Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Декабрь 24, 2013

Материалы для золочения (продолжение)

ХВОЩ

   Под этим названием известно сорное растение, в изобилии растущее по всей России; кожица стебля его покрыта выделившимися кристалликами кремнекислоты, благодаря чему хвощ употребляется для шлифовки деревянных и металлических изделий. Для целей позолотного дела следует брать толстые стебли и разрезывать их на части таким образом, чтобы все узлы были удалены, так как при шлифовании они могут мешать. Нарезанные стебли размягчают в воде и при употреблении связывают в пучки или же прямо в руке зажимают несколько стеблей.

КЕЛЬНСКАЯ ЗЕМЛЯ

   Иначе называется: кельнская умбра; Kölnererde, Kölnische Umbra, Kasselbraun, Kölnischbraun Spanischbraun, brun de Cologne, ombrede Cologne, brun de Cassel и т.д. - землистая краска красновато-коричневого цвета. В первый раз была найдена и добыта около Кельна,- почему и получила свое название. Почти такая же краска добывается близ Касселя. Кельнская земля получается также в Тироле, в Испании, в Тюрингии и других местах. Краска эта отличается очень хорошими качествами и большой интенсивностью. Искусственно получается из бурого угля,- кипячением его с едкой щелочью и осаждением из раствора кислотою красящих веществ. Встречается в тоговле в сухом виде и в виде теста(Kasselbraun en pate). Сухая краска очень трудно растирается. Тестообразная же краска отличается большой нежностью, и только эту краску с преимуществом можно употреблять для разрисовки жилок при фабрикации полированного листеля.

Кельнская земля с успехом заменяется торфяною землею, пропитанной болотной рудой. Такая земля обрабатывается в Новгородской губернии в с. Соколове и дает очень хорошую коричневую краску. Не так давно такая же земля найдена в Кинешемском уезде Костромской губернии в имении одного частного лица.

ХРОМОВО-КАМПЕШЕВАЯ КРАСКА

   К отвару кампешевого дерева прибавляют такое количество хромо-кислого калия, чтобы жидкость приняла черно-синий цвет. Если при этом взять желтый хромо-кислый калий, так называемый средний, то в жидкости не образуется никакого осадка в течение долгого времени.
Приготовляется краска следующим способом:
Отваривают одну весовую часть настроганного кампешевого дерева в 10 весовых частях воды.
Можно также вместо приготовления отвара брать готовый кампешевый экстракт.

   Для получения краски к одной бутылке отвара прибавляют ¼ золотника желтого хромо-кислого калия, и жидкость сохраняют в хорошо закупоренной стеклянной посуде.
Перед употреблением, 8-15 золотников кампешевого экстракта растворяют в 1 бутылке дождевой воды, фильтруют раствор через частое полотно и прибавляют к нему, все время, помешивая, ¼ золотника желтой хромовой соли. жидкости перед употреблением дают выстояться в продолжение суток. Эти краски весьма скоро портятся, особенно в летнее время; во избежание этого к ним прибавляют незначительное количество сулемы.

   Эта краска, по своей нежности и красивому глубоко-черному цвету, предпочтительнее всех остальных и даже самой чистой сажи, почему мы ее особенно рекомендуем для карнизов, багет, рам и других деревянных изделий.
Красный мел (Болюс) иначе Terra Sigilata, Bol, Stigauererde, Armemche Erde, представляет собой землистую краску кровяного цвета. Она добывается в Болгарии, Прирейнской Пруссии и некоторых местах Германии. Ее продают или в виде мелкого порошка, называемого красным мелом, или же в виде кусков,- Болюсе,  который есть не что иное, как маложирная глина, окрашенная безводной окисью железа.

   Он содержит песчаные частицы, от которых может быть освобожден отмучиванием. В огне цвет его переходит в серый или черный. Употребляется болюс для приготовления полимента и для окраски загрунтовки при изготовлении полированного листеля. Мумия, крокус или колькотар, Enqelrot. Braunrot и т.д.

