Абрахам и Давид Рёнтген - короли мебели 18 века - создавшие свой стиль фото здесь и далее: © metmuseum.org С момента своего скромного начала в 1742 году до закрытия около 1800 года фирма Рёнтгенов впервые достигла высот в области превосходного маркетри (мозаики из цветной древесины), инновационных проектов, дальновидных методов производства и дальновидных маркетинговых стратегий.
Абрахам Рёнтген (1711-1793 гг.) и его сын Давид (1743-1807 гг.) были наиболее успешными краснодеревщиками в континентальной Европе в XVIII веке. Безмятежные дни их мастерской положили конец старому режиму, когда великие произведения искусства – и среди них некоторые самые прекрасные достижения в производстве мебели – подчеркивали могущество монархов, высшего света и богатых аристократов. С момента своего скромного начала в 1742 году до закрытия около 1800 года фирма Рёнтгенов впервые достигла высот в области превосходного маркетри (мозаики из цветной древесины), инновационных проектов, дальновидных методов производства и дальновидных маркетинговых стратегий. Полученные предметы мебели были великолепными и гениальными. При повороте ключа многие из них буквально разворачиваются, демонстрируя скрытые отсеки, секретные ящики, механические и музыкальные устройства. Отличительная черта стиля Рёнтгенов характеризуется величием, изобретательностью и тщательно детализированными формами. «Мебель Нойвида», под этим именем она была известна, разыскивали правители по всей Европе от короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и короля Франции Людовика XVI и Марии-Антуанетты до императрицы Екатерины Великой из России.
Абрахам Рёнтген покинул Германию как подмастерье около 1731 года и недолго жил в Голландии перед тем, как переехать в Лондон. Здесь краснодеревщик наблюдал за жизнью аристократии и недавно обогатившейся знати активно развивающегося мегаполиса, но завоеванный им успех сбил его с пути истинного. В 1737 году в попытке смирить свое безрассудство он присоединился к Моравским Братьям – религиозной общине, которую также называют Хернхутское Братство – это ответвление пиетизма, которое было строго организованным в соответствии с учением Христа. Их повседневная жизнь была основана на понятиях братской любви, взаимного уважения и работы на общее благо, а не ради личной выгоды. Хернхутеры поддерживали торговые и финансовые сети в различных профессиональны сферах, помогавших финансировать миссионеров этой общины, и также налаживали международные коммерческие связи, которые были довольно необычными для XVIII века. Абрахам отправился в Северную Каролину в качестве миссионера, но ещё до пересечения Атлантики его корабль столкнулся с пиратами. Ему удалось достичь ирландский гавани Голуэй, и после того, как корабль простоял на якоре в течение недели, Абрахам воссоединился в Нидерландах со своей молодой женой, Сусанной. Они переехали в Геррнгааг, недалеко от Франкфурта, где в 1742 году Абрахам открыл мастерскую. Местная знать быстро признала качество его мебели, в частности его прогрессивных конструкций и форм. Около 1750 года, после того, как Хернхутеры были изгнаны из Геррнгаага, граф Нойвидский пригласил их обосноваться в его владениях, чтобы укрепить местную экономику. Он предоставил им религиозную свободу, частичное освобождение от местных налогов и неограниченную занятость, свободную от правил гильдии (которая традиционно ограничивала количество сотрудников, отведенных для каждого мастера в мастерской); эта свобода легла в основу предпринимательских устремлений. Мастерская Абрахама процветала, и он повел свои инновационные проекты ещё дальше, адаптировав элегантные французские очертания в сочетании с превосходной мозаикой из дерева, сложными подставками из позолоченной бронзы и усовершенствованными механическими устройствами. Прекрасно выполненные изобретения Рёнтгена стали статусными символам для благородных интерьеров по всей Германии и Центральной Европе. Несмотря на то, что он принадлежал к Моравским братьям, а, дворянство, проживавшее в католических регионах Священной Римской империи, обычно нанимало только ремесленников своей веры, Абрахам привлекал католических клиентов, имеющих международное значение, подчеркивая свою безупречную репутацию. Граф Иоганн Филипп фон Вальдердорф (1701-1768 гг.) был одним из таких клиентов. С 1756 по 1768 годы он был архиепископом и курфюрстом Трира, управляя примерно 200 000 объектов. В 1763 году он также стал князем-епископом Вормса, управляя двумя церковными землями вдоль среднего Рейна. Оба региона были частью многовековой системы независимых территорий, которая формировала Священную Римскую империю – свободную политическую единицу, которая была на грани того, чтобы стать современными нациями, развившимися после Французской революции. Как истинный правитель в стиле барокко, Вальдердорф благоприятствовал любой форме роскоши и поддерживал все искусства. Он владел по крайней мере двумя десятками предметов мебели работы Рёнтгена, в том числе парой диванов и многофункциональным столом.
