Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Май 2, 2012

В 91-ом с маниакальным упорством искал раритеты

Соподчиненная тенденция - исчезновение бестселлеров

Фрязино, покрываясь торговыми сетями, отчасти становится похожим на многие другие населенные пункты. Одни и те же супермаркеты, одни и те же сети туристических агентств. Уникальность сменяется стандартными шаблонами. В этом свете магазины-одиночки, созданные и руководимые энтузиастами, представляют отчасти произведения искусства. Сегодня герой нашего интервью - директор книжного магазина «Кладезь» В.Н. Беляков с интересным рассказом о становлении своего дела. Работа таких маленьких независимых книжных магазинов, как «Кладезь» - это определенная веха в истории России. По всей стране их можно пересчитать по пальцам. Один из них - во Фрязино!

- Владимир Николаевич, расскажите, как вы решили открыть свое книжное дело?
- Я учредил предприятие в конце 1991 года как научно-производственное: помню ОКР (опытно-конструкторская работа), в которой было около десятка исполнителей - с «Истока» (где я сам работал) и из ФИРЭ. К литературе это не имело никакого отношения, она оставалась в частной жизни. В которой я с маниакальным упорством, как и многие тысячи мне подобных, ездил к открытию в Академкнигу чтобы купить раритет и занимался книгообменом. А в конце 1992 года неожиданно обнаружил, что в магазине подписных изданий на Кузнецком мосту можно свободно подписаться на огромное количество самых разнообразных собраний сочинений, более 50 подписок! Шок я преодолел следующим образом: заработанные в ходе ОКР деньги потратил на приобретение самых разнообразных подписных изданий и разложил первые тома в отделе, где работал, - мол, подписывайтесь, я вам возить буду и все следующие. Звонил по всем знакомым, и вот, люди начали брать! Это я провел, как теперь понимаю, пилотное маркетинговое исследование. А через месяц жену уволили по сокращению штатов... такая судьба постигла на «Истоке», в конце концов, около 70 % работавших. И мы сняли уголок в парикмахерской на ул. Вокзальной - в неработающей раздевалке, и начали официальную книготорговлю - с кассой, подписными абонементами, списками подписчиков. Так возникла «Лавка библиофила», в которой в первый год работы были исключительно подписные издания - но зато все! У нас их количество достигало 120, больше, чем в любом магазине Москвы. То есть мы стали в некотором смысле (по ассортименту подписок) самым крупным книжным магазином России.

- Самая сложная ситуация на старте?
- Так сложилось, что я не помню никаких сложных ситуаций. Благоволило всё - судьба, постоянная (но разваливающаяся) работа на «Истоке», истосковавшиеся по хорошей книге фрязинцы, директор «НПП «Циклон-Тест» А.А.Туркевич, пустивший в пустующее помещение - Дом молодоженов стал пристанищем на ближайшие 15 лет. Очень помог родной город Ульяновск, куда я стал осуществлять оптовые отгрузки этих же самых собраний сочинений - и тамошний Дом книги обошел тамошний магазин подписных изданий. Практически без сложностей удалось открыть магазин в 7-й школе. С некоторыми сложностями столкнулся при открытии «Кладезя» - теперь они кажутся такими мелкими! Ну, например, такая: там же, по мысли мэра В.П.Савченко, надо было мне организовать городской музей научно-технических достижений. Я долго ходил по всем основным предприятиям, собирал материалы, планировал компоновку. И чувствовал, что в 54 кв.м основного зала втиснуть книги и экспозицию нереально. А потом Савченко ушел с поста мэра, и вице-глава города И.Е.Хмелева мне сказала честно-откровенно: «Не занимайся ерундой, делай настоящий хороший книжный!» Как гора с плеч свалилась - хотя и было очень интересно... С «Кладезем» была еще одна ситуация, да. Магазин открывался как фирменный от издательства АСТ. То есть они мне помогли с ремонтом и торговым оборудованием, а я должен был торговать главным образом их книгами, не менее 90% ассортимента. В какой-то момент руководство АСТ стало возмущаться, что объемы продаж не увеличиваются. А я (видать, по глупости...) возьми да и скажи, что ваших книг у меня не 90, а 95% по ассортименту, но мои 5% дают мне 40% выручки. Ну, глава крупнейшего в России издательства АСТ Яков Хелемский меня чуть и не съел там сразу. Такой зуб заточил, что я думал, бизнесу моему хана. Ведь там как? Книги (а их набралось аж на 2 миллиона) у меня на реализации, то есть не мои, плачу по продажам. А мне ультиматум: или оплачивай, или мы тебя экспроприируем... Еле выкрутился.

