Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Декабрь 24, 2013

Материалы для золочения (продолжение)

 
КАНИФОЛЬ.

Добывается из разновидностей сосен, растущих в Нижней Австрии; во Франции, в Северной Америке и вообще всех хвойных средней и северной Европы, из надрезов и трещин коры вытекает светлая, густая жидкость, называемая терпентином, а также живицей или растительной серой. Терпентин представляет собой раствор смолы (канифоли) в терпентинном масле, или скипидаре. При перегонке с водой, терпентинное масло отгоняется; в остатке получается канифоль – твердая, хрупкая и прозрачная смола, цвета от светло-желтого до темно-бурого; она имеет аморфное сложение и раковистый излом. Канифоль размягчается при 55градусов Р., плавится при 110-120градусов Р. Растворяется в спирте, эфире и в жирных и эфирных маслах. Канифоль, как самая дешевая из смол, имеет применение в производстве лаков в виде подмеси к другим смолам.

ТЕРПЕНТИН.

Как только что сказано, он представляет собой раствор смолы в терпентинном масле. Смотря по породе и возрасту дерева, способу собирания, а также в зависимости от климата и времени года, свойства этого продукта бывают различны. В торговле встречаются следующие сорта терпентина:
 
1) Немецкий терпентин. Имеет, как и большинство сортов, противный запах; непрозрачен и вязок, добывается в Германии из тамошних сосновых пород.
2) Французский терпентин добывается около Бордо из Finus  maritima; он белый и очень густой, а на вкус противен.
3) Страсбургский терпентин прозрачен и довольно жидок. Получается из Abies pectinata.
4) Венгерский терпентин бледно-желтого цвета прозрачен и жидок с остропряным запахом.
5) Венецианский терпентин, желтоватого цвета со слабым лимонным запахом.
6) Канарский терпентин. Тягучий и совершенно прозрачный, имеет довольно приятный запах.
 
Американский терпентин цвета желто-мутного, на вкус горек. Терпентин растворяется в спирте, эфире, жирных и эфирных маслах. Лучшим считается венецианский терпентин.

СКИПИДАР.

Добывается или перегонкой терпентина с водою или же сухой перегонкой хвойных пород (в простонародье называемого смольем, т.е. засохших смолистых стволов, сучьев, пней и т.п.) очищенный скипидар бесцветен, очень летуч и кипит при 125оР. В воде не растворим, соединяется со спиртом и эфиром. Смолы растворяет почти все.
 
В продаже существуют несколько сортов скипидара; русский, французский, немецкий и американский. Благодаря тому, что скипидар растворяет смолы, он находит широкое применение в лаковом производстве. Лаки, содержащие скипидар быстро сохнут и при высыхании дают блестящие поверхности. Они дешевле масляных лаков, но слабее их; уступают по своим качествам и спиртовым лакам.

ВИННЫЙ СПИРТ (ИЛИ АЛКОГОЛЬ).

Употребляется в позолотном деле для приготовления спиртных лаков. Для этой цели он должен быть крепостью 97-98градусов по Траллесу. (Траллес, это  особый градусник, показывающий процентное содержание воды в спирте. Чистый спирт должен иметь 100 градусов. Но так как на воздухе он быстро испаряется, и поглощает влагу, то абсолютно чистого спирта не существует.)   
 
Для получения такого спирта из менее крепкого, предлагают следующий способ, основанный на том, что животный пузырь (от рогатого скота) имеет свойство пропускать через себя воду и не пропускать спирта.
 
Берут большой бычий пузырь, размягчают его в воде и освобождают от жира с обеих сторон. Высушив затем пузырь и покрыв его 2 раза или 4 раза снаружи и изнутри раствором рыбьего клея, наливают в него опять таки после предварительного высушивания, очищенный спирт и крепко завязывают. Если теперь повесить пузырь к нагретой печке, а летом – прямо на солнце, то в промежутках между 6 и 12 часами спирт теряет наибольшую часть содержащейся в ней воды. Один и тот же пузырь можно употреблять в дело до 100 и более раз – обезвоживание спирта можно вести и в сосудах, обтянутых животным пузырем; только в этом случае операция продолжается более долгое время.
 
Спирт или точнее этиловый спирт представляет собой бесцветную жидкость со жгучим вкусом и острым запахом. Кипит при 62 ½ градусов Р.Воспламеняется легко, сгорая голубоватым еле видным пламенем без копоти. Из воздуха поглощает влажность и смешивается с водой во всех пропорциях.

