Опубликовано: Март 28, 2012
Она никогда не праздновала день рождение, только именины - день Веры, Надежды, Любови 30 сентября. Она была ведущей актрисой Театра Советской Армии несколько десятков лет, но сегодня, увы, ее имя вспомнят легко лишь театралы. Остальным придется подсказать - «это мама Жени Лукашина»... 24 декабря 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения замечательной актрисы - Любови Ивановны Добржанской. 22 декабря в 21:20 в эфире телеканала «Культура» был документальный фильм из цикла «Острова». Об актрисе рассказывают друзья и близкие. В театре ее любили, уважали и немного побаивались. Добржанская была одной из плеяды тех артистов, которые стояли у истоков театра. Ее партнеры - Антоний Марцельевич Ходурский, Петр Александрович Константинов, Хованский, Ратомский... Теперь их называют легендами театра, они своим присутствием наполнили жизнью актерский дом. Для Любови Добржанской эта жизнь подчинялась строгим правилам: никаких пересудов и сплетен, никакой праздности в театре. Она не обладала никакой реальной властью, однако многие с тревогой ждали ее реакции на то или иное событие в театре, но ее личные симпатии или антипатии никогда не влияли на профессиональные оценки.
Любовь Ивановна Добржанская родилась в Киеве, в семье полковника царской армии Ивана Андронникова-Добржанского. Разумеется, дворянской происхождение не могло не сказаться на всей жизни актрисы. Ее отец был сослан в Соловки, а после бывший полковник царской армии, кавалер Анны, Владимира и Георгиевского креста, вынужден был определиться пастухом в казахских степях... Но это будет позже, как и звания и награды, которые обойдут ее стороной. А в двадцатые годы юная Люба Добржанская занимается в театральной Соловцовской студии, в 1924 году ее принимают в Театр Русской драмы. Всего в Киеве она сыграла более 100 ролей - за 10 лет. Эта жесткая школа, когда для работы над ролью оставалась одна ночь, потом очень сильно помогла актрисе - уже в Москве. В столицу ее пригласил директор Театра Красной Армии Месхители. Тогда только-только возникала знаменитая впоследствии труппа. В 1934 году Любовь Добржанская бросила все - главные роли, репутацию ведущей актрисы, - и отправилась в никуда. Комната в общежитии, обставленная реквизитной мебелью, незаметные роли, положение «молодой актрисы» нового театра. Дебютные ее роли на новом месте - Татьяна в «Мещанах», Рашель в «Вассе Железновой» - не были оценены театральной критикой. Первый спектакль, который ее поставил рядом с Бабановой и Марецкой, сделал ее звездой московской сцены, - «Укрощение строптивой». Роль Катарины была сделана за две недели! В 1935 году театр возглавил Алексей Дмитриевич Попов. Он не собирался давать актрисе из Киева главную роль в «Укрощении строптивой». «Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы - денег в полуголодной и нищей Москве на военный театр не жалели. Спектакль вошел в историю не только как блестящая актерская и режиссерская работа, но это было чудо сценографии. А укрощать-то некого», - рассказывает известный театровед и друг семьи Добржанских Павел Николаевич Жегин. Когда положение стало казаться безвыходным, решили попробовать на главную роль Добржанскую - терять было нечего. По воспоминаниям коллег, она просто ворвалась в спектакль стремительно и вдохновенно. Все смотрели на это как на чудо, хотя для Добржанской, к тому времени опытнейшей актрисы, сделать за две недели роль не представляло никакого труда. «Это был такой жизнеутверждающий гимн достоинству, это такой был праздник эпохи возрождения, трудно подобрать аналог такому спектаклю», - делится впечатлениями Жегин. Никто никогда не видел Любовь Ивановну в минуты работы над ролью, никто не знал, в чем был ее секрет. Может быть, она обдумывала роль, сидя за пасьянсом. Возможно, роль рождалась в неторопливых прогулках... Любовь Ивановна не любила говорить, как она работает, эта тема была закрыта. «Нужно иметь в душе что-то большое, запереть глубоко в себе и не показывать, - говорила она. - Зритель сам должен это увидеть». Возможно, именно в этом секрет ее ролей - таких разных, непохожих. Она никогда не играла себя. У нее был огромный репертуар: в понедельник она могла играть Эмилию Марти в «Средстве Макропулоса», во вторник - Фелисиану в «Учителе танцев», среди ее героинь были колхозницы, молдавские крестьянки... Все эти роли были яркими, но очень разными. Любовь Ивановна Добржанская обладала прекрасным голосом, ее «Колыбельная» в «Светлане» и романс в «Учителе