   Употребляется, как и предыдущий материал для окраски загрунтовки. Получается как побочный продукт при приготовлении серной кислоты из железного купороса. При накаливании в ретортах железного купороса, в остатке получается красная окись железа – колькотар, или Caput mortuum. Этот остаток хорошо измельчается, промывается в воде и затем или отмучивается, или еще раз измельчается. Для позолотного дела употребляются самые чистые сорта этого материала, т.е. по цене самые высокие.
   Другие сорта получаются накаливанием кальцинированного железного купороса с селитрой. Затем, окислением железных опилок и осаждением щелочью, из раствора соли окиси железа бурого осадка водной окиси железа, которая при накаливании (даже при кипячении в воде, т.е. ранее 100*) легко выделяет воду, переходя в безводную красную окись железа.
Крокус бывает и натуральный, представляя собой железную руду, содержащую окись железа с примесью кремнезема и глинозема; добывается в Богемии, Штирии и Испании и поступает в торговлю кусками и в порошке.

ШЕЛЛАК

   Образуется на молодых побегах некоторых пород Ост-Индских фикусов. Самка лакового червеца, присасываясь к ветвям растения, добывает из уколов смолистый сок, который облекает насекомое и затвердевает. Некоторое время спустя, в ячейке имеющей величину  пшеничного зерна, вместо самки можно видеть красивую красную жидкость, а через несколько месяцев в этой жидкости появляются 20-30 личинок, которые затем пробуравливают отверстия и выходят наружу.

Эти ячейки, образовавшиеся из насекомого и смолистой жидкости, собираются и, не будучи удалены с ветвей поступают в продажу под названием шток лака. Смола собирается до выползания личинок, чтобы сохранить, употребляемое в красильном деле красное красящее вещество.

Шток лак крупно дробится и кипятится в воде с примесью соды. Красящее вещество растворяется, и остающаяся смола поступает в продажу под названием гуммилака (кермер-лака).

Последний еще не совсем чист; он содержит частицы коры, древесины и некоторые другие вещества, которые удаляются при помощи плавления и прессования через мешки. При этом смоле дают стекать на листья растения, называемого Musa paradis; aca; по охлаждении этой смолы, она и образует шеллак. Раствор в спирту лака в зернах имеет несколько иные свойства, чем спиртовой раствор шеллака, вследствие изменения последнего процессом плавления.

Раствор лака в зернах даже при низкой температуре гораздо светлее, нежели раствор шеллака, причем  дает покрытие с большим блеском и более прочное, чем последний. Очевидно, что кернер-лак предпочтительнее шеллака, если только его возможно достать. От примесей он очищается вторичным процеживанием и фильтрованием.

В продаже существуют несколько сортов шеллака, которые зависят от чистоты его остающейся еще в нем окраски. Продают красный лак, бурый, оранжевый шеллак и лак совершенно светлый.  Из последнего красящие вещества удалены совершенно. Это достигается растворением шеллака в растворе буры и обработкой раствора хлором, или фильтрованием шеллака сквозь угольный порошок. Существует еще, так называемый рафинированный шеллак, имеющий желтоватый цвет.

Белый шеллак употребляется только для покрытия светлоокрашенных предметов. Доброкачественность его испытывается растворением в спирте. Старый шеллак растворяется мало или совершенно не растворяется, тогда как добытый сравнительно недавно растворяется вполне даже в холодном алкоголе. Это же относится и к кермер-лаку. Некоторые сорта растворяются совершенно только спустя недели и месяцы, и можно думать, что причина здесь та же, как и в первом случае.

Очень часто в шеллак подмешивают канифоль или сосновую смолу. Обнаружить подмесь можно, слабым раствором шеллака в растворе буры. В случае чистого шеллака раствор получается достаточно прозрачным и дает лишь ничтожное количество смолистого осадка (1-2%).

   Если же раствор мутен и выделяет большое количество осадка ( 5-8%), то это служит признаком присутствия в шеллаке других смол.

Иногда надо определить, содержит ли данный лак или покрытие, им сделанное, шеллак. Для этого существует следующий способ.

