся и причиняют изъяны, которые могут быть уничтожены только с большой потерей времени. Равным образом появляются пузыри (открытые) и в том случае, когда левкас нанесен слишком горячим, их может удалить с помощью шлифовки только умелый рабочий. Наконец-то же самое происходит и тогда, когда левкас слишком мало содержит клея, или же загнил, или же нанесен, по отношению к количеству клея и густоты, несоразмерно толстым слоем. Особенно чувствительны покрытия, сделанные каолиновым грунтом, ввиду чего многие рабочие его избегают.

При внимательном отношении к делу, этот недостаток грунтовки, изготовленной на каолине, не имеет значения и потому преимущества каолинового грунта для других операций позолотчика нисколько не ослабляются. Проклеенные предметы, с которых предварительно сметена пыль, кроются левкасом от 5 до 10 раз, что зависит от их величины. Гладкие и крупные предметы грунтуются всегда толще. Первоначально наносят левкас, тыкая кистью по поверхности; последняя получается шероховистой. Когда первое покрытие совершенно высохнет предмет осматривают и замазывают замеченные щели и другие изъяны – замазкой, приготовленной из того же левкаса; затем грунтую предмет вторично, точно таким же способом. Остальные слои грунта кладутся намазыванием кистью. Для того чтобы последняя могла свободно идти по грунтуемой поверхности, левкас не должен быть очень густым.

Профилированные бруски загрунтовывают обыкновенно четыре раза; этого бывает совершенно достаточно, если загрунтованные поверхности были ранее отделаны чисто, и загрунтовка получилась толщиной в 2-3 мм. Первые два – три слоя наносить, тыкая кистью по поверхности брусков; однако цель этого приема – прочное соединение между собой слоев левкаса – достигается обыкновенно тем, что последний берется для работы не слишком горячий. При грунтовке листеля следует по возможности избегать замазывания левкасом фальца и задней стороны бруска, хотя это и не, безусловно, необходимо, так как излишний грунт может быть удален соскабливанием его тупым ножом. Обыкновенно позолотчики делают это только тогда, когда брусок совсем загрунтован и высох. Ввиду того что грунт в этом случае держится весьма крепко, то удаление его с известных мест, при больших количествах обрабатываемого листеля, требует слишком много труда; кроме того при этом нередко захватывается дерево, и поэтому известная часть брусков должна подлежать исправлению.

Гораздо целесообразнее поступать к удалению излишнего левкаса ранее, когда он именно не успел еще вполне высохнуть, причем его соскабливают после каждого сделанного покрытия.

При грунтовке профилированных брусков необходимо держаться такого правила, чтобы грунт намазывался до самого края бочка; иначе получившиеся маленькие прогалинки испортят изящество даже лучшей позолоты.

Грунтовка листеля, как она ни проста, требует, однако порядочного навыка. Весьма важно при этой работе класть левкас так ровно, чтобы профиль ничего не терял в своем абрисе, т.е. не требовал последующей продолжительной шлифовки для восстановления контура.

Когда грунтуется листель с более или менее сложным профилем, то работа производится следующим образом. Приготовляют из железа толщиной от 3 до 7 мм так наз. грунтовальную пластину или циэйзен, с профилем, соответствующим профилю обрабатываемого бруска, но шире против него на 2-3 мм, т.е. на толщину загрунтовки. 

Профиль запиливается не под прямым углом к поверхности пластины, но несколько вкось. Грунтовальную пластину (циэйзен) зажимают между двумя железными щеками, скрепляемыми между собой с помощью винтов. Такой прибор, называемый «грунтгобелем» не должен быть легким; при широких брусках вес его увеличивают накладыванием железных пластин. Обрабатываемый брусок зажимают в тиски верстака. Затем наносят кистью слой грунта достаточной толщины и проходят его циэйзеном; сильно прижимая последний к задней стороне бруска и надавливая на нижнюю направляющую поверхность. После этого бруску дают высохнуть и повторяют грунтование до тех пор, пока поверхность загрунтовки не сделается совершенно гладкой.

Для такого способа грунтовки левкас должен быть гуще, чем в том случае, когда бруски левкаса обыкновенно берут на 3 фунта клея   штоф воды; грунт должен получиться настолько густым, чтобы его едва только можно было намазать кистью. Для нанесения последних слоев, после того, как профилю недостает только острых ребер и вполне чистой поверхности, левкас разбавляют, при этом самый последний слой кладут тот час же за предыдущим, не удаляя, следовательно, брусок с верстака для просушки.

Загрунтованные по описанному способу бруски вообще не требуют шлифовки. Разумеется, для этого необходимо, чтобы поверхность их совершенно не имела каких бы, то ни было неровностей. Если это условие не соблюдено, шлифовка делается необходимой.

Изделия, украшенные резной работой, грунтуются жидким левкасом, имеющим, густоту свежей масляной краски. Последний слой наносится посредством волосяной кисти, и пока сделанное покрытие еще не просохнет, его проходят такой же кистью, намоченной в воде. Таким образом, устраняются полосы от щетинной кисти, и поверхность получается настолько чистой, что почти не требует шлифовки. Места, которые должны иметь матовую позолоту, проходятся левкасом два раза; те же которые предназначаются для глянцевой позолоты, грунтуются четыре раза.

Надо принять к сведению, что резьба по дереву должна быть сделана, возможно, чище.

РАССЕЧКА

От продолжительной грунтовки некоторые части, встречающиеся на гладких предметах, как например, калевки и проч. Заливаются левкасом. Для восстановления прежнего вида этих частей совершенно загрунтованная вещь подвергается расчистке или рассечке; Это делают особыми инструментами, называемыми крючками. Левкас снимается по возможности ровно. При расчистке резной работы со стороны позолотчика требуется особенно внимательное отношение к делу, и даже некоторое художественное понимание, так как подлежащий предмет должен вполне сохранить вид, приданный ему резчиком. Надо заметить, что если загрунтовка выполнена тщательно и чисто, то рассечка ввиду этого или совершенно не нужна или же производится только в ограниченных размерах.

 

источник:  Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л.П. Шмидт

 



От: valen,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Рецепты золотого лакаШлифовка перед золочением »

Разделы фотогалереи:


 
 
 Мебель для детской комнаты

Мебель для кухни

 Мебель для ванной комнаты

   
 Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса