Опубликовано: Апрель 18, 2012
Коллажи для рок-интерьера Настоящее искусство всегда музейно. Экспозиция выставки "Искусство в интерьере", недавно открывшаяся в Магнитогорской картинной галерее, превратилась в авторитетное событие современного искусства. Это уникальный, коллективный арт-проект, соревнование идей искусства и дизайна в организации и оформлении художественного пространства. Особенность выставки - соотнесение пространства быта и бытия. Экспозиция занимает два зала, которые разделяет экспрессивная доминанта - красный диван а ля Дали. В них представлены работы, посвященные весьма неожиданным атрибутам современной жизни, отражающие внутреннее состояние души художника, призванного "открывать законы красоты во всем бесконечном многообразии вещей и людей". Настоящее искусство всегда музейно. Выставка "Искусство в интерьере" по сути своей - музейна. Ее метафорическая и эротическая символика поддается расшифровке, но сами предметы и их расположение - завораживают. Еще одно подтверждение, что художник, подобно Протею, может явиться зрителю неузнаваемым, разноликим, в неожиданном обличье. Речь об эстетике коллажа. Весь XX век прошел под знаком растущего влияния коллажа и монтажа. Цельную, устойчивую "картину мира" все активнее замещал калейдоскопический набор образов, связанных между собой исключительно волей художника. Сегодня актуальны любые смешения: столкнуть реальность и другое измерение в кино, сделать ремикс музыкальной композиции и, наконец, коллаж в искусстве интерьера. У разных авторов данной выставки - Котельникова, Филипповой, Черепанова - коллажный принцип играет весьма несхожие роли. Один эстетствует, другой иронизирует, третий наделяет свой мир инопланетным звучанием. Иные коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны...
Из всех участников арт-проекта я выделяю Андрея Котельникова - художника-графика, представившего два коллажа из цикла "Нежная Королева". Позволю себе небольшой экскурс. Впервые графические работы выпускника факультета изобразительного искусства и дизайна МаГУ были представлены зрителю весной 2010, в выставочном зале кафедры живописи, на персональной выставке "Где живет снег". Его графика поражает фантазией и неожиданным переосмыслением современности. В своих работах он исследует способность человека к созданию субъективной реальности. А она во многом зависит от ракурса зрения и от дистанции, отделяющей образ от наших глаз. В представленной на выставке композиции "Стоять на ногах" отсутствие деревьев в поле зрения листа объясняется нарочитым присутствием индустриального пейзажа, сотканного из артерий труб и железных конструкций. Философию изобразительного пространства Котельникова в данном контексте определяет рок-интерьер, представляя единый образ с предложенной темой. Фотомонтаж используется Котельниковым для усиления значимости иллюстративного аспекта. Листы объединяются не только смыслом, но и методом. Автор включает в свои работы фрагменты газет, этикетки от бутылок, различные печатные материалы и прочий "художественный" антураж. Часто сюжетом его работ становится противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда, лабиринты бесконечных дорог-магистралей, экспансия индустриально-промышленного пейзажа. Автор не иллюстрирует историю своих персонажей, он предлагает рассмотреть собственный взгляд на вещи. И это понятно. Коллажное мышление, спровоцированное ритмами жизни промышленного города, наиболее адекватно соответствует "разорванному" сознанию современного человека. Котельников, на мой взгляд, концептуальный художник, чьи композиции не только смотришь, но читаешь, разгадывая. Причем в них не случается перекоса в рассудочность и литературность. Его мысль существует в художественном контексте, что придает листам метафорическую выразительность. Его гротеск настолько убедителен, что начинаешь верить в его реальность, независимо от собственного личного опыта. Участники арт-проекта избрали интерьер фоном, а Котельников изменил сам фон, вписав в него мифический образ "Нежной Королевы". Возможно, аллегория в композиции "Лайн" есть своего рода метафизический автопортрет художника. Продолжая традиции сюрреалистов, он ратует за отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляет прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые он стремится раскрыть. Коллажное мироощущение автора позволяет выступать неким обличителем. На наших глазах периодически возникает то безымянное чудовище, а то и нежная, почти вермееровская головка, правда, в опрокинутом ракурсе, пытаясь "стоять на ногах". Складывается ощущение, что образы его заимствовать невозможно. Именно этим своим качеством они мне близки. Впрочем, искушение у каждого свое: одному оно является "чудищем", а другому, наоборот, "прелестницей". Неблагодарное это дело в искусстве - инерция, дубли, автоцитаты, тавтология. Всякий раз Котельников начинает все сначала, как дебютант, будто нет за спиной двух десятилетий художественного опыта. Редко кто себе такое может позволить. Представленные художником коллажи-воображения выходят за рамки традиционных и воспринимаются как способ миросозерцания. В новой серии графических листов, предназначенных для следующей выставки, художник вторит эпохе и, чтобы быть услышанным, подводит итог печального опыта прошлого. С ними зрители познакомятся во второй декаде октября, на персональной выставке художника.
От: Источник: Магнитогорский металл 17.06.2011,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|