танцев» до сих пор считаются образцами пения в драматическом спектакле. Пению она специально не училась - природная музыкальность позволяла. Она умела пользоваться своей музыкальностью при работе над ролью. К 400-му спектаклю «Учитель танцев» (спектакль не только выдержал огромное количество представлений, но и был перенесен на киноэкран) Татьяна Львовна Щепкина Куперник, переводчица комедии, преподнесла Любови Ивановне такую рецензию: «Фелисианою своей Вы захватили нас как Лопе де Вега, любовь и ненависть, жестокий гнев и нега так странно сочетались в ней, змеиной грацией она нас чаровала и неподдельная в ней чувствовалась страсть, она хотела счастие украсть, и тут же выпустила жало. За три столетия сумела угадать, а Вы сумели передать все тонкости такой натуры сложной, и нам нельзя Вас оправдать, но не простить Вас невозможно». Любовь Добржанская вела репертуар театра на протяжении десятилетий, в середине пятидесятых выбирали пьесы «специально для Добржанской». И в то же время она никогда не отказывалась играть эпизодические роли. Уже будучи народной артисткой, она согласилась участвовать в спектакле, где сыграла крохотную роль матери слепого мальчика. Звание народной артистки она получила очень поздно - в 1965 году, когда было сыграно более 30 центральных ролей, хотя еще в 1952 году она была единственной заслуженной артисткой в театре. Ей долгие годы не могли простить погоны отца и ее непролетарское происхождение. Увы, но о театральных ролях Добржанской осталась память только в рассказах тех, кто ее видел - в театре тогда практически ничего не снимали. Впрочем, она не слишком любила сниматься, хотя и принимала предложения сняться в кино. В 1966 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Мама Юрия Деточкина - Любовь Добржанская. Но мало кто знает, что до мамы Деточкина должна была быть мама Лукашина: ведь раньше была написана пьеса «С легким паром». Пьесу прочитали в театре на художественном совете, Любовь Ивановна пришла на читку и сказала о пьесе добрые слова, пообещав сыграть маму Лукашина. Однако пьесу в военном театре запретили: как может главный герой бросить женщину и за одну ночь найти другую! И все же, мы увидели «мировую маму» на экране. В 1977 году, когда Добржанская играла в двух театрах - в «Современнике» и в Театре Советской Армии, три роли в одном театре, две роли в другом, - Анатолий Васильевич Эфрос прислал ей письменное приглашение сняться в фильме «В четверг и больше никогда». Пародируя контракт западных звезд, он предлагал превосходные условия. Любовь Ивановна отказалась - съемки при таком графике работы в театре были невозможны. Эфрос пригласил на эту роль Эдду Урусову. Урусова ломает ногу... Любовь Ивановна уехала к племяннице в Киев, следом за ней поехал представитель Мосфильма и все-таки уговорил ее сниматься. Отыграв спектакль «Птицы нашей молодости», едва успев переодеться и снять грим, она садилась в машину и в ночь, после спектакля, отправлялась за 300 километров, в заповедник, где проходили съемки. Она не могла отказаться от возможности поработать последний раз с Эфросом. После «Берегись автомобиля» Добржанской одну за другой предлагали кинороли, но она отказывалась - слишком любила театр, любила работать над ролью долго, жить на сцене, каждый раз находя для спектакля новые краски... В ее фильмографии - едва ли десяток ролей, и сотни образов - на сцене. Коллеги считали Добржанскую эталоном «старой школы» - никакой отсебятины на сцене, требовательность к себе. В 1977 году ей стало уже тяжело играть в полную силу, стал забываться текст. Добржанская приняла решение: «Я ухожу на пенсию». В театре ее уговаривали не уходить, но Любовь Ивановна осталась верной себе. Когда-то она шутила: «Вот выйду на пенсию, устроюсь смотрителем в музей и целый день возле картин буду!» (Любовь Ивановна ценила живопись и не пропускала ни одной интересной выставки). Но реальность оказалась иной: все в ее жизни было подчиненно тому, ради чего она существовала - сцене. Актриса не представляла себе жизнь без сцены, но числиться в театре считала для себя невозможным. Без театра, через два года после ухода на пенсию, ее не стало... Театровед Павел Николаевич Жегин вспоминает, что когда Добржанская умерла, ей в некрологе приписали Орден Ленина, которого она никогда не имела: «Потому что после традиционных слов "Партия и Правительство высоко оценили ее заслуги", возникала неприличная пустота». По матералам программы "Острова" источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|