Опубликовано: Апрель 3, 2012
Как превратить моногород с градообразующим электроламповым заводом в претендента на звание столицы мирового дизайна? Об этом знают жители города Эйндховен. В эти дни там проходит Неделя голландского дизайна. Триста мероприятий на шестидесяти пяти площадках, в которых участвуют не только полторы тысячи дизайнеров, но и сто шестьдесят тысяч туристов. Для города с населением в 200 тысяч жителей - цифры впечатляющие. Но дело не только в цифрах, в этом убедились корреспонденты «Новостей культуры». Материал бесценен, а труда не жалко - на этом принципе Пит Хайн Эк построил свою студию дизайна и совершенно безотходное производство. «Мы собираем всё, что остальные выбрасывают, и делаем из этого вещи, - говорит дизайнер. - Наши собственные мусорные баки пустуют». Большой экономист, один из своих стеллажей он назвал 99 целых 12 сотых процента - это значит - отходов при его изготовлении совсем ничего, но и им, можно не сомневаться, найдут применение. «Лоскутная» мебель Пита Хайн Эка - икона голландского дизайна. Экологичного, социально-ответственного, критичного по отношению к условиям производства. Его вещи объединяет не стиль, а вера в необходимость сохранения энергии. Ни материалами, ни идеями не разбрасываться - всё в дело. «Места у нас немного, ресурсов тоже. А вдруг дерево, из которого я собираюсь вырезать стул - последнее на свете?» - говорит Пит Хайн Эк. А вот отходы в отличие от ресурсов не иссякают. И что с ними голландцы только не делают! «Наше изобретение - макулатурное дерево, - рассказывает дизайнер Ариан ван Радсховен. - Нераспроданные тиражи газет мы превращаем в пенёк, его можно распилить вот так. Свойства у этого материла, как у древесины». Слово «ресайклинг» они заменили на «ап-сайклинг» - сырьё здесь не перерабатывают, а совершенствуют. Дизайнер Дирк ван дер Кой показывает крошку, которая образуется при переработке холодильников: «Мы ее просеиваем, плавим, пишем программу для 3D принтера, и он одной непрерывной линией рисует наш стул». Процесс завораживает, собирает болельщиков: 400 метров пасты из холодильничной крошки, полтора часа времени - и вот «бесконечный стул» Дирка ван дер Коя - не только под потолком его студии висит, но и на премию «Золотой глаз» претендует. Наравне с игольчатой тканью, придуманной Бартом Хессом для Леди Гага и программой, которая визуализирует финансовый кризис. Вручение премии - одно из событий фестиваля голландского дизайна. Район Страйп голландского города Эйндховен - фабричный, вокруг фабричные корпуса, но ходят по этим улицам не рабочие, а любители дизайна. Здесь, где в 1891 году возникла первая фабрика по производству ламп накаливания, сегодня проходит Неделя голландского дизайна После того, как электроламповое производство перевели в Китай - пустующий заводский квартал на льготных условиях отдали выпускникам местной Академии дизайна - под студии. Жизнь города изменилась. На время фестиваля его население удваивается. Приезжают сюда со всего мира. Поглазеть на исторические ремесла, спуститься в заброшенный цех, где, будто в пещере горного короля, мерцает стекло, следить за инновациями и игрой ума в здании завода «Страйп - эс». Лопаты здесь превращаются в табуретки, две части одной лампы удерживает магнитизм, и каждая вещь на свой лад демонстрирует индивидуальность дизайнера. «Дизайн Голландии не имеет стереотипов в отличие от других стран, он действительно свободен, - говорит галерист из России Лина Перлова. - Это свободное мышление, свободное творчество». Не только свободен, но и демократичен. Фестиваль хоть и десятый, открывался без пафоса: лучшие люди города по черной лестнице поднимались на заводскую крышу. Не столько, чтобы акробатические трюки увидеть, сколько вглядеться в лица лучших голландских дизайнеров. «Дизайн - это то, что помогает нам отличаться друг от друга, - говорит Джон Липпинкхоф, основатель Недели голландского дизайна. - Технологии сегодня повсюду едины, индивидуализирует дизайн». По мнению директора Недели голландского дизайна Ханса Робертуса, «дизайн - не стиль, не объекты, а идеи, которые способны изменить мир». При таком серьезном отношении к делу дизайн, действительно, способен на многое. Например, на превращение небольшого индустриального города в столицу европейского дизайна. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|