Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Опубликовано: Апрель 18, 2012

Портрет как зеркало жизни

 

На звание «зеркало души» претендуют многие виды искусства, однако о глубинном смысле этого словосочетания задумывается всякий, кто смотрит на портрет. Однако сколько веков существует этот жанр, сколько времени идут споры о критериях оценки изображения человека художником. Одни убеждены в том, что только сходство с оригиналом даёт право мастеру назвать своё творение портретом. Другие смеются над деталями, благодаря которым художник создал, по сути, фотографию, мол, надо стремиться к обобщённому образу.

Пусть каждый остаётся при своём мнении. Сторонники разных взглядов на сущность этого сложного жанра найдут среди множества портретов работу по своему вкусу в Клинском муниципальном выставочном зале имени Юрия Карапаева. Автор идеи этого масштабного проекта известный скульптор Заслуженный художник России Юрий Злотя, председатель правления Клинского отделения Союза художников Подмосковья.

«Задело за живое, когда читал её стихи, узнал о трудной судьбе поэтессы», - так объясняет причину возникновения своего интереса к личности Анны Ахматовой Ринат Курамшин. Его путь в искусство начался в Стерлитамакской художественной школе, куда он поступил взрослым человеком, потом было Пензенское художественное училище. В начале пути его интересовала в искусстве «жанровость», и он писал с удовольствием картины-рассказы, в частности, на тему деревенской жизни. Теперь его основной жанр - портрет. Он возглавляет Долгопрудненское отделение Союза художников Подмосковья.

Ринат Курамшин окончил Академию живописи, ваяния и зодчества, мастерскую портрета Лейлы Хасьяновой. Здесь он вник в тайны разных техник старых мастеров: Ван Дейка, Рубенса, Брюллова. Ежегодно на летнюю практику студенты академии выезжали по копированию картин в Эрмитаж. В портрете поэтессы художник стремился передать дух «серебряного» века с его романтическим экспрессионизмом, замешанным с ярко выраженным реалистическим настроением. В экспозиции выставки - пастельный этюд на тонированной бумаге к живописному портрету.

Заметное разнообразие с точки зрения техник и стилей прибавили в экспозицию выставки работы членов Химкинского отделения Союза художников Подмосковья. Два портрета предпринимателей выпускника Киевского института искусств Степана Химочки, который написал их маслом в традициях русской школы, напоминают зрителю о жанре парадного портрета.

Выдерживает каноны традиционного портрета и Елена Лебедянская. Она представила на выставку карандашный портрет современного поэта, и эта работа Лебедянской точно соответствует классическому предназначению жанра портрета как «повторения в пластических формах, линиях и красках живого лица и его идейно-художественная интерпретация».

Зрителю стоит присмотреться к работам архитектора Галины Семиглазовой, которая в последние годы увлеклась живописью; Виктора Степашкина, для которого жанр портрета является способом повествования о внутреннем мире человека, а в данном случае визуальные черты модели теряют существенное значение.

Владимир Фомичёв удивил своим неординарным подходом к роли этого жанра в осмыслении человеческих взаимоотношений. «Разбитое зеркало» - это одна из двадцати работ его серии «Окаменелости эпохи примитивных машин». Эта работа сделана в жанре «портрет-картина», где «портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающим миром вещей, природой и архитектурными мотивами».

Интересной жизнью живёт Клинское братство мастеров изобразительного искусства. Оно удивляет мозаичным разнообразием, в котором комфортно чувствуют себя и графики, и живописцы, и скульпторы. Восторг вызывает инициатор выставки - Юрий Злотя известен как оригинальный скульптор, но на выставке он решил показать зрителю свои графические опусы, в которых тем не менее ощущается рука скульптора: лица как будто бы написаны резцом - это даёт возможность автору достичь апогея в стремлении обобщить образ. Обращает на себя внимание «Преображение на Горе Илионской» философским размышлением над одним из значимых моментов  христианской истории.

Вадим Савин, которого в своё время награждал патриарх Алексий Второй, получил его благословение на написание икон. На нынешней выставке - «Икона Иоанна Кронштадтского». И она ещё раз напоминает нам о том, что главное в жанре портрета - духовное начало изображаемого, хотя к иконе нельзя примерить обыденное содержание и идеологию портрета. 

Два сюжетных портрета-картины представил на суд зрителей Фарит Насретдинов: «Баба Валя» и «Серые будни». Выпускник художественно-графического факультета Московского педагогического университета занимается, в основном, пейзажем. Его понимание портрета идёт вразрез с устоявшимся определением: на портрете для него главное не лицо, и на двух его работах мы видим героинь со спины. Это психологические зарисовки, дающие представление о настроении человека, который вынужден находиться в городском равнодушном социуме. Темы одиночества стариков в современном пространстве автору найти ничего не стоит, ведь он работает в полиции...

В мировой истории искусств много примеров, когда художники писали своих верных спутниц жизни. Валентин Макаров, окончивший ковровое отделение Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина, пошёл по стопам Сальвадора Дали. На выставке можно увидеть три портрета супруги Валентина Александровича: в интерьере с утюгом, на фоне дачного пейзажа и лишь один портрет в чистом виде: красивое русское лицо, вызывающее умиротворение на сердце. Вспоминаются портреты Василия Тропинина, особенно когда смотришь на изображения деревенских бабушек в простых ситцевых платочках. Валентин Макаров любит их писать, по его признанию, из-за их богатого интересного внутреннего мира.

