Стили мебели
  
  Викторианский
  
  якобианский
  
  колониальный
  
  стиль мебели королевы Анны
 
  стиль Вильгельма и Марии
  
  эпоха Георга I и Георга II
  
  Азия, Япония
  

наши рекомендации:


Вы в Москве?

Вы ищете мебель?

Для вас - крупнейшие мебельные центры Москвы - обзор

Мебельные фабрики Москвы

 

Опубликовано: Январь 4, 2014

ГЛАВА 3.

ФАБРИКАЦИЯ ПОЛИМЕНТА И ЛАКОВ


а) ПОЛИМЕНТ.

   При золочении и серебрении деревянных изделий на клею последние предварительно покрываются особым составом, называющимся полиментом, на который уже и накладывают серебряные и золотые листочки.
   Главная составная часть полимента – жирная глина без примеси песку. Так как в природе такой глины не существует, то глину подвергают процессу отмучивания до тех пор пока взятая на зубы проба не перестанет хрустеть. Улучшить качество глины посредством растирания между камней можно только отчасти, поэтому это средство не рекомендуется, как  не рекомендуется и замена глины даже хорошими сортами охры.

   Совершенно отмученная глина продается в форме кирпичей, которые при употреблении в дело разбивают на мелкие куски и помещают в горшках, наполняя его водой настолько чтобы последняя только покрывала их.- Лучше всего для этой цели употреблять дождевую воду и совершенно избегать подпочвенной колодезной, которая совершенно непригодна. Глину оставляют лежать в воде не менее месяца не трогая ее и не размешивая. Чем более времени она будет оставаться в воде, тем пригоднее станет для полимента. Время от времени испарившуюся воду доливают свежей. Органические вещества находящиеся в глине, при этом вымачивании сгнивают и глина получается совершенно чистой и жирной.

Иногда для приготовления полимента к глине прибавляют небольшое количество марсельского или венецианского мыла, которое варится из оливкового масла и натриевой щелочи. Его режут на мелкие куски, размягчают в дождевой воде и затем кипятят в чистом горшке до тех пор, пока все мыло не растворится.

   Между тем сильно размешивают в котле глину, содержащую некоторое количество воды, пока она не примет однородного тестообразного вида. Если масса будет жидка, излишнюю влагу следует удалить посредством выпаривания. К тесту прибавляют мыльную воду и тщательно перемешивают. Чтобы определить, достаточно ли взято мыла, поступают следующим образом. На какой либо деревянный предмет накладывают полотенце, затем золото и полируют. Если при полировке полимент окажется еще слишком «тощим», то к нему нужно прибавить еще мыла.

Дать определенный, во всех случаях достаточный рецепт для приготовления полимента не представляется возможным, так как глина бывает весьма различных качеств.

Для получения хорошего полимента к глине прибавляют помимо мыла – жиров и воска. Так, например, для некоторых сортов глин весьма пригодным оказался следующий рецепт. Берут на 3 фунта глины:

10  зол, марсельского мыла,
4 ¼ зол, несоленого свиного сала,
6     зол, белого пчелиного воска и
3     зол, спермацета.

   Названные вещества (за исключением глины) нагревают в воде до тех пор, пока мыло не растворится. После этого все прибавляют мало-помалу, при размешивании к глиняному тесту. Последнее должно быть предварительно нагрето до точки кипения воды. Размешивание продолжают по крайней мере еще полчаса, не прекращая нагревания.
Чем однороднее и гуще или круче будет смесь, тем лучших качеств получится полимент. При нагревании, особенное внимание должно быть обращено на то чтобы, не могло произойти пригорания массы ко дну котла,- для чего огонь нужно держать не сильным.

   После того как полимент охладился, его сохраняют в холодном месте, например погреб, в глазурованной каменной посуде (но не обыкновенной глиняной) например в чашках или банках, обвязанных животным пузырем; при таком сохранении, полимент не теряет той тонкости которая приобретена глиной при лежании в воде.
Полимент приготовленный из только отмученной глины не требуется растирать при употреблении; его прямо смешивают с кислым раствором и пускают в дело.

ПОЛИМЕНТ ИЗ АРМЯНСКОГО БОЛЮСА.

   Из армянского Болюса, встречающегося в Армении,  Венгрии, Саксонии, Силезии и на некоторых островах в виде плотных, буровато-красных масс, сильно пристающих к влажным избам и распространяющихся в воде, полимент приготовляется следующим образом:

  Болюсу дают распасться в воде и потом растирают его малыми порциями на камне. Растертую массу в виде маленьких комочков, величиной с обыкновенный орех, помещают на стеклянную пластинку и высушивают на воздухе. Затем колючки кладут в сосуд, обливают их спиртом, так чтобы образовалась густая кашица, и затем спирт выжигают. Во время выжигания массу тщательно перемешивают шпахтелем. Подготовленный таким образом болюс смешивают с тонко измельченным и сухим графитом,- в пропорции на 1 фунт болюса 4 золотника графита. Затем сбивают белки от 10 куриных яиц и отстаивают их до осветления,- после чего к ним прибавляют мало-помалу такое количество болюса чтобы образовалась смесь, подобная мази. К последней прибавляют 5 золотников расплавленного чистого желтого воска и ½ золотника марсельского мыла. Прибавление ведется постепенно, не  большими частями, причем масса нагревается только очень немного, в противном случае она не будет годна к употреблению.   После того к ней примешивают оставшееся количество болюса и яичными белками и полимент готов к употреблению. Его помещают в каменные горшки, обливают водой и обвязав горшки пузырем сохраняют в холодном месте. Употреблять этот полимент можно и тотчас же после  изготовления.

ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЛИМЕНТ.

Приготовляется также как и предыдущий. На 1 фунт мелко просеянного, через волосяное сито красного болюса берут 12 яичных белков. Составные части постепенно смешиваются до образования мази, к которой прибавляют 1 зол, желтого воска, соблюдая те же правила как сказано выше. Марсельское мыло, вода и спирт не употребляются.

б) Масляные краски.

   Употребляются при масляном золочении, т.е. при золочении по масляной подготовке. Для таких лаков должно быть употребляемо масло, полученное холодным прессованием, так как оно содержит менее слизистых частей и имеет цвет более светлый. Через более или менее продолжительное нагревание, причем прибавляется свинцовый глет или сурик, масло получает масло получает способность быстрее высыхать.

   Высыхание масла или масляного лака зависит от окисления и, следовательно, поглощения кислорода. В виду этого, чтобы сообщить маслу свойство скоро высыхать, его варят и в то же время прибавляют веществ, способствующих более быстрому окислению. По опытам произведенными некоторыми химиками масляный лак при высыхании поглощает кислород в половинном от своего веса количестве. Согласно произведенным обстоятельным исследованиям Бухгейстера, оказывается что лучшим средством, обусловливающим быстрое высыхание масла (или также лака, масляных красок), является закись марганца и ее многие соли. Эти соединения отличаются именно способностью с легкостью поглощать кислород из воздуха, образуя высшие окислы, и затем обратно восстанавливаются до закисей в присутствии легко окисляющихся веществ.

   Количество прибавляемых свинцовых окисей однако не должно быть велико, так как в таком случае лак получится худших качеств; на 1 ¼ фунта масла берется не более 25 золотников свинцового глета или сурика. Лучше всего масло нагревать в глиняном горшке, который должен соприкасаться с огнем только своим дном.
   До кипения масло не следует доводить и сам  нагрев нужно продолжать до тех пор, пока масса не сделается тягучей и липкой. Операцию варения необходимо производить в месте, безопасном от огня, и, в случае если масло загорится горшок тотчас же надо накрыть крышкой, к краям которой прикреплено смоченное полотно.
    Часа через 3-4 масло приобретает известную вязкость. Уже и в таком виде его можно употреблять для масляного золочения, если только предварительно разбавить его еще в теплом виде терпентинным маслом. Качество его улучшается прибавлением анимэ или других смол. На 7 фунтов масла прибавляют 2 фунта анимэ, которое будучи предварительно расплавлено в тигле смешивается далее с 2 фунтами горячего масла. Когда смесь прибавлена, масло нагревают до тех пор, пока масса не сделается комкообразной и вязкой. Тогда, после  некоторого охлаждения, ее размешивают с 9 фунтами терпентинного масла. Если лак еще густ его при употреблении разбавляют терпентинным маслом.

   Ниже мы   приводим рецепты масляных лаков, употребляемых позолотчиками.

1) Мягкого манильского копала …… 2 части
    Вареной олифы…………………       ¼ части
    Терпентинного масла……………  2 ½ части
2) Мягкого манильского копала………2 части
    Вареного льняного масла……  …½ части
    Скипидара…………………………        2 ½ части
3) Твердого манильского копала……2 части
    Вареного льняного масла……… ¼ части
    Скипидара …………………………        ¾ части
4) каури копала…………………………       3 части
    Вареного льняного масла……… ½ части
    Скипидара …………………………      2 ½ части
5) Мягкого манильского копала………2 части
    Вареного льняного масла………1 часть
    Скипидара…………………………        2 части
6) Твердого манильского копала………2 части
    Вареного льняного масла……… 1 ¼ части
    Скипидара …………………………      2 части
7) Белого ангольского копала…………2 части
    Вареного льняного масла………1 часть
    Скипидара …………………………       2 части
8) Ангольского копала……………………  1 часть
    Вареного льняного масла…… …½ части
    Скипидара…………………………       1 ½ части
9) Занзибарского копала………………   1 часть
    Вареного льняного масла………½ части
    Скипидара …………………………     1 ¾ части
10) Сандарака……………………………       4 части
    Мастики ……………………………      1 часть
    Венецианского терпентина  1/3 часть
    Вареного льняного масла………25 частей
    Скипидара …………………………        3 части.