Центральная Европа была в хаосе во время Семилетней войны (1756-63 гг.), но Вальдердорф и другие состоятельные клиенты так же покупать у Рёнтгена, продолжавшего производить мебель, хотя и себе в убыток. Фирма крайне нуждалась в инъекции капитала на приобретение новых материалов, современного оборудования и на наём дополнительного персонала. Отец и сын отправились в Лондон в 1765 году, чтобы проанализировать возможность переезда их мастерской туда; это плавание открыло для них новые идеи, в частности зарождение неоклассицизма в стиле Роберта Адама. Нойвидское Братство было шокировано амбициозными планами и расходами Давида, и из-за этой его смелости он был исключен из братства около 1767 года. Проведя инвентаризацию предметов мебели, которые скоро должны были выйти из моды, Давид был вынужден испробовать агрессивный бизнес-подход. Хотя это было, несомненно, против его веры, он подумал об идее мебельной лотереи, зная любовь аристократии к азартным играм и полагая, что марка Neuwieder Arbeit (Нойвидские работы) – к этому времени люксовый бренд – привлёкла бы тех, кто хочет не только придерживаться моды, но и придерживаться моды Рёнтгена. Идея была не нова; к XVIII веку некоторые производители мебели фактически выбрали лотереи в качестве способа продавать свои товары. Давид предпринял беспрецедентное, сильно разрекламированное путешествие, проехав с актуальными предметами мебели по крупным немецким городам. Его усилия увенчались успехом. На лотерее в Гамбурге в 1769 году все билеты были проданы примерно по восемнадцать гульденов – эквивалент оплаты шести недель работы ремесленников-подмастерьев. Первым призом был письменный стол со шкафчиком, украшенный фигурами в китайском стиле из превосходной древесной мозаики с часами с карильоном (музыкальным механизмом) и скрытыми клавикордами. Успехом Давид Рёнтген был отчасти обязан своей необычайной уверенности, с которой он обращался к величайшим правителям своего времени. В августе 1774 года Рёнтген отправился в Париж, где ознакомился с последними художественными тенденциями и наладил контакты между художниками и мастерами, которые обслуживали нескольких самых требовательных клиентов. По пути, он, вероятно, остановился в Брюсселе, где встретился с человеком, который должен был стать его главным покровителем на этот период: Чарльзом Александром, герцогом Лотарингии (1712-1780 гг.), дядей Марии-Антуанетты. В середине 1770-х годов, герцог приобрел целые ансамбли рёнтгеновской мебели, в том числе часы, а позже, две уникальные монументальные стеновые панели из маркетри (tapisseries en bois – гобелены из древесины) для своего дворца в Брюсселе. Там они окружили сказочно дорогой письменный стол-секретер, приобретенный им в 1776 году. Учитывая его связи с французской королевой, Чарльз был, без сомнения, полезными лицом, способным дать рекомендацию, когда в конце 1778 года Рёнтген прибыл в Париж с ещё более крупной версией брюссельского письменного стола-секретера. Королевская чета приобрела его за 80 000 ливров – самую высокую сумму, когда-либо заплаченную королевской семей за один предмет мебели – принеся Рёнтгену мгновенную славу. Страсть Людовика XVI к французским часам и любым другим механическим устройствам традиционно указывалась в качестве причины, по которой он был готов заплатить такую астрономическую цену. На самом деле Мария-Антуанетта уговорила мужа купить этот секретер для неё качестве подарка. У неё была миниатюра с её портретом, установленная в аллегорической мозаичной панели для замены оригинальной средней части конструкции. Подобные замены показывают, что Рёнтген четко осознавал, что помогая покупателю лично определиться с индивидуальным экспонатом, он тем самым стимулирует свои продажи. Людовик XVI купил дополнительную мебель от Рёнтгена и его придворные бросились посылать за «Нойвидскими работами», чтобы обладать своей мебелью по последней моде, из-за чего Рёнтген открыл магазин в Париже, который назывался "À la Ville de Neuwied" («В городе Нойвид»). Среди самых популярных проектов Рёнтгена были письменный стол со сдвижной крышкой и портативный овальный письменный стол, которые стали фирменными моделями мастерской Рёнтгена.
