Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Апрель 18, 2012

Главный фактор счастья

Мир архитектуры безграничен

Гармония форм, доставляющая эстетическое наслаждение, волнует нас не только как часть мировой истории, но и как явление современной жизни. Это подлинное искусство, поэтому воплощенные в камне идеи талантливых художников мало кого оставляют равнодушным.

Михаила Васильевича Посохина, столетие со дня рождения которого отмечается сегодня, по праву считают выдающимся зодчим, оказавшим большое влияние на развитие отечественной архитектуры.

Дорога к любимому делу

Свою трудовую деятельность Михаил Васильевич Посохин начинал на строительстве Кузнецкого металлургического предприятия. Там же без отрыва от производства он закончил учебный комбинат и получил диплом гражданского инженера.

Однако молодого человека всегда влекла архитектура. Еще подростком он посещал студию живописи в родном Томске, подрабатывал декоратором в театре. Даже в бытность рабочим умудрялся регулярно рисовать, упорно совершенствуя свое мастерство.



Первые шаги в архитектуре будущий академик делает в проектном отделе Кузнецкстроя, а в 25 лет уезжает в Москву, где его принимает на работу к себе в мастерскую академик Алексей Викторович Щусев, имевший способность, вроде «абсолютного слуха» у музыкантов, точно угадывать таланты. В 1938 году Посохин оканчивает экстерном Московский архитектурный институт. Теперь, имея и инженерное, и архитектурное образование, он получил возможность решать творческие задачи более комплексно.

У площади Восстания

В середине 40-х Михаил Васильевич Посохин встает во главе одной из ведущих архитектурных мастерских Моссовета. Раскрываются новые стороны таланта зодчего. Его конкурсный проект знаменитой жилой высотки на площади Восстания удостаивается Государственной премии СССР.

В книге «Архитектура окружающей среды» художник так описывает проект: «Выбор места расположения, пропорции и «лепка» высотного объема, выступающего в качестве акцента и ориентира в городе, были очень существенны. Композиция здания родилась в стремлении выявить его большое градостроительное звучание и связь с окружающей средой. Отсюда скульптурность здания, расположенного на площади и хорошо обозреваемого с разных направлений, и его вхождение в городские перспективы.

На первом и цокольном этажах размещаются магазины и кинотеатр, в подвальном помещении - гаражи. Проект удачно соединяет триумфальный дух послевоенной архитектуры и мотивы традиционных в русском зодчестве ярусных построений с общими отчетливыми веяниями стиля ар деко».

«Гран-при» Парижа

В непростые для архитектуры 60-е годы Михаил Васильевич сыграл огромную роль в восстановлении авторитета и престижа зодчего. Посохин - автор проекта Калининского проспекта (Нового Арбата). Проспект - первое после войны преобразование большой территории в пределах Садового кольца.

Это строительство ознаменовало переход к принципиально новому этапу в реконструкции города - формированию крупных ансамблей на главных направлениях общегородского центра.

Изначально конкурировали пять проектов, в том числе и с низкоэтажной застройкой. Однако предпочтение было отдано высоткам. На четной стороне улицы возвели пять 25-этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов. В каждой башне - 280 квартир, имеющих шикарную по тем временам планировку. Рядом расположилась сеть магазинов, кафе, киноконцертный зал «Октябрь». На нечетной стороне проспекта были возведены четыре 26-этажных административных здания, похожих на раскрытые книги. Их соединили 850-метровым двухъярусным цоколем-стилобатом, в котором разместились офисы, предприятия бытовых услуг, магазины, рестораны.

Важной частью ансамбля стал комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи, продемонстрировавший выразительные возможности архитектуры повторяющихся элементов. Автор развернул навстречу Кутузовскому проспекту крылья вертикального корпуса. Перед ним - круто изогнутая въездная рампа. Справа от здания вырывающийся из общего нейтрального подиума цилиндр конференц-зала. Уравновешивает общую напряженную композицию корпус гостиницы.