- Выбор книг на прилавке - как вы его делаете? Есть ли какая-то товарная политика?
- О времени былом я рассказал - тогда политика была простая и эффективная - все подписки! А потом мелкие издательства стали прикрываться, появилась незавершенка. Самый сильный удар нанесло закрывшееся издательство «Терра», которое выпускалo огромное количество прекрасных подписных изданий (кстати, сейчас снова активно работает, и снова с собраниями сочинений). Вот и стал у нас расширяться ассортимент за счет неподписных изданий. Но направленность всегда была своя - классика, альбомы, серьезная литература. В городе ведь существовал муниципальный книжный (285 кв.м) и наша «Лавка библиофила» (12 кв.м. торговой площади). Как-то я подсчитал количество наименований у них и у нас. Результат привел меня в полное недоумение: у них было 800 разных книг, а у нас более 1000. Причем в том книжном были сплошь детективы и гламур, самая низкопробная литература. Сейчас положение дел несколько иное. Количество поставщиков заметно снизилось. Если раньше я ездил в Москву за книгами 2-3 раза в неделю, и за одну поездку объезжал до 10 разных издательств, то теперь хватает одной поездки в 2-3 места к крупнейшим и интегрированным поставщикам. Выбор книг стал двояким: во-первых, тщательно отслеживаются и привозятся основные новинки «Эксмо», еще нескольких издательств, бестселлеры - всё это необходимо чисто для финансового обеспечения торговли. А во-вторых, поддерживаются в наличии по возможности полные комплекты классической литературы, учебников, кодексов и т.п. И еще - новинки книг по науке, философии, истории, психологии. Очень важное направление в «товарной политике» - это наши фрязинские авторы. Все, кто нам приносят свои книги, получают место на «фрязинской полочке». Вот недавно там появился двухтомник Евгения Черненко, самого сильного нашего писателя. Конечно, там же стоит поэзия и краеведение.

- Как за прошедшее время менялись интересы читателей. Были ли какие-то тенденции?
- Тенденция одна - читают книг всё меньше и меньше. Влияет и насыщение, и интернет, и электронные книги. Золотая пора повышенного интереса к интеллектуальной литературе прошла - скажем, философский стеллаж не обновляется (почти не обновляется) года два, но по-прежнему полон. Соподчиненная тенденция - исчезновение бестселлеров. Последнее событие здесь - сага о Гарри Поттере, которая прошла на уровне 200-300 экземпляров каждого тома. Теперь - всё, никакая художественная книга не привозится в количестве более 3 штук. Вот ведь даже Д. Донцова уходила когда-то по пачке (18-20 штук!) при выходе новой книги, а теперь 2 штуки - это предел. Хорошо хоть учебники нужны всегда...

- Каково в современной российской экономике небольшому книжному магазину? В чем его преимущество перед сетями?
- Размер не важен. Важна самостоятельность, умноженная на своеобразие. Этим своеобразием может быть эксклюзивный ассортимент, низкие цены, необычайно заботливое отношение к покупателю, какие-нибудь ноу-хау. А что есть в «Кладезе»? - Только там есть продукция «Эксмо», «Альфа-книга», «Армада» (и еще целого ряда издательств), научная книга, религия и религиоведение, практически любая учебная литература, в том числе по заказам, краеведение и местные авторы, справочники и карты Фрязино, Щелково и окрестностей. Самые низкие цены в городе (и дешевле московских, конечно). Развоз заказов по школам и библиотекам. Или уж вообще исключительная вещь - стеллаж книг рублей по 10-20 и стеллаж вообще бесплатных книг, куда покупатели сами свои прочитанные книги приносят, а принесенные другими забирают.

- Расскажите о том, как ваш книжный стал площадкой для творческих инициатив?
- С самого начала создания «Кладезя» при нем планировался книжный клуб, объединяющий книголюбов города. Но эта идея запоздала, клубное время ушло вместе с уходом книжного дефицита. Чтение-то - дело индивидуальное, а обсуждение прочитанного (то есть объединение «по интересам») в начавшуюся эпоху деколлективизации постсоветского человека было уже анахронизмом. Поэтому получилось очень мало, всего несколько встреч с местными писателями и поэтами. Ну, и несколько собственно поэтических вечеров. Последним был очаровательный поэтический марафон в июне 2011 года, на котором выступило более десяти поэтов самых различных направлений. А! Ещё были прекрасные презентации вышедших книг - того же Е.Черненко, О.Шевченко, В.Белякова (да-да, и я представлял свой незаслуженно гениальный двухтомник «Аллели» и «PARАллели»). То есть «площадка творческих инициатив» - это, увы, ничтожно малая часть того, что могло бы (да и должно было) быть.

 



От: Источник: Моя территория Фрязино 15.11.2011,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    Предыдущая и следующая статья:
    « Глиняных дел мастерПриказано хранить »