МС-21 учится «летать» на земле
В ЗАО ЦНТУ «Динамика» (г.о. Жуковский) по заказу ФГУП «ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского» создан инженерный тренажер для поддержки исследовательских и проектных работ по программе нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21.
Тренажер предназначен для решения широкого круга задач, связанных с оценкой пилотажных характеристик самолета, в том числе отработки алгоритмов основного и резервного контуров системы дистанционного управления, корректировки структуры и параметров СДУ, отработки методики пилотирования при выполнении основных штатных этапов полета (руление, взлет, набор высоты, крейсерский полет, снижение, заход на посадку, посадка, руление после пробега), отработки особых случаев полета и методики пилотирования в нештатных особых ситуациях, вызванных внешними воздействиями или отказами в системе управления и силовой установки, сопровождения летных испытаний и процедуры сертификации.
К дополнительным возможностям стенда относится выполнение маршрутных полетов с использованием пилотажно-навигационного комплекса в различных метеоусловиях, заход и выполнение посадки в различное время суток, выполнение полетов с использованием дублирующих приборов, отработка действий в особых случаях и нештатных ситуациях на различных этапах полета, макетирование и отработка рычагов управления и элементов интерьера.
Проект реализован совместными усилиями специалистов ЦАГИ, которые создали математическую модель динамики полета самолета и систем управления с использованием программной системы FlightSim, и ЦНТУ «Динамика» - здесь сделали макет кабины и систему визуализации тренажера.
В геометрическом смысле тренажерный макет кабины является полномасштабной копией кабины самолета с двумя штатными рабочими местами летчиков. Панорамная система визуализации тренажера представляет собой четырехканальный проекционно-экранный комплекс со сферическим экраном и углами обзора 180° по горизонтали и 52° по вертикали. В состав ПО генерации изображения входит сцена визуализации размером 250 км х 300 км, включающая пять аэропортов. В состав тренажера также вошло выносное рабочее место инженера-исследователя, которое используется для исследовательских работ, анализа результатов моделирования, ввода начальных условий и отказных ситуаций и т.д.
Участие в программе создания самолета МС-21 стало важным проектом для компании «Динамика», которая рассматривается сейчас и в качестве возможного разработчика линейки технических средств обучения летных экипажей, включая комплексный тренажер по самому высокому уровню сложности (по классификации IСAO) и процедурный тренажер.