Опубликовано: Апрель 10, 2012
У богатых время течёт быстрее Под одной крышей здесь собраны жилища разных эпох В ЭТОМ ГОДУ исполняется 20 лет со дня распада Советского Союза. Новая эпоха вытесняет приметы старой с такой скоростью и безжалостностью, что современная молодежь вообще себе не представляет, как жили их дедушки с бабушками - о прабабушках не говорим. «Вечерка» обнаружила музей, в котором можно понаблюдать интерьеры всех типовых жилищ конца XIX - начала XXI в. Коммунальная страна В книге отзывов рефреном повторяется: узнали о вас совершенно случайно... Действительно, филиал Государственного центрального музея современной истории России скрыт от посторонних глаз. Некоторые обстоятельства, о которых мы сейчас предпочтем не распространяться, мешают музею установить на ограде наружную рекламу (право на которую честно выиграно в конкурсе). Вот и не знают прохожие, что в этом особнячке в двух шагах от Садового можно полюбоваться не только на экспонаты декоративно-прикладного искусства...
Даже адрес музея выглядит метафорой нашей истории, в которой сочетаются приметы старого и нового быта: улица Делегатская, бывшая усадьба графов Остерманов-Толстых. Внутри, тоже по «коммунальному» принципу, на площади в 800 квадратов, разгороженной стенками, уживаются более полутора десятков инсталляций. Напротив барской гостиной - фрагмент избы крестьянина-середняка, барак строителей Магнитогорска соседствует с реконструированным кабинетом «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина. Пространство между инсталляциями тоже художественно организовано: на огромных экранах крутят документальные фильмы, а коридорчик напротив «комнаты в коммуналке» оснащен общим телефоном, графиком уборки и фотографиями знаменитых в 1930-е г. летчиков-полярников (в этой квартире, в отличие от «Вороньей слободки», героев уважают). Коса для манекена В некоторых комнатах восседают манекены. Надо признать, этот элемент оформления подкачал. Музею приходится довольствоваться такими же, что демонстрируют одежду в бутиках. Их тонкие «рафинированные» лица, узкие плечи и гламурные прически слабо вяжутся с обликом простых работяг - пусть даже их одели в телогрейки и залатаные валенки. Разве что в инсталляции, посвященной войне (слева - безмятежный солнечный парк 21 июня 1941 г., справа - обстановка эвакуированного на Урал завода, где подросток точит снаряды, стоя на ящике), удалось обыграть необычную позу сидячего манекена со сжатым кулаком. На колени ему уложили газету «Правда», на гимнастерку пришили лычки - знаки ранений, нахлобучили фуражку, чтобы тень падала на лицо - получился вполне убедительный комиссованный офицер, переживающий над последней сводкой с фронта. - Если удастся подкопить денег, закажем специальные исторические манекены, воссоздающие облик людей разных эпох - с усами, бородами, прическами, - говорит заведующая музеем Людмила Ковалева. Пока же сотрудники музея стараются довести манекены «до ума» своими силами. Голова зажиточной колхозницы 1950-х г. увенчана косой а-ля Юлия Тимошенко. Не видала я раньше манекенов с такими укладками! - Да у нее изначально была мальчишеская стрижка, а косу мы сплели из ниток, - смеется научный сотрудник Елена Щербакова. Такого не бывает Изба колхозницы - единственный интерьер, вызывающий у некоторых посетителей нарекания: мол, откуда в деревне 1950-х г. телевизор с сервантом? Они не у всех городских-то были... Экскурсоводы выкручиваются: женщина - передовик из зажиточного колхоза, вон у нее звезда Героя Соцтруда на вышитой блузке, может себе позволить новинки техники. - Очень важно подчеркнуть типичность или нетипичность жилья, - говорит Людмила Ковалева. - Вот комната рабочего начала ХХ в. Он снимает ее в мещанском доме, поэтому на стенах висят фотографии, в кадке стоит фикус, кровать под опрятным одеялом. Но посетителям может быть непонятно, почему у нашего героя этажерка забита революционными книгами и брошюрами, посвященными освобождению рабочего класса. Чего ему не хватало? Экскурсовод обязан объяснить, что в такой обстановке могли себе позволить поселиться лишь немногие рабочие с хорошей зарплатой: печатники, металлисты, машиностроители. А основная масса их собратьев проживала в ужасных условиях - в грязных «углах» или вообще в казармах с двухэтажными нарами. Потому рабочие и составили костяк революционного движения. Прошлое - чужая страна Дольше всего гости «зависают» перед интерьерами коммуналки и «хрущобы». - Это вы мою комнату воссоздали, - шепчут пожилые женщины и украдкой вытирают набежавшую слезу. «Хрущоба» привлекла внимание и американских гостей. «Как в трейлерах для бродяг», - оценили они «простор» 6-метровой кухоньки, где можно в прямом смысле не сходя с места повернуться от стола и к окну, и к плите, и к холодильнику «Север». А ведь создатели музея еще не передали такую характерную черту этих квартир, как потолок высотой 2,20! А эта бочка с ручкой - обогреватель? Ах, стиральная машина... И какой процент зарплаты отдавал советский человек за такое... ммм... жилье? Но когда они узнали, что люди получали эти квартиры бесплатно, выражение их лиц изменилось. А когда услышали, что с 1957 по 1964 г. 54 млн человек - четверть населения страны! - переехали в эти тесные, но отдельные квартирки из бараков, коммуналок и подвалов, то уважительно закивали. Не менее благодарные посетители - школьники. И это не случайно, ведь, как гласит английский афоризм, «прошлое - чужая страна, там все по-другому». Некоторые не могут даже сообразить, для чего предназначено коромысло, которое, казалось бы, изображено на картинках во всех русских сказках. - Этим землю рыхлили? - недоумевают дети, глядя на крючки на концах деревянной дуги. Самое сильное впечатление на всех производят «коза» (обмотанная мешковиной подставка с ручками, на которой строители Магнитки носили на спине кирпич) и почему-то граммофон. После визитов дети заваливают музей рисунками по впечатлениям от экскурсии, и чаще всего там встречается этот, как называют его экскурсоводы, «музыкант, певец, рассказчик, а всего - кружок да ящик». См. предыдущий зал Пока «путешествие во времени» заканчивается «поздним застоем» - интерьерами квартиры в спальном районе и дачки на 6 сотках. Но история не остановилась на 1980-х гг., и в марте музей планирует открыть новую экспозицию, посвященную постсоветскому быту. Подробности пока держат в секрете, но Людмила Ковалева согласилась приоткрыть завесу тайны. Планируется изобразить рынок времен «дикого капитализма», где гроздьями висят джинсы, ядовито-розовые лосины и китайские пуховики, ночной клуб, дом нувориша с евроремонтом и бильярдной. - А как же квартиры простых людей? - спрашиваю я. И тут же соображаю, что они-то мало изменились. Кто-то живет в квартире 1970-х г., где стенка «Спутник» с хрусталем и книгами, югославский диван... А кто-то до сих пор не сподобился выбраться из «хрущобы». Так что достаточно будет написать: «См. предыдущий зал». Потому что движение времени чувствуется в интерьерах состоятельных людей. Для прочих оно течет гораздо медленнее... Кстати Экспонаты в основном заимствованы из фондов Музея современной истории, но пополнить экспозицию довелось и посетителям. Как-то экскурсоводы обмолвились, что не могут найти керосинку для коммунального интерьера - так одна гостья привезла свою, с дачи. Автор: Мария РАЕВСКАЯ
От: Источник: Вечерняя Москва 23.01.2011,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|