ЭФИР.

Этиловый эфир или обыкновенный неправильно называемый серным эфиром, образует при действии, в определенных условиях серной кислоты на этиловый спирт. Он представляет собой бесцветную, очень подвижную жидкость резкого запаха и жгучего вкуса; кипит при 28оР., весьма быстро улетучивается, вызывая сильное охлаждение. Легко горит светлым коптящим пламенем, превращаясь в газ и смешиваясь с воздухом, при соприкосновении с огнем производит взрыв. Со спиртом смешивается во всех пропорциях. При вдыхании опьяняет также как и алкоголь. Эфир растворяет все смолы, даже каучук и гуттаперчу.
  Так как эфир очень легко воспламеняется, то нагревание надо производить чрезвычайно осторожно, на самом маленьком огне так чтобы пары эфира ни в каком случае не могли воспламениться и произвести взрыв. Ввиду сильной улетучиваемости, эфир, при растворении смол, один не употребляется. А только в смеси с терпентинным маслом и спиртом.

ЛИСТОВОЕ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО

Необходимейшим материалом в позолотном деле само собой разумеется, является листовое золото и серебро.
Это чрезвычайно тонкие листки, выкованные из этих металлов, причем толщина их бывает различна. Слишком тонкие листы просвечивают, и лучи проходящего света окрашиваются в смарагдово зеленый цвет. В серебре, называемом двойником, т.е. выбитом из золота и серебра, прозрачность меньше.
 
Изготовление сусального золота сосредоточивается преимущественно в Москве и ее окрестностях. Наибольшее количество доставляет Петербург и некоторые другие города России. Считаем небесполезным познакомить читателей с производством листового золота и серебра.
 
Определенного веса небольшие брусочки золота пропускаются между двумя вращающимися валиками, пройдя которые они выходят в форме ленты. Эти ленты, навитые на дощечки, проковываются на наковальне и затем свертываются в трубочки. Эти трубочки  прожигают на угольях, развертывают и раскатывают в пластинки. Весом каждая около двух золотников, и размером около 6 дюймов в длину и 3 в ширину. Такое вальцованное золото носит в торговле название «жеребье». Обыкновенно для выделки, как золота, так и серебра мастерами покупается уже готовый материал в виде отесанных пластинок или «жеребьев», указанных размеров. «Жеребья» подвергаются целому ряду операций, причем смотря по тому какой именно сорт сусального золота хотят получить берут пластинки в том или ином весовом количестве.

Так для «полузолотникового» золота (вес книжки ½ зол.), берут 5 ½ жеребьев, т.е. 10-10 ½  золотников; при весе 10 зол.- пластинки разрезываются на 30 по возможности равных частей; при весе в 10 ½ зол.-  на  32 равные части. Затем листки проковываются между пленками, выделываемыми из кожицы или плевы, снимающейся с печени убитого скота; преимущественно употребляют крупные пленки от черкасских быков.
 
Пленки предварительно известным образом подготавливаются с целью очищения; их промывают в воде, вымачивают в щелоке и квасят в так называемых «квасах» или «киселях», составляемых из овсяной и крупитчатой муки, воды и дрожжей. Квасят в теплом месте в бочке, – в которую погружают от 3 до 4 тысяч пленок на срок до ½ года (например, с ноября по мая). За это время пленки делаются нежными, тягучими и просвечивающими. Их вынимают, промывают в воде и лицевой стороной кладут на особого рода лотки. На которых их и разравнивают, и очищают с лицевой и изнаночной стороны от всех нечистот.

Очищенные пленки растягиваются на этих лотках и высушиваются под влиянием солнца на открытом воздухе.
Из высушенных пленок собирают "подводки" и "снасти".
 
Подводок представляет собой пачку листков пленок худшего качества, а также получаемых из брака и обрезков. Первый или малый подводок состоит из 200 листков каждый ¼  дюйма длиной и 3 дюйма ширины.
Второй или большой подводок - из такого же количества листков, но большего размера. А именно 5 ¾  дюйма в длину и ¼ дюйма в ширину.
 
Подводки служат для первой подготовительной проковки золотых листков. Для последующих операций применяются снасти, которые составляются из листков пленок мерою в 7 дюйм в длину и 5 ½  в ширину. На снасти идут пленки лучшего качества. Причем листки их, прежде чем будут сложены в пачки, натираются с лицевых сторон или охрой - снасть с красным подкрасом. Или что редко алебастром - снасть с белым подкрасом.
 
