Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Опубликовано: Апрель 19, 2012

Парадоксы новой Остоженки


Архитектурная экскурсия по району элитных новостроек

О новой архитектуре Москвы много спорят эксперты, критики и простые горожане. Чаще других объектом дискуссий становится Остоженка с прилегающими переулками. За последние 15 лет облик этого уголка Москвы радикально изменился.

В лучшую или худшую сторону? Что ценное оказалось потеряно безвозвратно и какие новые яркие здания появились в этом районе? Плоха или хороша с архитектурной точки зрения пресловутая «Золотая миля»? Ответы на эти вопросы искали участники экскурсии «Новая архитектура Москвы. Остоженка», организованной на прошлой неделе Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева.

За последние годы Остоженка стала символом и квинтэссенцией изменений, происходящих в Москве. По постройкам этой улицы можно, в известном смысле, изучать историю новейшей архитектуры столицы и принципы градостроения 1990 - 2000-х.

Остоженка была в конце советской эпохи одной из самых запущенных улиц центра. Сейчас это местность с самой дорогой в городе недвижимостью, район, где реализуются творческие искания ведущих архитекторов наших дней.

История Остоженки всегда изобиловала парадоксами, а характер развития улицы отличался непостоянством. Об этом в начале прогулки напомнила автор-экскурсовод, сотрудник МУАРа Елизавета Лихачева. В ХVI веке, когда соседняя Пречистенка была царской дорогой, на Остожье вовсю простирались широкие заливные луга. При Иване Грозном Остоженка стала царской вотчиной, здесь появились дома опричников, и улица стала престижной. Но в ХVII веке наступил упадок: богатые жильцы отсюда съехали в новые «элитные кварталы», на Остоженке открылись трактиры, ночлежные дома... Некоторые перемены наметились в конце ХVIII - начале ХIХ столетия, когда на улице выросло несколько дворянских особняков. Настоящий расцвет улица переживала на рубеже ХIХ и ХХ веков: на Остоженке и в соседних переулках один за другим возводятся доходные дома для респектабельных жильцов, улица приобретает буржуазный лоск. Модный архитектор Л.Н. Кекушев планировал застроить всю Остоженку зданиями в стиле модерн. Революция помешала завершить эту масштабную перестройку. А согласно Генплану 1935 года улицу ждала серьезная реконструкция (проще говоря, множество старых зданий предполагалось снести). Но проспект, ведущий от Дворца Советов на юго-запад, на этом участке так и не был построен, как и сам дворец-исполин. А в конце ХХ века изрядно обветшавшая Остоженка стала полигоном для нового строительного бума: сюда пришли девелоперы, ориентированные на богатых заказчиков. Улица стала стремительно приобретать новое лицо - в чем-то спорное и противоречивое, но, безусловно, интересное для всех, кто следит за новой архитектурой.

Концептуальный план развития этой улицы с конца 1980-х годов разрабатывало архитектурное бюро Александра Скокана «Остоженка». Основной творческий принцип этого бюро - средовая архитектура, бережное вписывание новых объектов в сложившийся ландшафт и сохранение исторического лабиринта улиц. Что-то из первоначальных планов удалось реализовать, что-то нет. Одно из наиболее удачных и характерных для этого бюро строений - дом № 5 по Соймоновскому проезду, обращенный фасадом к храму Христа Спасителя. «Это пример качественной современной архитектуры, отсылающий к формам авангарда и конструктивизма, примеры тому - форма окон и балконов, а также неостекленный козырек в торце здания», - рассказывает Елизавета Лихачева. По ее словам, именно такие небольшие детали, незаметные при беглом взгляде, и отличают работу большого мастера. «Александр Скокан всегда помнит, что он строит в старом районе с большими архитектурными традициями, - рассказывает гид, - поэтому многие его здания хранят память о модерне, классицизме». Пример тому - дом № 2 по 3-му Обыденскому переулку: один из его элементов, небольшая арка, служит напоминанием о «триумфальных» традициях в русской архитектуре начала ХIХ века.

