Театр начинается с архитектора
Через десять лет после ввода в строй малой сцены Большого театра, над проектом которой работал Моспроект-2, институт приглашен к участию в реконструкции главного здания. На объекте уже пять лет трудились строители, когда перед мастерской № 14 Моспроекта-2 была поставлена задача: в предельно сжатые сроки разработать интерьеры ряда помещений зрительской зоны театра и репетиционных залов.
«С первых дней проектирования стало очевидно, что первым делом нужно решать проблемы архитектурно-планировочного характера, обеспечение эвакуации, несоответствие проектных решений нормативным требованиям, а также проблемы, связанные с подготовкой новых технологических заданий с участием технических и творческих коллективов театра», - рассказывает руководитель мастерской Павел Андреев.
По словам архитектора, ситуация с проектированием балетных залов была более или менее понятна и ограничивалась разработкой интерьеров с учетом организации освещения, вентиляции и звукового сопровождения. В связи с этим с целью организации эвакуационных проходов и удобного сообщения с оркестром в большом репетиционном зале пришлось частично изменять расстановку зрительских мест в амфитеатре.
Однако наибольших усилий от архитекторов потребовало планировочное решение подземного концертно-репетиционного зала на 300 мест, который должен вмещать так называемый большой вагнеровский оркестр, состоящий из 130 музыкантов и хора.
Пространство зрительской зоны обязано было удовлетворять многочисленным требованиям, выдвинутым дирекцией театра, которую не устроило имевшееся на тот момент проектное решение.
Новые площади должны были выполнять функцию театрального фойе с меняющейся кубатурой пространства зала, обеспечивая тем самым возможность проведения разного рода общественных мероприятий, концертов, репетиций хора и оркестра, предполагающих различные требования к звучанию музыкальных инструментов или вокала. Необходимым требованием стал полный комплекс мер по шумо- и виброзащите, акустической настройке, при строжайших нормах к звукоизоляции в ходе записи концерта.
Параллельно с функциональными проблемами решались задачи удобства передвижения зрителей и обеспечения безопасности пребывания и эвакуации людей с уровня, находящегося на 15 метров ниже отметки земли. С этой целью проектировщиками 14-й мастерской было предложено установить дополнительные эскалаторы и выполнить аварийные выходы на Театральную площадь.
К реализации идеи, предложенной Моспроектом-2, строители приступили в 2010 году, когда несущие конструкции зала были уже выполнены, что создавало дополнительные сложности и ограничило возможности решения поставленных задач.
Оригинальным решением стала идея трансформации пространства, создаваемого подвижным полом фойе, состоящего из пяти вертикально-перемещающихся платформ, которые и формируют общий объем зала и его зрительскую часть - амфитеатр. Причем зал различной конфигурации, что важно для организации раздельных репетиций оркестра и хора и достижения необходимого качества звучания. Сдвигающиеся блоки раздвижных трибун с креслами для зрителей позволили формировать расширенную зону для размещения хористов и зрителей.
«Работа архитекторов, проектировщиков была крайне сложной и невероятно интересной. Для ее реализации потребовалось сочетание инженерных решений с уникальной для строительства и практически инструментальной точностью. Разработанное решение по выполнению интерьеров подземного театра - всего общественного пространства - было реализовано благодаря мастерству строителей и качеству поставляемых отделочных материалов, изготовлявшихся по специальному заказу.
Несмотря на многочисленные сложности и предельно сжатые сроки выполнения работ, все идеи эти стали реальностью. Большую роль здесь сыграла слаженность совместной работы нашей мастерской с авторами проекта реконструкции всего театрального комплекса Большого театра - архитекторами и инженерами института «
Куротпроект», технико-технологическими службами Большого театра, заказчика и строителями», - подчеркивает г-н Андреев.®