Опубликовано: Март 28, 2012
Звезда Маир сияет надо мною, Звезда Маир, И озарен прекрасною звездою Далекий мир. (Ф. Сологуб, 1898) 145 лет назад родился Федор Сологуб - поэт, прозаик, драматург, переводчик, одна из ярчайших фигур русского символизма. «Я не знаю никого среди современных русских поэтов, чьи стихи были бы ближе к музыке, чем стихи Сологуба, - писал Лев Шестов, - даже тогда, когда он рассказывает самые ужасные вещи стихи его полны таинственной и захватывающей мелодии». К юбилею поэта и писателя Федора Сологуба телеканал «Культура» 27 февраля в 22:30 показал премьеру документального фильма «Звезда Маир». Фильм посвящен творчеству и жизни одного из самых интересных поэтов Серебряного века. «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я - поэт. Косней во тьме, тусклая, бытовая, или бушуй яростным пожаром, - над тобою, жизнь, я, поэт, воздвигну творимую мною легенду об очаровательном и прекрасном», - так начинается роман Федора Сологуба «Творимая легенда». Такой легендой стала для современников и его жизнь.
«Никто не видел его молодым, никто не видел, как он старел», - писал о нем Владислав Ходасевич. «Непроницаемо-спокойный, скупой на слова, подчас зло, без улыбки, остроумный. Всегда немножко волшебник и колдун», - характеризовала его Зинаида Гиппиус. Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Владислав Ходасевич, Андрей Белый «рассказывают» зрителям о впечатлениях от общения с этим странным, замкнутым человеком. Его жизнь с сестрой Ольгой, смерть сестры, брак с Анастасией Николаевной Чеботаревской, крушение привычного мира после революции, отказ в выезде за границу и самоубийство жены, - все ключевые моменты жизни Федора Сологуба находят отражение в фильме Евгения Потиевского «Звезда Маир». Евгений Потиевский: «"Звезда Маир" - своеобразная экранизация мемуаров, в которой Время и Поэт соединяются вместе. Этот фильм о времени и о человеке во времени, о сломе в человеческой жизни. Федор Сологуб - человек удивительной судьбы, который из провинциального учителя стал одним из величайших поэтов Серебряного века, автором «Мелкого беса», где российская действительность того времени отражена ярче, чем в любой другой книге». Из воспоминаний Ирины Одоевцевой "На берегах Невы": «Рассказов о Сологубе было много. Вот несколько из них. Прежде всего о том, кто был Сологуб. Сологуб - псевдоним. И зачем ему понадобилось брать графскую фамилию и еще писателя? Правда он отбросил титул и второе «л», но все же... Настоящая фамилия его Тетерников. Ну и был бы, скажем, Терников. Он сын портного и прачки. Говорили даже, что незаконный. Но я не берусь утверждать. Ему удалось окончить учительскую семинарию и стать учителем. - нелюбимым учителем. Потом инспектором. Еще более строгим и еще менее любимым. Грозой уже не только учеников, но и учителей. Писать он стал поздно, но быстро прославился. И стал зарабатывать хорошо. Конечно, не стихами, а прозой. <...> В 20-х годах в Берлине, в "Доме Искусств" Н.М. Минский так рассказывал о происхождении псевдонима "Сологуб". Свои первые стихи Ф.К. Тетерников, за своей подписью, прислал в журнал, где отделом стихов заведывал Н.М. Минский. Стихи редакции понравились, но подпись Минскому показалась для поэта "невозможной», и чтобы найти к.н. «подходящую для поэта" фамилию, Минский обратился к лежащей на столе газете. В ней он увидел фамилию "Соллогуб", и подписал стихи Тетерникова этой фамилией, но с одним "л". Так, по рассказу Минского, родился в русской литературе поэт Федор Сологуб. А Сологуб своим "Мелким бесом", "Навьими чарами", "Жалом смерти" и прочим, почти разбогател, бросил инспекторство и зажил не только в "Палатах каменных", но и в "золотом терему", по собственному определению. Вся квартира Сологуб была обставлена золоченой мебелью, на стенах картины и зеркала в широких золоченых рамах. Золоченые люстры и консоли. Портьеры бархатные или атласные, пунцовые с золотыми кистями. От золота в глазах рябило. Все это было довольно аляповато, скорее всего купленное в Апраксином Рынке». В то страшное время (смерть Блока, его похороны. Арест Гумилева и неудачные попытки его спасти, даже заступничество Горького ни к чему не привело, - расстрел Гумилева) в Петербурге было много трагических смертей, о которых вспоминает Одоевцева. Анастасия Николаевна, жена Федора Федора Сологуба бросилась в отчаянии с Тучкова моста и утонула. Сологуб долго отказывался этому верить. Он ее ждал. Обед по-прежнему готовили на двоих. Постель Анастасии Николаевны ежедневно стелилась... Вернется. Обязательно вернется. «Подошел Сологуб к этому вопросу «научно» и с помощью высшей математики разрешил его для себя, убедился в существовании загробной жизни». Только тогда он успокоился. источник:
От: marina51,  
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|