В Пожарском переулке экскурсовод обращает внимание на офис банка (дом № 13), облицованный дорогим итальянским камнем; это, по ее словам, «не слишком удачная попытка переиграть классическую архитектуру». А вот дом № 10 по 1-му Зачатьевскому, считает наш гид, интересен не только сам по себе, как «талантливая игра формами конструктивизма», но и благодаря расположенной в нем галерее актуального искусства «RuArts». Это едва ли не единственная в Москве частная художественная галерея, здание которой было спроектировано и сооружено специально для данных целей. Ее необычный интерьер - уже сам по себе предмет экспонирования, как писал один архитектурный критик.

Жилой «клубный» дом № 19 на противоположной стороне переулка, у самой стены Зачатьевского монастыря, - удачная работа архитектора Сергея Скуратова и его бюро, отмечает гид. Здесь мы видим игру разными материалами фасада: нижние этажи отделаны кирпичом, верхний этаж и мансарда оштукатурены, одна из стен облицована камнем по-итальянски. Здание воплотило главные принципы средовой архитектуры, столь важные для Остоженки.

Неподалеку, на углу 1-го Зачатьевского и Бутиковского переулков, начинается та самая, знаменитая и вызывающая столько споров, «Золотая миля». И уже второе по счету строение здесь (Бутиковский переулок, 3) - несомненный шедевр. Жилой комплекс «Copper House», спроектированный архитектурным бюро Сергея Скуратова, за минувшие пять лет собрал призы множества профессиональных конкурсов и выставок. Все три 6-этажных корпуса облицованы патинированной медью темно-зеленого благородного оттенка. Это первый «медный дом» в Москве, вдобавок построенный с использованием самых продвинутых и модных архитектурных приемов (скачущий ритм окон, по-разному наклоненные стекла торцевых фасадов и пр.).

Интересен также расположенный напротив жилой дом № 1 по Молочному переулку (авторы - Юрий Григорян и архбюро «Проект Меганом»). Построенный на месте прозаической складской базы № 13, он признан одним из лучших среди новых домов Москвы. Фасадная стена дугой охватывает площадь, образуемую пересечением двух переулков, и вызывает у профессионалов целый вихрь архитектурных ассоциаций - от Казанского собора в Петербурге до московской гостиницы «Космос». Общее решение здания - минималистское. Старомосковский уют дому придает тенистый сквер-палисад перед полукруглым фасадом.

Буквально в двух шагах отсюда дом № 9 по Пречистенской набережной (с него, как принято считать, началась застройка «Золотой мили»), дом № 7 по Бутиковскому (стеклянные движущиеся жалюзи, неровный объем, любопытная система инсоляции), дом № 24 по Коробейникову переулку (элегантных пропорций офисный центр, почти «придавленный», увы, монструозным «Опера Хаусом») и ряд других интересных построек новой Остоженки.

Экскурсовод отмечает, что лучшие дома этого квартала особым образом организуют пространство вокруг себя, «заботятся» о пешеходах (скамейки, укрытия от солнца, мини-скверики). Между корпусами предусмотрены проходы, имитирующие узкие сквозные дворы старой Остоженки. В этом отличие данных построек от многих новых зданий района, равнодушных к окружающей среде, являющихся своего рода «вещью в себе». Жить в таких домах-резервациях комфортно и безопасно, но в общегородском контексте это абсолютно «холодная» архитектура. По словам Елизаветы Лихачевой, один из парадоксов новой Остоженки состоит в том, что район, который планировался как жилой, сегодня практически безлюден - при том, что все сверхдорогие квартиры здесь раскуплены. Впрочем, это уже вопрос социологии и экономики, а не архитектуроведения.

Андрей Мирошкин 



От: Источник: Московская перспектива 21.07.2011,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Москва реструктуризировала задолженность ЗИЛаЗавод «Капарол-Малино» расширяет границы »