Молодая художница Лусинэ Петросян нарисовала углём своего любимого дедушку Нагарша, с которым было связано всё её детство. Его уж нет. Бабушка Мариам по достоинству оценила портрет, нарисованный внучкой. Узнаваем на её портрете облик любимого актёра Фрунзика Мкртчяна. Он показался автору похожим на Александра Сергеевича Пушкина, поэтому визуальной схожести ей добиться было легко.

Образы великих людей волнуют и Ларису Актёршеву. К ней десять лет назад во сне пришёл Александр Сергеевич Пушкин, и вот как результат той встречи - портрет поэта маслом. Мощным и загадочным решён пастелью художницей образ коллеги Юрия Злоти, которого она запечатлела во время работы над образом величайшего итальянского мастера смычковых инструментов 17-го века Антонио Страдивари.

У портретов, представленных группой из семи художников Солнечногорского отделения Союза художников Подмосковья, не заскучаешь. Его председатель Заслуженный художник России Роман Фашаян привёз скульптурные портреты И. С. Тургенева, А. И. Фета и Леонида Андреева. Средства, которыми пользуется скульптор для создания образа совсем не те, которыми пользуется живописец или график. Объёмное изображение требует от мастера значительной подготовительной работы.

С портретами Ольги Мелковой, заместителя председателя Солнечногорского отделения Союза художников Подмосковья, знатоки и любители изобразительного искусства хорошо знакомы: она создала много работ в этом жанре. Ольга Леонидовна окончила Академию печати по специальности «оформитель книг». Здесь она представила живописные работы: «Императрицу Александру Фёдоровну», «Александра Гришина с соколом» и «Лену». Недаром говорят: каков художник - таков и портрет, и здесь речь - не столько о мастерстве - каждый мастер пишет не только модель, но и себя, привнося в изображение свой мир. Глядя, например, на «Императрицу...», можно представить себе на картине в парадных одеждах давно минувших лет  Её Величество Ольгу (Мелкову). Она такая же статная, грациозная, самодостаточная. Это видно и в её почерке.

Обращает на себя внимание триптих-гобелен «Нарцисс» Яны Калиниченко. Это всегда интересно, когда художнику удаётся стереть грани техник: сюжет, написанный яркой сочной пастелью, зритель легко может принять за живописный.  Яна добивается такого же звучания, несмотря на то, что она имеет дело с нитками.

Ещё одна грань жанра - виновника торжества - автопортрет. Роман Железкин, окончивший художественно-графический факультет Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, решил рассказать людям, с его слов, «о себе любимом». Молодой человек изобразил себя зрелым человеком, испытавшим много лишений и бед. И это не случайно. По мнению автора, жизнь у художника не мёд.  Прежде чем почувствовать вкус славы, он должен пройти через огонь, воду и медные трубы. Другого человека рисовать сложнее, потому что его меньше знаешь, чем ты знаешь себя. Впрочем, как сказал Роман Железкин, и себя он знает «не так уж хорошо». Ему по душе писать портреты стариков: у них вся жизнь, как в зеркале, отражается в лицах.  Роман написал портреты отца и деда.

Он как председатель отделения Союза художников Подмосковья в городе Дзержинский привёз на выставку работы своих коллег: Григория Яковлева («Автопортрет в мастерской»), Дмитрия Шалунова («На даче») и Ии Фроловой (серия портретов).

Особняком среди этого многообразия стоят портреты кисти Виктора Титова. Это часть работ из серии портретов-зарисовок его современников, выполненных в 40-50-х годах прошлого века. Поражает их высокое художественное мастерство, и они, по сути, стали «документом» эпохи, связанной, прежде всего, с самым трагичным периодом в жизни его поколения - Великой Отечественной войной.

Щёлково представляет председатель Союза художников Подмосковья, директор Щёлковской картинной галереи, отметившей на днях 15-летие, Александр Беглов. По признанию мастера, картиной можно назвать то произведение, в котором есть, прежде всего, композиция. Это касается и портрета. В представленных на выставку работах, на которых он изобразил достойных мужчин, Александр Иванович  восхищается силой, красотой, умом и достоинством космонавта Александра Степановича Викторенко, руководителя Центра подготовки космонавтов Василия Васильевича Циблиева и профессора Московского художественного института имени В. И. Сурикова Петра Петровича Литвинского, кстати, прямого потомка барона Дельвига.

«Возникшая из красок» и «Близкий, родной, душевный» - эти два монументальных полотна принадлежат кисти Александра Карапаева, сына художника, чьё имя носит выставочный зал. Сын привёз и одну работу отца, который любил Михаила Врубеля. «Тайна» - так называется потрет, созданный в 2008 году Юрием Карапаевым. Вот уже два года, как его с нами нет... Но он живёт в деле, которому посвятил свою жизнь.

Искусство - категория бессмертная.

 

Влад КРАСНОЯРСКИЙ, поэт, член Союза писателей России, искусствовед, член Союза художников Подмосковья, академик ПАНИ.

 



От: Источник: Администрация г. Химки 27.09.2011,  1493 просмотров


-

Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Система коммерческого учета потребления энергоресурсовНа японский манер »