Опубликовано: Май 14, 2012
Русская мебель в конце XIX и начале XX веков Конец XIX века ознаменовывается новым стилем в мебели. Одна из старейших фабрик Петербурга Гамбса после выставки изделий промышленности в Российской империи в 1849 году становится одним из популярных производителей мебели, пик ее расцвета приходит на 70-е и 80-е годы. Мебель схожа со стилем рококо. Мягкая мебель производится стеганой с множеством оборок кистей, шнуров, бахромой и узорчатой тесьмой. Отделка ведется из инкрустированного дерева, позолоты, перламутра, натуральной кости и фарфора. Новшество черепаховые пластины, которые напоминают стиль Буля. 1.
2.
3.
4.
5. Столовые и кабинеты (гарнитуры) производятся в стиле барокко или эпохи Возрождения, а некоторые экземпляры отделываются цветной кожей работы французских, итальянских и испанских мастеров, которая сохранилась с XVI и XVII веков. Конец XIX века это псевдорусский стиль в производстве мебели, отличие которого от русского народного стиля дугообразные спинки и топорообразные подлокотники. В это же время происходит интенсивное развитие промышленности, становление капиталистического хозяйства, развитие новых движений и идей. Благодаря этому появляются крытые рынки, вокзалы, здания контор, многоквартирные дома (доходные дома) и универсальные магазины, при строительстве которых начинают использовать железобетон. Как писал Ленин, рост городов, фабрик заводов и торговли требует нового взгляда на жизнь, особенно в архитектуре, так как патриархальные постройки уже считаются пережитком прошлого. И в архитектуре, и в интерьере, и в мебели ярко проявляется модернистическая направленность, которая противопоставляет себя эклектизму. Архитектурные строения в стиле модерн строятся из новых строительных материалов (стекло, керамика, металл, облицовочный кирпич), придерживаясь строгих санитарно-гигиенических правил. Шенхель Ф.О. внес немалый вклад в развитие этого направления в России. Здание Ярославского вокзала, Художественный театр в Москве, особняки Рябушинского, Морозовой и Де-рожинского - это все построено Шенхелем, он смог органично сочетать архитектурный ансамбль с предметами интерьера, которые организовывали единый ансамбль, дающий уют и простор в помещениях. Шенхель в интерьере совмещает модерн с резными рамами, резными дверными проемами, стрельчатами арками, высокими диванами, что делает обстановку красочной и удобной, пример этого особняк Морозовой З.Г., построенный в 1893 году, фасады которого выполнены в стиле английской готики. Более выраженный стиль модерн усматривается в особняке Рябушинского (в данное время музей Горького, расположенный в Москве), возведенного в 1900 году. Новые планировки и композиции, центральная лестница, подсобные помещения все выполнено из новейших материалов того времени (натуральный камень, бронза, цветные витражи, осветительная арматура), это делает обстановку в особняке очень выразительной в сочетании с большим простором. Художественный театр считается лучшим из проектов Шенхеля, он выполнен в округлых и плавных формах без всяких излишков в интерьере, основной достопримечательностью является зрительный зал, так как в зале нет лож, а сиденья поставлены амфитеатром. В то время в помещениях царил художественный хаос и эклектика, бывало, что в одном здании, а зачастую и в одном помещение были представлены совершенно разные стили, которые могли не сочетаться друг с другом. Но Шенхель во многом поменял взгляды на строительство и обустройство зданий, стараясь создать гармонию и уют за счет стилей, которые сочетались между собой. Мебель, выполненная в стиле модерн, как правило, имеет округлые формы в сочетании с ассиметрией с использованием натуральных материалов (серый клен, ясень, бук). Буфеты, шкафы, серванты имеют открытые полки и глубокие ниши. Резные элементы имеют формы стеблей травы, цветов, листьев и сочетаются с цветной мозаикой на латуни и штампованным металлом. Орнаменты навевают искусством востока (Китай и Япония). Наиболее популярные и модные цвета сиренево-розовый, серо-зеленый, желтовато-зеленый, а также добавление различной аппликации. Параллельно модерну развивается новое направление, основанное на истинно русском искусстве. Это направление активно развивали Врубель М.А. (1856 - 1910 г.г.), Рерих Н.К. (1874- 1947 г.г.), братья Васнецовы В.М. (1948-1926 г.г.) и А.М. (1856-1933 г.г.), Янукович М.Д. (1870-1902 г.г.), Малютин С.В. (1859-1937 г.г.) и братья Поленовы В.Д. (1844-1927 г.г.) и Е.Д. (1850-1898 г.