Педзавет
Сразу несколько посланий от РПЦ обсуждались на минувшей неделе. Многих озаботило, на каком основании церковь вторгается в личную жизнь - от абортов до того, что можно, а чего нельзя носить
Основным информационным поводом стали предложения патриарха Кирилла, касающиеся семьи и детства. Эти предложения были направлены руководству страны и, как сообщалось, предназначены для обсуждения на заседании Государственного совета РФ, а ознакомиться с ними можно на официальном сайте Московской патриархии. Исходя из текста предложений, глава церкви прежде всего озабочен проблемой абортов. Он, в частности, предложил ввести обязательный двухнедельный перерыв, после того как женщина подписывает так называемое информированное согласие перед совершением операции. Среди других предложений патриарха - создание сети приютов для одиноких матерей, оказавшихся в сложной ситуации (государство могло бы решить вопросы с помещениями и ресурсами, а церковь - оказать помощь в подготовке сотрудников). Также глава церкви предлагает вывести аборты из системы медицинского страхования, правда, если жизни матери не угрожает опасность.
В документе затронуты и другие проблемы: так, в детдомах, по мнению патриарха, возможно не только светское, но и религиозное воспитание, а также постное питание. Он также предлагает создать дополнительные гарантии для родителей на право воспитывать детей, поощрять многодетных матерей и отцов.
Следом за патриархом появилось и еще одно знаковое послание - от протоиерея Всеволода Чаплина, главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата. Это послание общественности стало продолжением дискуссии о внешнем виде россиянок, начавшейся в конце прошлого года. Протоиерей, в частности, предложил создать общероссийский дресс-код. По его словам, то, как женщины ведут себя в публичных местах, не только их личное дело. Недостоин уважения и мужчина, «одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки».
Вполне естественно, что и слова протоиерея, и инициативы патриарха вызвали бурную дискуссию в самых разных кругах. Предложения патриарха разбирали более подробно: в частности, специалисты высказались против запрета бесплатных абортов.
- Наше общество нельзя назвать христианским, - считает директор Института религии и права Роман Лункин. - То, чему учит православная церковь, касается меньшей части населения страны, поэтому если запретить бесплатные аборты, это будет катастрофой - разовьется подпольная практика, как было когда-то в католических странах. Там в результате добились отмены запрета, потому что появилась подпольная криминальная медицина.
Что касается двухнедельного периода ожидания, о котором говорил патриарх, то и тут мнение экспертов оказалось неоднозначным. Так, врачи указывают, что тянуть в таких случаях не стоит - беременность лучше прерывать на ранних стадиях.
По мнению Романа Лункина, то, что православная церковь выступает за традиционную семью и христианские ценности, вполне естественно, в этом с ней солидарны и католики, и протестанты. Другой вопрос, что сама власть не может принимать решения только исходя из предложений патриарха. Что на это ответит власть - вопрос пока открытый.
Александр Гридчик, главный акушер-гинеколог Московской области
С точки зрения морали я с патриархом согласен. Врачи призваны спасать жизни, а не убивать. Но запреты абортов мы уже проходили в 1946-1947 годах и получили увеличение криминальных вмешательств, а также увеличение смертности. С точки зрения экономической эту меру надо просчитать, ведь после криминальных абортов женщины будут поступать к нам в реанимацию в тяжелом состоянии, и денег на их лечение за счет налогоплательщиков будет тратиться много. Кроме того, возможно, придется делать бездетным женщинам ЭКО, а это уже миллионы.
Источник: «Известия»
Павел Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Свод законов, образующих систему защиты детей, у нас сегодня и так достаточен. К сожалению, основная проблема, как это часто в России бывает, в том, что хромает правоприменительная практика. <...> Органы опеки включают в себя огромную, миллионную армию работников. Они есть в каждом муниципальном районе, но зачастую выстраивают свою работу совершенно не в том ключе, в каком нужно. Как правило, они начинают что-то делать только тогда, когда к ним обратились. В лучшем случае какую-нибудь бумажку напишут. В худшем случае вообще никак не реагируют или неправильно применяют закон. Однако не бумаги нужны, нужно идти в неблагополучную семью, к людям. При этом не вмешиваться, не разрушать, а помогать им.
Источник: «Журнал Московской Патриархии »
Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института
Эти предложения, наверное, готовились давно: они очень взвешенны, многосторонни. Сейчас в Госдуму со всех сторон идут инициативы такого рода, так что, очевидно, готовится какая-то законодательная инициатива. Однако, мне кажется, нельзя мечтать о возвращении патриархальной семьи. Время изменилось, и отношения в семье могут вновь выстроиться, только если мы снова научимся относиться к человеку как к личности. Должно появиться уважение к старшим и к младшим, умение ценить достоинство другого - вот где истоки возрождения семьи. Сохранять ее только из демографических интересов - это, во-первых, наивно, а во-вторых, невозможно. К тому же семья - это социальная ячейка общества, церкви более пристало говорить о браке.
Источник: соб. инф.
Марк Смирнов, редактор журнала «Наука и религия»
Предложения патриарха появились во многом как подражание странам Запада: специальные советы, в состав которых входят психологи, медики, священники, существуют, например, в Германии, их члены пытаются объяснить женщине, решившей сделать аборт, все за и против, прежде всего чтобы отговорить ее от такого шага. Другой вопрос, что на Западе родить ребенка и вырастить его несравненно легче: существующие социальные пособия для матерей-одиночек во много раз больше средних российских зарплат, а значит, перед матерью и младенцем не стоит вопрос выживания, как это происходит в России. Точно так же решается и вопрос жилья: если будущая мать оказалась лишенной крыши над головой, социальные службы немедленно предоставят квартиру (в худшем случае комнату) и выплатят деньги на приобретение мебели и одежды. Но государственной помощью дело не исчерпывается.
Главный вопрос в помощи обездоленным - в роли самой церкви. В той же Германии есть церковные фонды и организации (у католиков - это «Каритас», у протестантов - «Диакония»), которые предоставляют кров матерям, родившим без мужа и зачастую оставшимся на улице. То есть там церковь сама оказывается активным социальным работником - сама по себе, не обращаясь при этом к государству и не перекладывая этой задачи на него. У нас же пока слышатся общие призывы и слова.
К тому же я не заметил особых новаций в предложениях патриарха. Взять хотя бы пункт о денежном вознаграждении для многодетных отцов и матерей, разве не существует у нас похожих государственных инициатив? Разве нет у нас государственной награды «Мать-героиня»?
Есть и многое, что беспокоит в данных предложениях. Сегодня мы наблюдаем, как государство постепенно уходит из социальной сферы и на его место, на место органов опеки приходит РПЦ. Но ведь это не единственная религиозная организация в стране. Как делить детей между религиями и церквами?
То же самое касается и заявления, что налогоплательщики, в их числе противники абортов, не должны оплачивать медицинские расходы на проведение подобных операций. Вы можете представить, чтобы часть населения сказала, что исповедует пацифизм и отказывается платить налоги, раз они идут на армию и ее вооружение? Только государство решает, на что тратить полученные доходы от налогообложения граждан, как этими деньгами распоряжаться, и лично мне хочется, чтобы так было и впредь. К сожалению, все последние выступления РПЦ показывают сращенность церковного организма с государственным. В русской версии WikiLeaks мы читаем беседу митрополита Илариона с послом США, и он говорит, что главная задача православной церкви в России сегодня - проникнуть во все поры российского общества. Когда-то РПЦ претендовала на роль самой значительной религиозной организации в России, сегодня она уже де-факто таковой является.
Материалы подготовили
Сергей Мещеряков и Мария Епифанова