Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Январь 9, 2014

ГЛАВА 4.

ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ УКРАШЕННОГО ЛИСТЕЛЯ.

 

1) Украшение листеля.

Украшение на рамах, багетах и других предметах, предназначенных для позолоты, ранее делались исключительно ручным способом, т. е. резьбой. В настоящее же время они почти всегда изготовляются выдавливанием из особой массы. Они накладываются надлежащим образом на загрунтованный брусок, который затем уже и золотится. Кроме золоченного листеля в большом количестве изготовляется украшенный полированный листель. Внешний вид украшений чрезвычайно разнообразен. В числе приложенных к концу книги рисункам читатель найдет некоторые образцы украшений частью уменьшенных, частью увеличенных.

Наибольшим спросом пользуются украшения в греческом стиле, так как ими обусловливаются приятные, ласкающие глаз переходы; затем они допускают всевозможные вариации и с легкостью могут быть подобраны для каждого профиля.


В зависимости от ширины бруска, греческие украшения, т. е. отдельные части их, делаются шириною лишь в несколько миллиметров и должны возвышаться над поверхностью не более как на 1/16 вершка. Для золоченого листеля такие украшения применяются довольно редко. Они идут преимущественно для полированного листеля, на котором их золотят. Иногда придается матовая черная окраска.

В иных случаях украшения делаются из золоченых латунных тонких полосок, на которых штампуются те или иные фигуры. Такие полоски укрепляются на срединных поверхностях брусков, с помощью которых очень мелких штифтиков. Украшения этого рода очень красивы и притом недороги. Снабженный ими листель целесообразнее всего употреблять в виде багет для гардин, портьер и пр.,- мак как переработка его для изготовления рам сопряжена с известными трудностями. Следует заметить, что латунные полосы могут быть, и никелированы, и в таком виде они в некоторых случаях – в зависимости от цвета профилированного бруска – являются более красивыми, чем золоченые.

Другой, в высшей степени простой и в то же время полный вкуса род украшений заключается в применении отдельных кнопочек, звездочек, маленьких розеток и т. д., которые на соответственных расстояниях, с помощью штифтиков того же цвета, укрепляются на широких поверхностях прямых профилированных брусков. Так, например, вбивают гвоздики со звездообразными шляпками на расстоянии друг от друга 2 вершков; маленькие штампованные розетки (из латуни) с зазубренными краями укрепляются с помощью простых латунных или никелированных гвоздиков; и т. д. Подобные украшения сообщают виду бруска больше разнообразия, и нет надобности ограничиваться употреблением украшений только латунных, золоченных или никелированных, а также отдельных из указанных форм. Напротив, с большим успехом применяются, по отдельности или в соединениях между собой, листья, цветки, завитки, в различных величинах, красках, формах и т. п.

Украшения металлические приобретаются мастерской, изготовляющей листель, готовыми. Украшения же из упоминавшейся выше массы приготовляются, обыкновенно, самими позолотчиками. Само собой разумеется, что металлические украшения выходят и дешевле и изящнее.

2) Масса для украшений

Такая масса должна быть, по возможности пластичной, чтобы она при впрессовывании в форму легко могла выполнить все, даже мельчайшие углубления последней. При высыхании (затвердевании) в ней не должно появляться трещин. Далее, высохшая (затвердевшая) масса должна быть крепкой и гладкой, и самое затвердевание, наконец, не должно происходить медленно, так как иначе первое из указанных качеств ослабляется. Основными веществами для составления массы являются клей и мел, или, вместо последнего, другое какое-либо землинистое вещество. Коль скоро формуются украшения большей величины, то клей необходимо брать лучшего качества, так как в толстых кусках массы он слишком долго сохнет и потому если взять клей низкого сорта, то ранее недели он высохнет, произойдет его разложение. Чтобы масса была более гибка к раствору клея, прибавляют льняного масла или же масляного лака и густого терпентина и все это хорошо перемешивается.
Один из испытанных рецептов для приготовления подобной массы:

  • - Клея..........................8 ½ фунтов,
  • - Воды.........................9 ¾ фунтов,
  • - Канифоли.....................86 ½ золотников,
  • - Льняного масла............... ¼ штофа,
  • - Французского терпентина......1 фунт 21 золотник.


К смеси прибавляется ровно столько отмученного мела или смолотого алебастра, чтобы масса получилась довольно густой. Во избежание распускивания в массу прибавляют бумагу; лучше всего для этой цели берут не проклеенную шелковую бумагу или ту, в которую завертывают южные фрукты. Ее режут или рвут на мелкие кусочки, которые бросают в клей и тщательно перемешивают. Мел или алебастр перед смешением с клеем просеиваются сквозь частое сито. В насыпавшейся куче делают углубление и вливают в него горячий клей. Затем шпахтелем примешивают к клею мел или алебастр, осыпая его с края кучи, до тех пор, пока не образуется тесто. Последнее месится руками, пока масса не перестанет к ним приставать; затем ее разбивают на столе до полной однородности. Сохраняется она завернутой в мокрую полотняную тряпку. Масса после отвердения делается еще крепче, если к клею была прибавлена смола. В этом случае масса при употреблении подогревается.
Берут горшок с водой, помещают его на огонь и обвязывают куском полотна, на которое и кладут затем куски массы. Таким образом, последняя нагревается на парах.