  При приготовлении перечисленных лаков поступают подобно тому, как описано выше. Можно поступать также следующим образом. Копал нагревают до плавления на сильном огне в железном эмалированном сосуде, суживающемся кверху и имеющем наружу выгнутое дно; сосуд должен быть закрыт крышкой. Через некоторое время котелок снимают с  огня и пробуют железной мешалкой, нижний конец которой имеет форму шпахтеля, достаточно ли хорошо расплавился копал. Если это произошло – что всегда легко узнать потому, что копал делается подвижно жидким и легко стекает с мешалки, то его смешивают с нужным количеством горячего льняного масла и ставят котелок на более слабый огонь еще минуты на три. После того его снимают и, когда жидкая масса несколько остыла, прибавляют к ней требуемое количество терпентинного масла (скипидара). Готовый теперь лак процеживают через грубое полотно и сохраняют его в хорошо закупоривающихся стеклянках. Так как лак от времени не портится, но наоборот, делается лучше, то следовательно, нечего бояться заготовлять его в большом количестве.

      Готовить лаки, а также варить льняное масло следует или на открытом воздухе, в известном отдалении от различного рода построек, складов и т.д., чтобы даже при возможных случайностях не могло произойти пожара. Или же в отдельно совершенно изолированном помещении. В последнем встраивают особую печь в четыре квадратных фута в основании и 1 фут высоты; печь снабжена дымовой трубой с хорошей тягой, а также поддувалом, зольником, топочным отверстием, дымовым ходом, решеткой (вроде колосников) и отверстием в которое вставляется котел.

      Мы уже говорили, что варить льняное масло лучше всего в глиняном горшке, однако для этой цели может служить и железный котел, приготовленный на рис. 26.
Около выпуклого дна SS имеет кольцо RR, которым котел опирается на края отверстия плиты. Котел снабжен крышкой Р и имеет две ручки V.V. Для плавки смол служит эмалированный сужающийся кверху котелок. Близ дна его S, яйцеобразно выгнутого, также приделано кольцо RR.

Фабрикация полимента и лаков

   Во внутренней суженной части котелок закрывается винтовой крышкой Р. Ввиду того, что ширина этого котелка в нижней части значительно меньше ширины предыдущего, то, для того чтобы его подвесить в отверстие плиты последняя уменьшается вставным чугунным кольцом.
Топится печка или древесным или каменным углем.

    Некоторые масляные лаки в тонких слоях являются почти бесцветными. В виду этого позолотчики чтобы ясно видеть делаемые покрытия, прибавляют для подкраски некоторое количество киновари или хромовокислого свинца.

   В заключение упомянем о следующих двух способах сообщения льняному маслу способности быстро высыхать. Либих предлагает такой способ: 15 сортов масла смешивают с 75 зол., тонко истертого свинцового глета, прибавляют затем 1 ½ фунта свинцового сахара и сильно все взбалтывают; через некоторое время свинцовые соединения оседают, и получается легко высыхающее масло. Осмоление льняного масла ускоряется также борнокислым марганцем; 1 часть последнего берется на 1000 частей масла.

с) спиртовые лаки.

Эти лаки изготовляются на возможно чистом 97-98 градусном спирте. Растворение производится в водяной бане в стеклянках обвязанных животным пузырем. Не редко при вынимании этих стеклянок из воды и при встряхивании их – они лопаются. Ввиду этого растворение смол в спирте лучше производить простым взбалтыванием стеклянок при нагревании их на солнце или около печки. В этом случае растворение потребует более времени, но зато будет более безопасно.

Недостатком первого приема служит также то, что приготовленные лаки, особенно из сандарака и мастики, легко делаются липкими, и потому свободное покрытие ими предметов с помощью волосяной кисти затрудняется. Наконец, прибавление при растворении, известного количества толченого стекла для устранения липкости обусловливает лишние потери в материалах. Употребление толченого стекла при втором приеме является совершенно излишним.
Не следует употреблять для лаков стеклянки с притертыми пробками, так как с одной стороны они сравнительно дороги, а с другой – при раскупоривании их нетрудно сломать пробку или разбить горло, так как пробка прилипает к последнему. Совершенно достаточно иметь обыкновенные стеклянки требуемой величины, и не с слишком узким горлом, которые закупориваются простыми пробками или обвязываемыми животным пузырем.

Необходимые для лаков смолы растворяются каждая по отдельности, и прежде чем растворы будут смешаны, они должны спокойно стоять в течение нескольких недель. Через это они почти совершенно осветляются. Наконец их фильтруют через чистое полотно в сухую, чистую стеклянку. Вместе слитые растворы, из которых составляют лак, должны быть тщательно смешаны и полученная смесь готова к употреблению.

источник:  Золочение, серебрение и бронзование по дереву Л.П. Шмидт

 



От: Максименко В.А.,  






Скрыть комментарии (отзывы) (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарии и отзывы ( потяните за правый нижний край для увеличения окна ):
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



« Вернуться
Предыдущая и следующая статья:
« Материалы для золочения (продолжение)Шеллаковый лак »

Разделы фотогалереи:


 
 
 Мебель для детской комнаты

Мебель для кухни

 Мебель для ванной комнаты

   
 Мебель для гостиной Мебель для кабинета Мебель для офиса