Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  


Шкафы и шкафы-купе



Все о ванной комнате

Опубликовано: Апрель 16, 2012

В АНФИЛАДЕ ПАРАДНЫХ ЗАЛОВ

Примером исключительно добросовестного отношения к арендуемому зданию и образцом комплексной научной реставрации объекта культурного наследия федерального значения стал особняк на Малой Дмитровке, известный как «Дом, в котором жил один из организаторов Северного общества Михаил Фотиевич Митьков». Накануне Дней исторического и культурного наследия журналистов столицы пригласили посетить удивительной красоты дом, доступ в который закрыт в обычные дни
Проведенная на доме № 18 по Малой Дмитровке полномасштабная ремонтно-реставрационная работа действительно впечатляет. Без всякого преувеличения можно сказать, что наш город получил для своего украшения еще один малый дворец. Обычно к инвесторам, вкладывающим свои средства в реставрацию, мы относимся настороженно. И хотя на это есть известные основания, все-таки по жизни лучше ориентироваться на положительные примеры. Ничто другое в городе так не нуждается в позитивной информации, как сфера сохранения наследия. Поэтому так показательна история особняка на Малой Дмитровке.


Десятки объектов культурного наследия разрушаются в центре Москвы, и при всем уважении к их славному прошлому выделенных бюджетных средств на приведение их в порядок в ближайшем будущем не хватит. Не сильно претендуют на дома-памятники и инвесторы. Реставрация значительно дороже ремонта, при осуществлении ее больше «нельзя», чем «можно». Вложенные огромные средства и затраченные усилия не дают в будущем убедительных преференций и не защищены статьями закона. Европейский опыт приспособления памятников архитектуры и культуры для запросов сегодняшнего дня у нас еще, мягко говоря, не популярен. Вызывают отторжение некоторой части общественности необходимость сооружения под зданием-памятником подземных гаражей, оснащение их современной инженерией, возведение самых деликатных дополнительных объемов и т.п. А если все это нельзя, то памятник архитектуры обречен на умирание. В нем при современных и вполне обоснованных требованиях не организовать ни музей, ни театр, его невозможно приспособить для дома приемов, использовать как офисное помещение. Каждый памятник, как и человек, - это индивидуальность, во многих случаях яркая. И требует к себе любви, внимания и бережного подхода. Реставрация памятника архитектуры «Дом Митькова» является убедительным тому примером. Усадьба фактически восстановлена из руин при новом арендаторе - ООО «Олимпийский дом» - за счет его средств. Реставрация длилась три года и осуществлена по проекту архитектора-реставратора А.Д. Студеникина.
Впервые усадьба упоминается в 1742 году. Тогда владение занимало обширную территорию, включая значительную часть современного сада «Эрмитаж». В 1770-е годы были возведены каменные сводчатые палаты, фрагменты которых можно видеть в отреставрированном здании. В первой половине XIX века усадьбой, в глубине которой стоял уже дом с колоннами и двумя флигелями по сторонам, владел генерал А.Н. Соймонов. С его внебрачным сыном Сергеем Соболевским, впоследствии ставшим известным библиофилом и библиографом, дружил Александр Пушкин, а племянник генерала Михаил Митьков был одним из организаторов Северного общества, и на Малой Дмитровке собирались его друзья-декабристы. Дворцовый облик дом приобрел, когда владелицей была некая госпожа В.Д. Ладыженская.
которая поручила переустроить все на новый лад известному и модному в середине XIX века архитектору Августу Веберу. Главный дом и флигели стали двухэтажными, их соединили галереи. По проекту Вебера создавались и роскошные интерьеры парадных залов. Именно на Вебера ориентировались реставраторы, когда приступили к восстановлению дома в 2006 году. В советское время в доме генерала А.Н. Соймонова почти 60 лет размещался Свердловский райком партии, затем различного рода учреждения. За все время существования здания оно не знало ни одной масштабной реставрации, да и текущие ремонты проводились вяло и нерегулярно.