3) Формы для украшений

Формы фабрикуются специальными мастерскими, занимающимися исключительно изготовлением их.

Скульптор делает модель сперва в грубых очертаниях из глины. По такой модели делается гипсовая форма, в которую отливается гипсовая же модель украшения. Полученную модель обрабатывают начисто и отливают по ней уже форму для продажи. Модели, по которым изготовляется большое число форм, делаются также из шифера или металла. Формы отливаются обыкновенно из серы. Но так как этот материал очень ломок, то для защиты формы ее окружают гипсовой оболочкой. Серу плавят в железном горшке на слабом огне, нагревая ее лишь до тех пор, пока она сделается подвижно-жидкой. После того ее выливают железной ложкой на модель таким слоем, чтобы в тончайших местах последний имел не менее 7-8 мм (до 3/16 вершка) толщины. Если сера не была слишком нагрета, то она тотчас же застывает, и потому нет надобности, делать борт вокруг модели. Последняя должна быть смазана предварительно маслом, чтобы форма легко могла сняться с нее.

При этом необходимо, однако иметь ввиду, чтобы масло не закрыло мельчайших украшений модели. Полученную таким образом форму окружают на достаточном расстоянии от краев бортиком из глины и воспроизводят, с помощью отливки, упоминавшуюся выше предохранительную гипсовую оболочку.
Таким образом, формы, состоящие из нескольких частей, готовить позолотчику самому не приходится. Мы поэтому остановились здесь только на отливке простых или цельных форм, изготовлять которые, по тем или иным моделям, позолотчику нередко представляется необходимость самому.

4) Формовка украшений.

Нужное количество массы мнется и раскатывается на рабочем столе до тех пор, пока масса не приобретет гибкости и плотности. Затем прежде чем впрессовывать ее в формы, их покрывают тонким слоем терпентинного масла, чтобы к поверхностям их не могли приставать частички массы. После того массу сильно вдавливают пальцами в формы; при этом пальцы натираются мелом или гипсом. Иначе масса будет прилипать к ним. Формовку ведут двояко. Именно, или берут массы как раз такое количество, которое необходимо для совершенного наполнения формы, или же ее употребляют в большем количестве, так что тогда избыток массы будет выступать из формы. В первом случае, когда масса несколько затвердеет, форму переворачивают и ускоряют выход из нее отформованного куска концом ножа. Во втором случае выступившую массу, по возможности выровненную, смачивают водой и после того, перевернув форму, помещают ее на доску и сильно нажимают руками. Масса пристает тогда к доске, и форма может быть легко снята с отформованного украшения. Когда этот слепок несколько отвердеет, его срезают с нижней части – ножки – острым золотарным ножом.

5) Накладывание украшений.

Когда украшения изготовлены, приступают к наклеиванию их на надлежащие места, например рамы (предварительно, конечно, загрунтованной). Для этой работы требуется и хороший глазомер, и изящный вкус, так как украшения не только должны быть расположены симметрично, но и подходить по характеру к данной рамке. Например, рамки для гравюр украшаются иначе, чем для масляных картин, а рамы для последних имеют массу разнообразных форм, что зависит и от сюжета картины. Для зеркальных рам требуется другая форма украшений и т. д. Наклеивать украшения необходимо как можно тщательнее. Чтобы они не могли позднее, как это нередко случается, отпадать кусочками с рамы. Клеевой раствор, употребляемый для этого, не должен быть слишком крепок. Намазанная клеем сторона несколько нагревается, чтобы клей был горячим и достаточно жидким. Те места, на которые должны быть наклеены украшения, смачиваются предварительно водой. Каждое наложенное украшение прижимается к поверхности рамки во всех своих частях.

Если данное украшение довольно массивно и если его требуется изогнуть по профилю рамы, то для укрепления употребляются тонкие проволочные штифтики. Их забивают, однако настолько, чтобы можно было после легко вынуть; если же ради прочности их требуется вбить глубже, то головки (шляпки) их углубляют (потопляют) на 2-3 миллиметра ниже поверхности украшения. Части украшений не соприкасающиеся с поверхностью рамы, но отстоящие от нее на то или иное расстояние, подкрепляют кусочками проволоки, вбитыми в раму, или же их подпирают деревянными палочками, укрепляемыми на шипах. При орнаментации изогнутых овальных рамок для большей точности в работе необходимо иметь под руками циркуль.

6) Исправление украшенных частей.

Иногда при высыхании края украшений приподнимаются над поверхностью рамы, вследствие чего образуются трещины, которые должны быть замазаны массой, для чего они предварительно смачиваются маленькой щетинной кистью. Под те части, которые отстоят от поверхности более или менее подкладывается масса, затем края их подрезываются и возможно лучше выглаживаются при употреблении воды. Случайные изъяны на украшениях исправляются крючками.

 

источник: Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л. П. Шмидт

 



От: valen,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« ПозолотаЗолочение украшенных рамок »

Разделы фотогалереи:


 
 
 Мебель для детской комнаты

Мебель для кухни

 Мебель для ванной комнаты

   
 Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса