ДУХИ ЗАЗЕРКАЛЬЯ
Насколько новое поколение драматургов, режиссеров и актеров готово продолжать традиции Московского художественного театра?
Этот вопрос адресую Игорю Вернику, который встречает нас в фойе театра. Вот что он нам рассказал:
- Знаете, меня пригласил во МХАТ сам Олег Ефремов. В 1986 году вошел в эту труппу, ровно 70 лет после того, как сюда был принят великий Марк Прудкин. В то врем Художественный театр возглавлял Константин Станиславский. У меня дома хранится фотография , на которой прославленный актер по-отечески меня обнимает. Тот день запомнил навсегда, ведь шел работать в легендарный театр с огромной историей. На тот момент Ефремов собрал, пожалуй, лучшие актерские силы страны: Евстигнеева, Смоктуновского, Калягина, Мягкова, Вертинскую, Попова и многих других. Олег Ефремов всегда начинал сбор труппы со слов: «Для меня самым настоящим из видов искусств является театр». И действительно, главный принцип театра - здесь и сейчас. Поднимается занавес, и, казалось бы, из ничего рождается эта маги театра. Это не застывшая навсегда масса, а живой организм, который меняется в зависимости от настроения или мыслей актеров. Спектакль пластичен: живет, дышит, развивается, растет. Режиссер обязательно приходит на каждое представление, оценивает и в антракте, собирая актеров, делает им свои замечания. Проходит врем , многих уже нет на этом свете , но суть МХТ не меняется , остаются его традиции, история. Этот принцип проповедуется всем , кто работает здесь . Это не забывает напоминать молоды м и Олег Табаков, ведь все мы - одной школы, одной крови. Да, меняется жизнь, скорость и информативность общения, и, как ни прискорбно признать, меняются ценности. Но тем не менее для нас по-прежнему нет ничего более интересного, как следить за движением человеческой души .
- А насколько отличаются постановки того же «Иванова» у Ефремова и Табакова?
- Я играл Боркина в спектакле «Иванов», который поставил Ефремов. Конечно, та постановка в корне отличалась от нынешней. Там гениально играл Смоктуновский. Да, людям свойственно думать, что когда-то давно было лучше, чем сейчас. Но ведь время меняется, и должны появляться новые герои, созвучные этому времени. В театр не надо приходить лишь для того, чтобы увидеть интригу, описанную автором, для этого достаточно прочитать книгу. В театре интересно видеть режиссерскую интерпретацию. Тем не менее в театр надо приходить уже готовым увидеть этот режиссерский замысел, заранее прочитать классическое произведение.
Мы пошли в святая святых театра - за кулисы - в поисках театральных духов. Нам рассказывают: как вы знаете, сцена имеет два кармана - правый и левый. Мы находимся в левом кармане,в той части, где хранятся декорации, которые нужны театру в ближайшую неделю. Права часть - кулисы. Сейчас, в четыре часа дн , на сцене уже стоят декорации и реквизит к вечернему спектаклю. Здесь уже все готово к расстановке по местам, девочки-реквизиторы уже приготовили к спектаклю накрытый стол, на котором стоят бутылки, стаканы, бутерброды. В бутылках, как правило, находится чай или подкрашенная сиропом вода (впрочем, там может быть и настоящее вино), все это выпивают и съедают по ходу спектакля актеры.
Наша экскурсия продолжается. Дальше за кулисами мы видим кабину огромного лифта, который перевозит наверх из подвала мебель. Ее могут отвозить на любую из трех сцен: на основную, малую, которая расположена на пятом этаже, и на новую - на втором этаже здания, где находится музей МХТ. А задумывались ли мы когда-нибудь, где хранится огромное количество декораций? Более 40 фур с декорациями, которые не пригодятся в ближайшее врем , также «живут» в подвале. Фуры, расположенные одна над другой, автоматически поднимают снизу и в специальном большом помещении разгружают.
МХТ - это целый мир, частично закрытый от зрителей, для которых открывается занавес и дальше на их глазах рождается спектакль. Ходить по зданию можно бесконечно и находить все новые чудеса. Но не стоит думать, что Московский художественный театр держит свои секреты под замком. Каждый, желающий приобщиться к его тайнам, должен дл начала дойти до этого чудесного и таинственного места.
Виктория КАЙТУКОВА