В 1779 году последний и самый сложный из трех больших письменных столов-секрететеров прибыл в Берлин, где предполагаемый наследник, Фридрих Вильгельм (коронован как Король Фридрих-Вильгельм II в конце лета 1786 г.), купил его за баснословную сумму, сделав только частичную оплату и тем самым оставшись в долгу перед мастерской на долгие годы. С такой королевской «развлекательной системой», ремесленники Нойвида усовершенствовал практику цветной мозаики с их изображением гуманитарных наук, а также гениальные механизмы и точные часы. Берлинский письменный столо-секрететер представляет собой, возможно, не только величайшее достижение мастерской Рёнтгена, но и самый дорогой предмет мебели из когда-либо созданных. После успеха в Западной Европе Давид Рёнтген обратил внимание на Восток, в частности, на личные вкусы императрицы российской Екатерины II. Зная её гуманистические амбиции, он создал для неё стол в «новом стиле», чисто наудачу. Статуя бога солнца Аполлона на горе Парнас сидит на столе Аполлона, на котором нет мозаики. Сфинксы – древний символ женской мудрости – обрамляют наклонную переднюю часть, которая открывается, чтобы служить рабочей поверхностью для письма. Маленькая собачка перед бронзовой доской в форме архитектурного фасада функционирует как регулятор для того, чтобы подтолкнуть деталь фасада вовнутрь, открывая доступ к скрытым отсекам. Давид знал о любви императрицы к собакам и создал эту уникальную ручку как портрет Земиры, её любимой левретки. Как она могла устоять? Императрица стал самым важным клиентом Рёнтгена, заплатив за стол Аполлона запрошенную цену в 20 000 рублей – такая цена сопоставима с ценой усадьбы – и добавив в знак признательности золотую табакерку и ещё 5 000 рублей. Это был блестящий маркетинговый ход в то время, когда ремесленникам приходилось писать бесконечные напоминания своим благородным клиентам об оплате. Щедрость Екатерины не имела аналогов, и эта новость распространилась по всей Европе. К 1789 году Екатерина и русское дворянство купили сотни единиц рёнтгеновской мебели в сдержанном неоклассическом стиле. Мелкозернистое экзотические красное дерево или желтое дерево (bois jaun или Pau Amarello) и позолоченные бронзовые крепления этой мебели отражают гармоничное взаимодействие ars et natura («искусства и природы»). История Абрахама и Давида Рёнтгенов – это рассказ о международной известности, роскоши и чести, но в случае с Давидом – это также и трагедия глубоко религиозного человека, который боролся за то, чтобы сбалансировать свои амбиции, свои славные достижения и ограничения его религиозной общины. Его судьба резко изменилось после Французской революции; когда дворянство Европы изо всех сил пыталось остаться на плаву, рынок роскошной мебели рухнул. В 1793 году Абрахам умер на пенсии в Хернхуте, размах работы Нойвидской мастерской резко сократился. С французскими революционными войсками в обозримых пределах, Давид путешествовал, продавая оставшиеся товары и собирая просроченные платежи. В 1791 году прусский король даровал краснодеревщику дипломатический статус и титул тайного советника Пруссии. К марту 1801 года Давид Рёнтген закрыл свои торговые книги. Он умер состоятельным человеком с дипломатической миссией в Висбадене в 1807 году.
Хотя он был немцем по происхождению и вел активную деятельность в германоязычных странах, Рёнтген стал по-настоящему европейским предпринимателем. Его изобретения и последователи задали стандарт длительного влияния Нойвидской мастерской на французскую, немецкую, скандинавскую, английскую и русскую неоклассическую мебель. Использование термина «единоличный» в контексте мебели Рёнтгена является романтически неправильным. Рёнтген нанимал ремесленников со всей Европы, которые были лучшими в своей профессии или достаточно талантливыми, чтобы легко обучаться. Это сложное задействование команды мастеров, каждому из которых была отведена четкая роль, предвосхитило в доиндустриальной среде технологии производства постиндустриальной революции и более позднего периода. Типичное позднее сочетание красного дерева и золоченых подставок стало известно в России как «стиль Якоба» в честь французского краснодеревщика Жоржа Якоба. Учитывая фактическое влияние и наследие Давида Рёнтгена и его учеников, он должен быть переименован в «стиль Рёнтгена». перевод статьи, оригинал - www.metmuseum.org/toah/hd/roen/hd_roen.htm по теме: Русский классицизм Давида Рентген в мебели
От: NatashaMeneva,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|