В шеллак кроме нескольких смол, различающихся между собой по растворимости в эфире и спирте, а также кроме жира, воска и составных частей золы, содержится еще красящее вещество кокцин, очень сходное с красящим веществом кошенили. Так как при этом смолы из которых главным образом состоит шеллак, не охарактеризованы достаточно ни по отношению друг к другу, ни по сравнению с другими смолами, тогда как , напротив кокцин показывает характерные реакции в каждом даже самом светлом, но только не искусственно отбеленном сорте шеллака,- то на присутствии этого красящего вещества и может быть основана проба на шеллак.  Растворы кокцина в минеральных и органических кислотах имеет светло-красный цвет, который переходит в фиолетово-красный при пресыщении раствором щелочью.

При испытании на шеллак спиртового раствора смолы, как напр. Лаков, употребляемых позолотчиками, переплетчиками, модельщиками и т.д., этот раствор смешивается с водной соляной или уксусной кислотой, и мутная жидкость нагревается до тех пор, пока она опять не посветлеет, и вся смола не сплавится в один комок. После этого жидкость сливается или отфильтровывается, и к ней прибавляется избыток аммиака; в присутствии шеллака, жидкость окрасится в фиолетово-красный цвет. Так же поступают, если предполагают присутствие шеллака в данном щелочном растворе.

Когда надо обнаружить присутствие шеллака в других смолах, например в сургуче, то приготовляют спиртовой раствор исследуемого вещества, профильтровывают его и с фильтратом поступают также как и в первом случае. Если надо исследовать лаковое покрытие какого-либо предмета, то соскабливают для пробы небольшое количество лака, далее поступают, как сказано выше. Этот способ настолько точен, 1/100  грамма (около 1/400 зол.) самого свежего из продающихся сортов шеллака даст при пробе совершенно ясную реакцию.

МАСТИКА

   Смола одного дерева (Pas Tacia dentiscus), растущего на берегу северной Африки, юге Европы, и некоторых островах (Хиас и др.).

В продаже существуют два сорта мастики: отборная, в слезках и обыкновенная или сортовая. Последняя содержит в себе частицы песку и коры; первая же совершенно чиста и представляется в виде зерен величиной с горошину, имеющих в изломе стеклянный блеск и приятный запах. Если жевать эти зерна, то они различаются, что служит признаком их доброкачественности. В последнее время добыча этой смолы уменьшилась, и она стала довольно дорога.

Мастика плавится при 144 гр., в холодном спирте растворима только отчасти, в горячем – совершенно. Также растворима в эфире и эфирных маслах. Жирные масла совсем не растворяют мастики.

Мастика  прибавляется к хрупким смолам, чтобы сделать их более гибкими и способными к полировке. В мастику примешивают часто сандарак, который узнается по большим удлиненным и желтее окрашенным зернам. Если бросить на горячие уголья подозрительные зерна, то сандарак выделяет запах совершенно непохожий на запах настоящей мастики, также брошенной на уголья.

САНДАРАК


   Также добывается из растения, родина которого Северная Африка. Это продолговатые зерна бледно-желтого цвета с бальзамическим терпентинным запахом; зерна эти, как и мастики хрупки, прозрачны и в изломе имеют стеклянный блеск. В теплом чистом алкоголе сандарак растворяется почти совершенно, в терпентинном же масле растворяется не вполне. Но если сандарак предварительно расплавить и затем уже прибавлять мало-помалу горячего масла, то при этих обстоятельствах он вполне растворяется как в жирных, так и в эфирных маслах.

Сандарак для спиртовых лаков один не употребляется, так как он слишком хрупок; к нему прибавляют какую-либо мягкую смолу, например, элеми, терпентин и т.д. Приготовленные из сандарака спиртовые лаки отличаются лучшим блеском, чем даммаровые, о которых мы скажем ниже. Они, однако, скоро густеют и потому их  должны наносить теплыми.

Подделывается сандарак отбросами даммары и копала. Для лучших сортов лака следует выбирать самые красивые зерна, которые тщательно промываются в воде и затем высушиваются.

 

источник:  Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л.П. Шмидт

 



От: Максименко В.А.,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    Предыдущая и следующая статья:
    « Материалы для золоченияМатериалы для золочения (продолжение) »

    Разделы фотогалереи:


     
     
     Мебель для детской комнаты

    Мебель для кухни

     Мебель для ванной комнаты

       
     Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса