Опубликовано: Май 13, 2012
Русская мебель в XIX веке, от ампира до модернаМебель в России прошла путь от классицизма до модерна. В 40-е годы XIX века начались частые изменения в декоре мебели. Декор менялся так часто, что можно было разориться, меняя обшивку, да и саму мебель. В эти годы был распространён принцип эклектики - сочетание подчас несочетаемых стилей. Даже в приделах одной комнаты можно было увидеть мебель разных стилей и направлений. Первое десятилетие позапрошлого века приняло тенденции XVIII века. А в дальнейшем тенденция получила дальнейшее развитие. Эту мебель относят к эпохе позднего классицизма. Тенденция создавать мебель в этом стиле существует в данный момент в различных мастерских. В 20-е и 30-е годы позапрошлого века в моде был ампир. После войны 1812 года этот стиль прекрасно отражал настроение той эпохи. В. Стасов и К. Росси также применяли этот стиль при создании загородных резиденций и дворцов, придавая зданиям великолепную изысканность. Мебель тех лет вызывает ассоциации с античным искусством, напоминает о Древней Греции и Риме.
Начиная с 30-х годов происходит резкое упрощение декора. На создание мебели уходят не только дорогие породы деревьев, но и дешёвые, декорированные под дорогие. Рельефная резьба продолжает оставаться украшением. Теперь она, имея общий тон с окружающими предметами, словно сливается с ними. Её не тонируют и не золотят. Входит в моду использование готических мотивов. Впервые для обивки используют ситец, сначала английский, потом русский. В 50-е годы появилась новая мебель которую назвали в честь Гамбса, владельца мебельных мастерских Петербурга. В 1849 образцы новой мебели были представлены широкой публике. Ножки и спинки украшались полированной позолотой. Сама мебель содержала в себе элементы барокко. В эти годы появились стёганые спинки. Обивку мебели начинают подбирать в тон обивки стен. Часто декор стен меняли после того, как была подобрана мебель. Новая мебель очень удобна и комфортабельна. В конце века в России в моду входит мебель позднего барокко. Её иногда дополняют другие стили. Вот тогда и наступает расцвет эклектики. Бронза с позолотой достигает в это время пика популярности. Мебель в это время украшают резными цветами и другими замысловатыми узорами. На мебели появляются фарфоровые накладки и медальоны. В моде пасторальные сцены. Мебель инкрустируют перламутром и костью, а также цветными металлами. В те годы были изобретены специальные химические массы для создания рисунка, похожего на черепаховый панцирь. Теперь «дорогую» мебель могли себе позволить даже крайне небогатые люди. В качестве обивки используют бархат. В домах 70-80-х годов появилась мебель, называемая «кутаная». Грубо сколоченная конструкция была обита специальной толстой тканью. Сверху такую мебель украшали различные рюши, оборки, кисточки, вышивки и т.д. В столовых и кабинетах того времени модно было ставить гарнитуры, похожие на гарнитуры эпохи Возрождения. Её дополняли кожами с позолотой испанской, итальянской и французской работы. В конце века появилась мебель в русском стиле. В столовые было модно ставить «крестьянские» столы на высоких подстольях. Другая мебель также была похожа на грубые «крестьянские» кровати, лари и т.д. На рубеже позапрошлого и прошлого веков появился стиль модерн. В него вплетается древнерусский стиль. В качестве украшений на мебели снова используют цветы, листья и травы. В употребление входят бук, ясень и серый клён. Мозаика из цветного стекла также занимает своё место в декоре. Используются аппликации. В подмосковном имении Мамонтовых была создана кустарная мастерская под руководством Е. Д. Поленовой. Она изучала русскую народную мебель и создавала свою по мотивам народных форм. Мебель Поленовой отличает богатый орнамент в народном стиле, нечто похожее на декор русских прялок. В начале прошлого века в усадьбе Талашкино открыли художественные мастерские. Там работали такие известные художники, как Врубель, Рерих, Малютин. Они создавали мебель с растительным орнаментом, в духе русских народных сказок. На этой необычной сказочной мебели можно было увидеть резьбу с изображением фантастических животных. Эту мебель характеризовали как северный модерн. Перед революцией в моде странный сплав неоклассицизма и строгого модерна. Прошлый век уже ушёл, а новый не успел начаться. Мебельный декор никак не может определиться, каким веяниям моды следовать: с одной стороны официальная смена строя ещё не произошла, а с другой стороны - революция уже неизбежна. Спинки стульев в это время украшены решётками с вертикальными делениями. Дерево чаще всего покрывают краской цвета слоновой кости. Мебель обтягивают тканью с вышивкой в виде бледных роз. Например, стулья, сделанные в мастерской Якунчиковой. В это время в моду входит французский ампир.
От: Сергей Меркулов,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|