При употреблении снасти листки ее располагаются так, чтобы каждые два были повернуты друг к другу лицевыми сторонами. К каждой снасти и к каждой подводке сусальщик вырезывает застенки, т.е. 2 надлежащей меры листка из животного пергамента кожух или сумку, в который и вкладывается сбоку, полная пачка пленок закрываются клапаном и разбиваются сначала без золота. Золотые листки предварительно протертые сукном чтобы не осталось жирных пятен от рук.

Кладут первоначально в малый подводок между лицевыми сторонами пленок. Подводок прикрывают пергаментными застежками, вкладывают в сумку и расколачивают мало-помалу плоским молотком на шлифованном камне из кремния или гранита выделанного в обрубке дерева. Подготовительная подготовка продолжается около 3 часов. До тех пор пока пластинки золота не разобьются во всю величину подводка. После чего их вынимают, рассортировывают и разрезают каждый пополам. Получается 64 листка и последние кладутся опять в подводок и проковываются тем же молотком в течение двух часов. Вновь вынимают и вновь разрезывают пополам. Эти 128 листков проковываются уже в большом подводке сначала плоским, а потом острым молотком. Из большого подводка вдвое разрезанные листки, т.е.256 листков переносятся в две круглых снасти, в которых их разбивают одним острым молотком.

Такого рода операция при последовательном разрезывании листков на число вдвое больше  и при исправлении появляющихся на них дырочках или свищей повторяется еще два раза. Причем во второй раз листки бьются исключительно для уничтожения ряби и выравнивания свищей.
 
Это производится в снасти высушенной в особо устроенном забое представляющий собою квадратный брус, сделанный из сухой березовой колоды и имеющий в длину полтора аршина. В нем по длине выдалбливается желоб, в который и вкладываются снасти. Забой служит также и для опрессовывания листков вложенных в снасть и для опрессовывания книжек наложенных золотом. Сумки со снастями укладывают в забой последовательно друг, с другом перекладывая дощечками. Затем снимают их бруском или колодкой и все закрепляют и еще более спрессовывают клином, пропускаемым через отверстия сделанным в верхней части забоя. По выходе из последней снасти листки золота в количестве 1024 штук сортируются на верстаке и обрезываются по мерке и вкладываются в приготовленные книжки из неклееной очень тонкой бумаги. В каждой такой книжке обыкновенно помещают по 60 листков золота.
 
Таким же точно способом выбивается и серебро.

Заграницей производство сусального золота происходит несколько иначе. Тонкие пластинки металла по 3 см в длину и ширину, т.е. квадратные кладутся в количестве 50  или 60 штук между тонкими и гладкими листами пергамента и проковываются на гранитном камне 10 фунтовым молотком. Пергаментные листы вкладываются в несколько пергаментных же футляров и образуют собою "форму". Золотые или серебряные пластинки проковывают до тех пор, пока плоскость их не увеличится втрое. Когда это достигнуто листки вынимают из "формы", разрезывают каждый из них на 4 равные части. Затем прокаливают в жестяной коробке и раскладывают их в две формы в каждую по 100 (если вначале было взято 50 пластинок) листков.

В этих вторых формах их разбивают более легким молотком и опять до вышеуказанных размеров, т.е. до тройной величины. Вынув прокованные листки из форм, золотарным ножом и разрезав их на золотарной подушке, на число вчетверо больше кладут в третью форму от 800 до 900 штук. Эта форма делается из нежных верхних пленок слепой бычьей кишки, - для чего натягивают на раме по две, лежащих одна на другой, сырых пленки, которые при высыхании склеиваются между собой. Такие склеившиеся пленки промывают в квасцовом растворе и промазывают сначала раствором рыбьего клея в белом вине, а затем белком. Подготовленные пленки разрезывают на части надлежащей величины, кладут их между гладким листами пергамента или бумаги и ударяют по ним молотком; благодаря этому, они делаются глаже.
 
Переходя в третью форму от 12 до 14 см в квадрате, золотые или серебряные листки (в количестве,положим,800) проковывают до тех пор пока края их, не достигнут краев формы; их вынимают тогда деревянными щипчиками и каждый листок разрезывают на 4 равные части.Таким образом, получается 3200 листков, из которых около 10% являются непригодными.
 
