Опубликовано: Август 24, 2012
Античный стиль мебели в XVIII - XIX веках После весьма поднадоевших нестандартных форм эпохи рококо, стали появляться призывы к более рациональному искусству. Весьма подходящей для этого стала снова появившаяся в моде античная культура. Римскую республику стали восхвалять все буржуазные просветители того времени, учёные и историки стали писать огромные труды на тему античности, а археологи тем временем раскапывали Помпеи и так далее. Во всех высших слоях того времени стало необходимостью подчиняться канонам греческого стиля. Таким образом, возник классицизм, с его логичностью форм и закономерностями мироздания. Классицизм ещё называют стилем Людовика XVI, последним королевским стилем, в то время влияние двора можно было заметить буквально во всех областях искусства, включая даже стиль мебели. Значительная роль во внедрении данного стиля была сыграна всемогущей мадам Пампадур, которая была фавориткой короля, и на честь которой назвали даже некоторые типы мебели.
Восемнадцатый век в середине шестидесятых годов отличался простым и в то же время строгим интерьером помещений. Это можно заметить на ярком примере, который сохранился до наших дней, покоев короля Людовика XVI в Версале. Во времена эпохи рококо, все помещения, даже большие, должны были напоминать будуар, а в эпоху классицизма, декораторы пытались добиться противоположного эффекта, создавая иллюзии больших пространств, не зависящих от размеров комнат. На место причудливых по своему внешнему виду подсвечников и часов, а также сложными рисунками лепнины, пришли медальоны из белого мрамора с изображениями античных профилей, и выполненные в строгом стиле полуколонны и пилястры. Мебели было мало, и вся она была устойчивой и простой. Со временем пластичные и вместе с тем капризные формы стиля рококо стали утихать, лини стали прямыми, в пропорциях появилась ясность и гармоничность, части стали равными друг другу. Остались только самые необходимые элементы декора. Чтобы наглядно рассмотреть изменения, можно как пример привести формы мебельных ножек. В мебели эпохи рококо они были погнутыми и словно вытекали из самого корпуса предмета, классицизм же наоборот, подчёркивает их функциональное предназначение как опорных конструкций, выравниваясь и приобретая форму суженых к низу колон. Классицизм исключил плавное перетекание деталей, и подчеркнул их конструктивную сущность. Линии декора также стали беспрекословно следовать очертаниям предметов. Когда-то мягкие элементы мебели стали оббивать тканью с орнаментами из цветов. В декорировании всё больше заметно присутствие античных мотивов: жемчужные нити, гирлянды из цветов и лавровых листьев, фестоны, меандры и розетки. Всё чаще используются цветные лаки, преимущественно белого и зелёного цветов, в сочетании с отдельными позолоченными деталями. Новых предметов мебели в период классицизма не появилось. Самым главным предметом становится секретер с высокими ножками, которые в свою очередь приподнимают кубической формы корпус. Не меньше шедевров появляется и среди комодов, выполненных в стиле классицизма, иногда надстроенных при помощи полок. В заключении невозможно не сказать об английском классицизме, который отличался от французского классицизма большей мягкостью. Во Англии моду на классицизм ввел Роберт Адам. После своей поездки в Италию, он стал страстным поклонником античной культуры, и смог создать огромное количество усадебных домов, мебель к которым проектировал самостоятельно. Самым известным примером его интерьера стала приёмная комната в доме Сайон-хаус, которую украсили колонны, выполненные из голубого мрамора и скульптуры вверху. За основу этих колонн были взяты подлинные, обнаруженные на дне реки Тибр в Риме. Правда они не держат полок. А просто приставлены к стенам комнаты для придания ей большего величия. Распространение Адамом классицизма повлекло за собой вытеснение из английской мебели форм стиля рококо, которые раньше ассоциировались с работой Чиппендейла. Достаточно часто Адам обращался к фирме, которая была основана Томасом Шератоном, названной в его же честь - «Шератон», мебель которой имела простые формы и матовую поверхность дерева. Широкую популярность приобрели спинки кресел, напоминавшие формы античной лиры или же щита с орнаментом. Адам обогатил мебель при помощи введения новых элементов, переходу к более светлым породам дерева и использованию для декорирования росписи, лепных узоров и инкрустации. Помимо Шератона и Адама, огромную роль сыграл для развития мебели стиля классицизма и Георг Хэплуайт. Изделия, выполненные им, характеризовались своими красивыми формами, лёгкостью и элегантностью. Некоторые детали мебели (подлокотники и ножки) всё же сохранили небольшие изгибы, намекая на связь с эпохой рококо. Спинки стульев напоминали форму щита и были либо мягкими, либо ажурными. В отдельных областях Германии стиль эпохи рококо продолжал процветать вплоть до XIX века, в отличие от Франции, где такой стиль можно было встретить в это время только в некоторых провинциях, к примеру, в Нормандии. Возникнув во Франции, классицизм стал основой стиля, тогда как в немецком искусстве эти формы внедрялись крайне неохотно. Разновидности стиля классицизма в Австрии и Германии называют стилем цопф, с более простыми формами, нежели во Франции. Мебель в Германии можно назвать скорее пуританской, с типичными барочными элементами в виде изогнутых карнизов и срезанных углов. Классицизм был первым стилем, который возник не случайно, а скорее в результате планомерного культивирования античного стиля. ещё: Викторианский стиль мебели (Victorian)
От: LidiaZaiceva,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|