Пустых пересудов по поводу Калининского проспекта, сноса «исторически ценных» построек старой Москвы в ту пору было много. В пользу архитектуры говорят факты: в 1966 году проект завоевал «Гран-при» Парижского центра архитектурных исследований, а Москве был вручен диплом ЮНЕСКО - как «городу, который ведет правильную политику в урбанизме». Кроме того, в ходе работ московские архитекторы, инженеры, строители получили неоценимый опыт застройки целого проспекта, выполненного в едином архитектурном и стилевом решении, и возведения нового типа высотных зданий.

В ансамбле Московского Кремля

В 1960 году Посохин становится главным архитектором Москвы, а вскоре и начальником Главного архитектурно планировочного управления города. Работы - непочатый край. Он занимался всем - от локальных вопросов до сложных проблем развития столицы.

Многие его произведения стали вехами на пути развития советской архитектуры. Самым значительным общественным сооружением можно назвать Кремлевский Дворец съездов.

В 1959 году проходит закрытый конкурс проектов на строительство Дворца. Среди 12 претендентов побеждает проект авторского коллектива под руководством Михаила Васильевич Посохина. В состав творческой группы входят А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. А. Штеллер, Н. Н. Щепетильников.

Для ознакомления с опытом строительства подобных зданий группа авторов выезжала в ФРГ и США. Некоторые идеи элементов архитектурного оформления были привезены в страну из-за рубежа. В частности, интерьер зала заседаний ООН в Нью-Йорке, облицованный модной по тем временам деревянной рейкой, был практически импортирован в Кремль.

Хорошо знакомый силуэт Кремлевского Дворца формировался поэтапно. С какой бы стороны мы ни посмотрели на здание, в каком бы его помещении ни находились, всюду видим самые модные по тем временам архитектурные формы и приемы. «Легкий» фасад, выполненный из золотистого анодированного алюминия и стекла, отделан снаружи белым уральским мрамором. Сплошное остекление заменяет обычные стены. Они усиливают впечатление легкости здания. Это позволило дворцу великолепно вписаться в архитектурный ансамбль Московского Кремля.

Новаторский характер

Посохин проектирует также и ряд других зданий в центре города. Весьма известное среди них - здание под номером 8 на Большой Садовой. Необычное расположение - обращено к магистрали не главным фасадом, а более коротким, боковым. При этом здание формирует облик примыкающей к дорожному кольцу площади, на которой расположен сквер. Создает своего рода паузу, очень органичную в системе сплошной фронтальной застройки Садового кольца.

Посохин способствует развитию архитектуры как науки в эпоху «прогрессивной» индустриализации. Он первым в стране разрабатывает проект квартала 4-этажных каркасно-панельных жилых домов на Хорошевском шоссе. По существу, это было пробной в советской архитектурно-строительной практике попыткой комплексной застройки микрорайона.

Следующий этап творческого поиска в данном направлении - возведение шести 10-этажных домов на улице Куусинена. Эти многоэтажные здания из сборного железобетона были заметной вехой на пути развития индустриального домостроения.

За пределами столицы

Ряд своих лучших работ главный архитектор Москвы создал за ее пределами.

В Пицунде он привнес на смену портикам и аркадам сталинских санаториев простой функциональный стиль. Курортный комплекс, задуманный как целостный организм, стал первым отечественным опытом единовременного строительства. Его яркий, запоминающийся облик, широкие магистрали отражают характерное для Посохина стремление к предельной четкости объемно-пространственных решений, умение находить простые, ясные схемы с целью воплощения сложных архитектурных задач.

Павильоны СССР на «ЭКСПО-67» в Монреале и «ЭКСПО-70» в Осаке поразили иностранцев архитектурной свободой. Замысел и разработка «японского» павильона были абсолютно самобытны. Работая над ним, зодчий достиг высшей степени экспрессии, доступной лишь формам новой архитектуры.