Архитектор Александр Студеникин рассказал, что сейчас зданию возвращены его исторические объемно-пространственные характеристики. На практике это означает, что почти на метр понижен уровень культурного слоя - от улицы до здания сделан едва заметный глазу уклон, и дом как бы «вырвался» вверх. Это, однако, потребовало сооружения специальной водоотводной системы. Благоустроена территория усадьбы. Воссоздана ограда со стороны Малой Дмитровки. Особой песней стало восстановление роскошной парадной лестницы, ведущей из центральной анфилады комнат в некогда обширный парк. Память о старинной аллее еще хранят уцелевшие могучие липа и дуб.
В полном объеме осуществлена реставрация уникальных интерьеров главного дома. Сумма вложенных заказчиком средств на пресс-показе не озвучивалась, но можно предполагать, сколь она велика. Двадцать семь тысяч рублей за квадратный метр реставрации, как устанавливается при организации конкурсов, кажутся здесь ну просто очень смешной цифрой. По подлинным чертежам Вебера воссоздана мраморная Помпейская лестница, названная так по содержанию росписи на шпалерах. Чтобы добраться до ее первоосновы, пришлось снять 15 слоев поздней закраски, рассказал руководитель работ по реставрации монументальной живописи Сергей Филатов. Лестницу украшают «родные» латунные торшеры в египетском стиле, а свисающая хрустальная люстра выполнена питерскими мастерами уже по аналогам.
Восстановлена анфилада парадных залов, каждый из которых имеет свою реставрационную историю. Один из самых красивых, но наиболее пострадавших - Французский зал. Над ним был установлен бак отопления, вода заливала его больше всего, и деревянные перекрытия полностью сгнили. Реставраторы решились на отчаянный шаг. Была демонтирована лепнина, сняты сгнившие перекрытия, установлены новые и затем полностью воссоздана историческая лепнина на потолке и стенах. Восстановлен мраморный камин французской работы, приведены в порядок подлинные зеркала и люстры. Центральный зал анфилады - Лазуритовый, получивший свое название по лазуритовым вставкам на камине белого мрамора. До начала реставрации, по словам архитектора Александра Дмитриевича Студеникина, «здесь все находилось в убитом состоянии». Восстанавливали штукатурку стен под искусственный мрамор, лепнину потолка с модной в те годы бликовой позолотой из сусального золота.
Когда реставраторы пришли в Музыкальный кабинет, то под обычным подшивным потолком обнаружили купол, а чуть позднее и его монументальную роспись. В Перловом зале воссоздана обработка стен в технике венецианской штукатурки. После снятия множества поздних красочных слоев обнаружили совершенно дивный серо-перламутровый цвет, давший название помещению, где была в прежние времена столовая. Так шаг за шагом возрождались и Белый (Ассамблейный), и Ореховый залы особняка. Нередко отправной точкой работы реставраторов были чудом уцелевшие фрагменты наборного паркета или мраморной мозаики. Каждая деталь требовала особого внимания и контроля, вплоть до дверных петель. Сохранены и отреставрированы все исторические предметы убранства - три люстры, светильники, зеркала, часы. Многое пришлось изготовлять заново, но выполнено все дорого и основательно.
Работы на Доме Митькова - это образец, по словам руководителя Департамента культурного наследия Александра Кибовского, грамотной научной реставрации исторического памятника, осуществленной за счет его нынешних хозяев. Без какого-либо ущерба здание приспособлено для использования как офисное и представительское помещение компании.
Не станут ли вся эта восстановленная красота, а вместе с ней и безупречное искусство реставраторов страшно далекими от народа? Широкого доступа в подобные здания, которые не становятся музеями, быть не может. В закрытом режиме функционируют многие памятники архитектуры и культуры. Но дважды в год, в Дни исторического и культурного наследия 18 апреля и 18 мая, многие из них распахивают свои двери и гостеприимно встречают всех поклонников старины. Число желающих проникнуть внутрь старинных особняков и возрожденных к новой жизни дворцов с каждым годом увеличивается. Это, без сомнения, свидетельствует об интересе населения к своему культурном наследию, что следует всемерно поощрять. Будем надеяться, что возрастающий спрос на разумное знакомство с внутренней жизнью домов-памятников будет рождать ответные предложения их пользователей и поддержку государственных органов, отвечающих за их сохранность.
Полосы подготовила Нина ЮХНО 



От: Источник: Тверская, 13 16.04.2011,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    Предыдущая и следующая статья:
    « Об охране хвойных молодняковСовременные грани Консерватории »