Опубликовано: Март 29, 2012
В столице объявлены номинанты премии «Инновация». Первая и единственная государственная награда в области современного визуального искусства в этом году будет вручена в пятый раз. Национальный статус обязывает к высокопрофессиональному судейству. Такого же уровня профессионализма требуют и от претендентов. Неудивительно, что из 246 заявок, поступивших из 16 городов России, экспертный совет отобрал всего 25 проектов. Выставка работ номинантов пройдёт в Государственном центре современного искусства с 5 апреля по 2 мая. В апреле же международное жюри назовет победителей. Самый инновационный шорт-лист изучили «Новости культуры». Если есть в России государственная политика в области современного искусства, то она делегирована ГЦСИ - Государственному центру современного искусства. Он же отвечает и за единственную госпремию в этой области. В отличие от цеховой премии «Соратник» и премии частного капитала «Кандинский PRIZE», «Инновацию» отличают представления о современном искусстве как об институте. Награждают не только художников, но и кураторов, и критиков, и теоретиков. Художников делят на молодых и зрелых, кураторов - на столичных и региональных. Всего пять номинаций.
Саша Галкина переводит на ватманский лист мемориальную табличку - «в этом доме бывал Пушкин». Известная с детства всем, кто копировал рельеф монет на бумагу, техника «фроттаж» дала название серии, отмеченной Экспертным советом премии «Инновация». Полученную с помощью фроттажа табличку Саша перевешивает на соседнее здание. Оно посещением поэта не отмечено, а значит, под угрозой сноса. «Современное искусство музеефицирует мгновенно здесь и сейчас всё, что угодно», - объясняет художник Александра Галкина. Может ли подобная музеефикация спасти домик на Старой Басманной - вопрос. Но привлечь внимание к условности принятых форм защиты памятников может. В номинации «Новая генерация» Саша Галкина конкурирует с Сашей Ауэрбах, занятой весьма похожим делом. Саша Ауэрбах из советской мебели соорудила макет Центрального дома художника. Образца модернистской архитектуры семидесятых и места встречи советского человека с западным искусством. Ныне под угрозой сноса. «Эта мебель, ее же на помойку отправляют. Вот и ЦДХ тоже скоро отправят на помойку истории. Никому не нужное, прекрасное здание». -говорит художник Саша Ауэрбах. «Русскими бедными» средствами обе Саши борются за сохранение исторического облика города. Парадоксально - это считается инновацией. Странно, как жюри будет выбирать между двумя Сашами? Конкуренция единомышленников - возможно случайный, но весьма ощутимый эффект короткого списка премии «Инновация». Во взрослой номинации друг с другом конкурируют буквально члены одной группы. «Это, действительно, как-то странно: и психологически, и всячески, некомфортная ситуация», - уверен художник Андрей Монастырский. Аутсайдеру, возможно, покажется странным, что в разделе «Произведение визуального искусства» на премию «Инновация» выставлена книга. Это тома документации перформансов группы «Коллективные действия», составленные метром концептуализма Андреем Монастырским. Соавторы Монастырского и члены его группы - Игорь Макаревич и Елена Елагина -номинированы отдельно. За проект интервенции в экспозицию Венского музея истории искусств. Еще один концептуалист в той же номинации - Павел Пепперштейн. Компанию немного разбавляют Николай Полисский со своим грандиозным «Адронным колайдером» (второй год подряд в коротком списке) и Сергей Братков с проектом «Балаклавский кураж». Но все же не оставляет мысль о том, что Экспертный совет премии инновацией прошедшего года считает почтенный концептуализм. Яра Бубнова, член экспертного совета премии «Инновация» (Болгария): «Я думаю, речь не идет о том, что это тренд, это выплата долгов, во-первых, во-вторых, есть разные моды на формальные поиски, но мудрая мысль из моды не выходит». Директор Софийского Института современного искусства Яра Бубнова два года подряд входила в жюри «Инновации», в этом году - в Экспертном совете. Вместе с нижней палатой премии рассмотрела триста заявок, государственного лоббирования не заметила. Проблемы видит в другом: «Конфликты скорее внутренние, несмотря на некое чувство местной гордости, профессионалов в области современного искусства в России очень мало». В еще большем дефиците, чем художники - эксперты. Олег Аронсон, философ: «Критиков то еще есть сколько-то, а вот теоретиков вообще нет». Олег Аронсон и Елена Петровская номинированы на «Инновацию» в разделе «Теория, критика, искусствознание» за цикл лекций, прочитанных в нижегородском филиале ГЦСИ. Елена Петровская, философ: «Задача состояла в том, чтобы адаптировать теорию к более широкой читательской аудитории и одновременно к современному искусству, такое вот встречное движение». Олег Аронсон, философ: «Мне бы не хотелось, чтобы нынешнее искусство и нынешняя философия разделяли общность судьбы только с бизнесом. Очень мило!» Идею независимости современного искусства от бизнеса премия «Инновация» поддерживает. Кандидатов на эту премию выдвигать могут только некоммерческие организации: музеи и фонды. Что отличает ее от «Премии Кандинского», на которую художников представляют по преимуществу галереи, и от премии «Соратник», на которую художники выдвигают художников. Другое отличие - «Инновация» оценивает труд не только художников. Кроме теоретиков и критиков награждают еще и кураторов. Ирина Яшкова, куратор: «Кураторы, если брать область, которой я занимаюсь, то есть молодые художники, это и нянька, и мама, и продюсер, и организатор, - всё в одном лице». У куратора проекта «Марсово поле содружества» Ирина Яшковой - сильные конкуренты. Высокого качества проект Екатерины Деготь и Леонида Тишкова «Кудымкор» и собранная Ольгой Головановой выставка «Товарищества "Искусство или смерть"». Но для того, кто сумел привлечь публику на выставку молодых художников из стран СНГ, главное, не конкуренция и даже не признание коллег. Ирина Яшкова: «Если ты делаешь проект, понятный абсолютно любому, он приходит, и ему интересно, ты молодец». Те, кто привлекает зрителя на выставки современного искусства в Красноярске, Петрозаводске и Воронеже, выделены в отдельную номинацию - «Региональный проект». Каждый год она провоцирует спор: кого можно считать регионалом? Оргкомитет «Инновации» обещает уточнить этот вопрос в положении о премии. Но уже после церемонии награждения лауреатов 2009 года. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|