г.). Произведенная ими мебель отличают фундаментальность и оригинальность (диваны в виде скамеек, столы, имеющие резные подстолья, шкафы-поставцы и различные полочки) с матовой полировкой, через которую просматривается рисунок древесины. Резьба по дереву и отделочные материалы, выполнены в стиле русских народных сказок. В 1885 г. возникает крестьянский промысел названный абрацево-кудринский, по началу он создавался для заработка крестьян, но постепенно стал популярен, ведь здесь создавались предметы искусства под руководством известных художников. В Абрамцеве работают художники вместе с крестьянами. Поленова Е.Д. является основателем этого промысла и бессменным руководителем. Она известна как собиратель всего, что связано с производством мебели, особенно это касается крестьянского быта, художественной росписи и резьбы по дереву. Цель Поленовой воссоздать русские старинные образцы мебели. Именно она вместе с Мамонтовым А.С., Поленовым В.Д. и Васнецовым В.М. произведет огромное количество мебели для среднего и небогатого потребителя. Последователь и ученик Ворносков В.П. продолжит дело Поленовой Е.Д. дополнительно будет налажено производство шкатулок, деревянных скульптур и использованием резьбы по дереву. Выставка "Современное искусство" (1902 год) привнесла большое значение в дальнейшее развитие искусства, показав такие экспонаты, как диванная Коровина ("русское искусство"), столовая по эскизам Лансере Е., Бенуа А., будуар Бакста, интерьерные решения Головина А., поражающие своей фантастичностью и разнообразием изображением животных. Диванная Коровина - это эстетическое оригинальное решение: стены вместе с потолком в сером цвете, на котором изображены зеленые деревья, а невысокие шкафы и небольшой стол разительно отличаются от массивной мебели прошлого. Интерьер Головина А. (театральный интерьер) имеет сюжет с цветной майоликой, а также сюжеты фантастических птиц, животных, рыб, деревьев. Львы и сирены выполнены из дерева (резьба по дереву), лежанка украшена облицовочными изразцами, потолок выполнен из дерева в виде сияющего солнца. Будуар Бакста и столовая Лансере сделаны в светлых и спокойных тонах больше, напоминая английский стиль, который привносит в обстановку некоторую торжественность. Из модерна взяты керамический декор, декор из латуни и бронзы, а также новшество - линолеум, который украшал столовую. Мебель имеет сочетания стилей, петровский (стулья), буфет белый (модерн). Участники выставки: Коровин К.А. (1861-1939 г.г.),Головин А.Я (1863-1946 г.г.), Лансере Е.Е. (1875-1946 г.г.), Бену А.Н. (1870-1960 г.г.), Бакст Л. (1866-1924 г.г.), Грабарь И.Э. (1871-1960 г.г.) собрались для показа наиболее удачных элементов интерьера (мебель, светильники, отделка стен) и выработки дальнейшего направления развития в российском искусстве (архитектура, мебель). Но все же экспонаты были оторваны от реальности. Именно, выставка натолкнула участников, что архитектура должна сочетаться гармонично с прикладным искусством, что в комплексе дает уют, комфорт и практичность. Пусть дальнейшего развития эти направления и не дали, но натолкнуло приверженцев классицизма использовать русские традиции в искусстве, наиболее яркие архитекторы: Таманян А.И., Жолтовский И.В., Фомин И.А. Они в дальнейшем создали не только особняки квартиры и интерьеры в русском стиле, но и оригинальную мебель, которая стала считаться классикой русского искусства XIX века, ведь для производства использовались забытые береза и красное дерево и оригинальная резьба по дереву. В Смоленской области усадьба Тенищевой М.К. (Талашкино) становится художественной мастерской по работе с деревом, которой руководит Малютин С.В., здесь работали Рерих и Врубель. Растительный и геометрический орнамент становится основой для производимых предметов интерьера. Мебель, произведенная в Талашкино, имеет древнерусское направление, беря воодушевление в народных сказках. За счет обобщенного сюжета предметов мебели создавалась иллюзия единой картины, созданной из разных элементов. Тематика мебели - это фантастические звери, рыбы, птицы. Наибольшую известность получил книжный шкаф, выполненный с рисунков Рериха, он сделан, как и все остальные предметы из дерева, а поверхность покрыта некрупной резьбой и окрашена. Искусство процветало, беря свои истоки от примитивного и неархаичного направления древних славян.
От: Наталья Менева,  
Скрыть комментарии (отзывы) (1)
Похожие темы:
« Вернуться
|
Полноте-с, правильно не шенхель, а фенхель.
1