Наиболее яркие примеры классической линии в творчестве Посохина - это проекты Посольства СССР в Мадриде и здания Академии художеств СССР в Москве. Для Мадрида вольную трактовку проекта, явно восходящую к классическим прообразам архитектуры, Посохин намеренно «упростил», сделал безошибочно узнаваемой в своей классической первооснове.

Архитектор проектирует комплекс зданий Посольств СССР в Бразилии и США. В 1960 - 1970 годах творческий багаж мастера пополняется рядом проектов крупных общественных сооружений. Среди них проекты Института технической эстетики, Дома знаний, Дома мира и дружбы, Информационно-коммерческого центра Минприбора и другие.

В 1978 году Посохин избирается Почетным членом Американского института архитекторов.

Москва Олимпийская

В течение ряда лет главный архитектор столицы активно работает над новым Генеральным планом. В 1971 году документ наконец утверждают.

Много сил Михаил Васильевич Посохин вложил в подготовку столицы к Олимпиаде 1980 года. Он участвовал в создании наиболее значительного олимпийского объекта - спортивно-универсального комплекса на проспекте Мира. Думаю, вряд ли найдутся люди, у которых постройка не вызвала бы восхищения. Покоряют гармоничность композиционного построения, ее фронтальная четкость и свобода архитектурного разрешения.

Город для человека

Есть несомненная связь между творчеством Посохина-архитектора и Посохина-художника. Стремясь отчетливее донести до зрителя идейный смысл спроектированных им зданий, он часто обращался к синтезу архитектуры и изобразительного искусства. «Наша главная работа - это город для человека», - любил говорить он. При этом силу эмоционального воздействия данных искусств зодчий видел не в количественном увеличении конструктивных элементов, а в использовании различных композиционных приемов.

Знакомясь с книгами и статьями выдающегося зодчего, отчетливо ощущаешь стройную систему его принципиальных взглядов по актуальным проблемам современной архитектуры, сложившуюся в результате многолетних творческих поисков. Обобщающим трудом, в котором мастер наиболее полно излагает свое творческое кредо, стала книга «Город для человека». Главная мысль в том, что понятие «архитектура» - многогранно, и нет «искусства, в большей степени объединяющего успехи многих отраслей знаний, чем архитектура».

Не изменяя себе

Ответственные и сложные государственные обязанности заставляли Михаила Васильевича быть последовательным, твердым и жестким администратором. Но он всегда умел находить, ценить и поддерживать людей творческих и трудоспособных, вырастил целое поколение талантливых архитекторов, смелых опытных руководителей проектных институтов и мастерских. Многие плодотворно работающие зодчие обязаны Посохину своим становлением, поддержкой.

Среди достойных преемников - сын Михаила Васильевича, Михаил Михайлович Посохин: академик архитектуры, руководитель головного проектного института страны «Моспроект-2».

Продолжение творчества

Михаил Васильевич Посохин увлекался рисунком и живописью. Хорошо владея разнообразными графическими средствами, он создал галерею интересных рисунков и акварелей.

Логичным продолжением творчества зодчего стала его педагогическая деятельность и выступления в печати. В течение ряда лет он вел архитектурное проектирование в МАрхИ.

В последние годы жизни Михаил Васильевич возглавлял Отделение архитектуры и монументального искусства Академии художеств СССР.

Судьба ему много отмерила - много и спросила. Его плодотворная деятельность получила широкое признание. Действительный член Академии художеств СССР, Международной Академии архитектуры, член-корреспондент Академии архитектуры и Академии строительства и архитектуры СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, он первым среди советских зодчих был удостоен звания «Народный архитектор СССР».

В последней книге мастера есть такие строки: «Встать на дорогу, ведущую к любимому делу, и суметь посвятить себя именно ему - главный фактор счастья».

Выдающийся мастер российской архитектуры Михаил Васильевич Посохин прожил по- настоящему счастливую жизнь.

Людмила Стрельцова

Источник: Московская перспектива 07.12.2010



От: AlexM,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Довольны остались всеУвидел грача – весну встречай! »