В четвертые формы (или вторым пленчатые такого же размера) кладут по 800 листков и опять расковывают их до размеров формы (в длину и ширину). Вынутые теперь листики окончательно разрезываются каждый на 4 квадратных куска, и полученные листочки раскладываются в маленькие книжечки из тонкой не проклеенной бумаги по 20 или 25 штук в каждую; 12 таких книжек составляют «пачку» или «книгу».

Таким способом золото обрабатывается или в таком виде или же в виде сплава с серебром или медью,смотря по тому, какого цвета, хотят получить листки.
 
Серебро же обрабатывается только в чистом виде, а поталь (поддельное золото) из сплава меди с цинком.
 
Для того чтобы листки получились тонкими и мягкими в то же время достаточно плотными, их надо чаще накаливать; прокаливать же необходимо возможно равномернее. Особенной опытности мастера требует проковка в последней форме. Так как пленковые формы жадно поглощают влагу, то при каждом употреблении они должны быть нагреты, в противном случае листки получатся матовые или с матовыми пятнами.
 
В продажу поступают следующие сорта сусального золота.

Трехчетвертное золото, самое плотное и тяжелое; вес золота в книжке ¾ золотника. Для выбивки его берут 14 ½ зол. жеребьевого золота, делят на 30 частей и поступая вышеописанными способами получают 16 книжек (960 листков) сусального золота, весящих 12-12 ½ золотников; остальные 2-2 ½ золотника идут в обрезки.
Трехчетвертное золото употребляется для позолоты крестов, куполов и т.п.
 
Полузолотниковое, вес книжки, как показывает название, равен ½ золотника. Берут 10 золотников жеребьевого золота и делят на 30 частей, из которых получается 16 книжек сусального золота весом 8 золотников; 2 золотника уходят на обрезки. Употребляется это золото также для золочения куполов и т.п. остальные сорта золота не выражают веса сусального золота, находящегося в книжке, а показывают только вес жеребьевого золота, взятого для передела в 17 книжек.
 
Девятизолотниковое золото получается из 9 золотников жеребьевого. За исключением обрезков вес 17 книжек равняется 7 золотникам.
 
Восьмизолотниковое золото. Вес 17 книжек не более 6 зол. Эти сорта идут на позолоту иконостасов, киот, рам и т.д.
 
Семизолотниковое золото – вес книжки 5 ½ зол. Идет для золочения более дешевых рам.
 
Шестизолотниковое золото – вес 5 золотников употребляется для багет, карнизов и т.п.
 
 

Серебро

Серебро существует в продаже 2-х сортов.
 
Трехчетвертное, т.е. весящая  ¾ золотника книжка (60 листиков) и четверть золотниковое – вес книжки ¼ золотника.
 
Золото, выкованное вместе с серебром, как мы уже говорили, называется двойником; имеет одну сторону золотую, а другую серебряную. Цвет первой хуже цвета сусального золота. Употребляется как более дешевый материал, для таких работ как позолота переплетов книг, книжных корешков и т.п.

Поддельное сусальное золото – поталь и шумиха – выбивается из очень ковкого сплава, состоящего из 11 частей меди и 2 частей цинка или из 12 частей меди и 3 частей цинка. В дело идет у нас поталь берлинская или французская. Первая поступает в торговлю в большинстве случаев в неразрезанных листках, а вторая – в виде пачек, в каждой по 10 книжек, подобных книжкам золота.
 
В выработке потали в последнее время сделаны значительные успехи. Ее выбивают настолько чистой, мягкой и тонкой и имеющей цвет, столь близко подходящий к цвету золота, - что вызолоченные ею предметы имеют вид вызолоченных настоящим золотом. Кроме того такая позолота, покрытая лаком, приобретает почти прочность настоящей, если только предметы, не подвергаются внешним влияниям влаги, жары и т.п. могут испортить лаковое покрытие и позолота потускнеет.

В этой главе мы описали материалы, наиболее важные в позолотном деле или наиболее заслуживающих предварительных знаний о них. Что касается других материалов, которыми также пользуются позолотчики, то они не вошли в описание отчасти как не требующие в данном случае более или менее близкого знакомства с ними, а отчасти как применяемые только при некоторых способах или при некоторых работах.
 
Необходимые указания относительно некоторых из них материалов будут даны в последующем изложении, в тех местах, где о них будет упоминаться.



От: Максименко В.А.,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



    « Вернуться
    Предыдущая и следующая статья:
    « Материалы для золочения (продолжение)Фабрикация полимента и лаков »

    Разделы фотогалереи:


     
     
     Мебель для детской комнаты

    Мебель для кухни

     Мебель для ванной комнаты

       
     Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса