Опубликовано: Май 13, 2012
Отечественные мебельные фабрики идут в регионНа днях холдинг «Фабрики мебели «8 марта» объявил, что начинает строительство мебельной фабрики в Ленинградской области. До недавнего времени все девять фабрик компании размещались в Москве. Теперь производства будут открываться в регионах, где, по словам президента холдинга Михаила Кравченко, «продажи идут особенно успешно». Региональные фабрики холдинга будут представлять собой преимущественно сборочные производства, получающие раскроенную ткань и комплектующие из Москвы. Дизайнерский отдел, конструкторские бюро и экспериментальные цехи пока останутся в столице. Логично, что параллельно с развитием производственной программы холдинг «Фабрики мебели «8 марта» начинает усиливать свои позиции и на розничном рынке. Ранее холдинг продавал свою мебель только через дилерские сети («Диваны там - Диваны тут») и через монобрендовые секции в крупнейших торговых центрах (таких как «Гранд» и «Три кита»). В ближайшее время компания запустит собственную розницу по всей стране.
Для чего же компании понадобилась новая промышленно-торговая стратегия? Рынок мягкой мебели сегодня очень конкурентен. Ежегодно в России появляется до сотни новых производителей, привлеченных высокими темпами роста рынка. По словам Андрея Шнабеля, заместителя генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и перерабатывающей промышленности, в этом году рынок мягкой мебели вырастет не менее чем на 20%, в то время как в прошлом году его рост составил около 12%. Объем рынка мягкой мебели сегодня составляет, по официальной статистике, $1-1,2 млрд. Точные цифры назвать трудно, поскольку большую часть мебельного рынка в России по-прежнему занимает серое производство. Рост производства мягкой мебели в стране стимулирует и сокращение доли импорта (сегодня он встречается только в дорогом сегменте рынка). «Мягкую мебель нельзя перевозить в разобранном виде. Поэтому ее невыгодно импортировать», - говорит г-н Шнабель. Очевидно, что в регионах близость фабрик к рознице позволит холдингу «8 марта» быть более эффективным. Такой же стратегии сегодня придерживаются европейские производители мебели. Создание региональных сборочных производств в непосредственной близости от розницы позволяет компании работать в режиме fast fashion (быстрой моды): быстро обновлять ассортимент в соответствии с модными трендами, экономить на издержках, связанных с логистикой, сокращать сроки исполнения заказов. Первыми это поняли западные производители одежды, а сегодня на Западе так работают почти во всех потребительских сегментах. Еще одна вероятная цель новой промышленной стратегии холдинга - удешевление продукта. Сегодня его мебель - одна из самых дорогих в отечественном производстве: стоимость дивана может доходить до $2-3 тыс. Отчасти это связано с тем, что компания использует в производстве только высококачественные ткани и комплектующие. Не менее важная составляющая в цене - высокая аренда производственных площадей в Москве и транспортные издержки. «Перевозка мягкой мебели на расстояние, превышающее 700-800 км, как правило, не окупаются», - говорит Вадим Бахтов, директор по общественным и корпоративным связям компании «Шатура». Попытки создать в регионах производственные площадки для местной розницы предпринимались на российском мебельном рынке и раньше. Например, в 90-е годы был подобный проект у компании «Аллегро-групп». Однако реализовать полностью его не удалось. Он подразумевал строительство локальных мебельных сборочных производств вместе со складами, которые обеспечивали бы местные мебельные магазины, - рассказывает. Экономия на транспорте и быстрые поставки должны были обеспечить им лидерство в регионах. Но в те годы мебельный рынок был совсем теневой, нам попались ненадежные партнеры в регионах, и проект заглох». Сегодня отечественный мебельный рынок, похоже, уже созрел для подобных решений: розница заинтересована в долгосрочном сотрудничестве с производителем. Однако некоторые проблемы при реализации нового проекта у «8 марта» все же могут возникнуть. Скорее всего, компания будет производить в регионах гораздо более узкий ассортимент - преимущественно ходовые линейки мебели. По мнению руководства, региональное производство оправданно лишь в случае, если оно абсолютно формализовано, если минимизируются затраты на подготовку персонала. Таким образом, в регионах холдинг может лишиться своего важного конкурентного преимущества - разнообразного ассортимента. Еще одна проблема, с которой может столкнуться холдинг в регионах, где сильно присутствие его дилеров, - конкуренция между собственной розницей и дилерской сетью, поскольку собственные магазины холдинга будут более конкурентоспособны по цене и скорости выполнения заказов, чем магазины дилеров. Наконец, развитию компании в регионах может помешать недостаточная узнаваемость мебели холдинга. Региональная экспансия успешна лишь в том случае, если торговая марка стала брендом. Сегодня же холдинг «Фабрика мебели «8 марта», как, впрочем, почти все производители мягкой мебели в России, в основном использует итальянские дизайнерские разработки. Сам же холдинг видит основные свои риски, прежде всего, в подборе персонала для региональных проектов. На начальном этапе компания планирует направлять свои кадры на локальные производства и обучать местный персонал. Источник: KM.RU
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|