Опубликовано: Май 4, 2012
Мебель в России в XVIII веке На протяжении семнадцатого века русской мебелью было пройдено несколько этапов, связанных с изменениями в стиле, на которые она подверглась благодаря западноевропейскому влиянию: классицизм, рококо, барокко. Очень развитые формы, крупная резьба, позолота и покраска были характерны для мебели конца семнадцатого - начала восемнадцатого века. Резное подстолье может послужить примером такой мебели. Это привезенная из-за границы столешница и сделанное русскими мастерами подстолье. У подстолья три ножки, которые сделаны в виде больших волют. У них крупные резные листья и розетты, покрашенные золотом, зеленой и красной краской.
Пышность рельефной резьбы и позолоты, бархатная обивка в ярких цветах сохранилась в мебели петровского времени. Однако наблюдалась тенденция к прочности, функциональности и целесообразности форм. Новые предметы убранства, осветительные приборы и современные модели мебели требовались для новых интерьеров и нового образа жизни. За границей, прежде всего в Голландии и Англии, активно закупали мебель. Причудливо старые черты русской мебели сочетались с новыми, которые были заимствованы у Европы. Дольше всего сохранились из традиционной мебели конца семнадцатого века массивные дубовые столы, у которых были мощеные точеные ножки, соединенные прямоугольными проножками. Табуреты, кресла и стулья имели очень изогнутые ножки, у которых было утолщение в верхней части и на концах шарообразные формы. Часто ножки заканчивались когтистыми лапами, которые сжимали шар. Мебель начала восемнадцатого века была массивной, с энергичными очертаниями, у нее были выразительные переходы от широких мест к узким. В обстановке существенное место занимали шкафы различных назначений и форм. Значительно подверглась изменениям русская мебель во второй трети восемнадцатого века. Облегченные столы, сделанные из цельного красного дерева, пришли на смену тяжелым большим столам из дуба. Стали появляться столы для игры в карты и для рукоделия, торшеры, камины для экрана, комоды, туалетные столики. Основным дивом декора стала резьба, которая часто была окрашена в несколько цветов или позолочена. Предметы приобрели выраженные барочные очертания. Одновременно с деревянными использовались бронзовые золоченые украшения. Кожа служила обивочным материалом, которая была окрашена в разнообразные цвета. Трудно было четко отделить в России восемнадцатого века мебель барокко от рококо, потому что зачастую черты этих двух сталей мирно сосуществовали в одном и том де предмете в одно время. В Москве и Петербурге начиная с 60-х годов восемнадцатого века возводили дома архитектуры и дворцы русского классицизма - М. Ф, Казаков, И. Е. Старов, Дж. Кварнеги, В. Баженов, Ч. Камерон. Стали проектировать мебель для их убранства, стало развиваться мебельное производство, которое к концу восемнадцатого века достигло высокохудожественного уровня. Стены перестали украшать резьбой, а обрабатывали согласно требованиям классицизма строгими замкнутыми плоскостями и покрывали натянутыми на рамы тканями и украшали пилястрами и колоннами. В эпоху мебели екатерининского классицизма, который относится к 60-90 годам восемнадцатого века, русская мебель создается в соответствии с интерьерами. Сохранилось большое количество предметов этого времени - и высокохудожественные образцы и те, которые были сделаны их простых материалов, совершенно непритязательные. К 80-м годам восемнадцатого века завершился переход от изогнутых форм в мебели рококо и барокко к прямолинейным и спокойным конструкциям классицизма. В это время утвердилась классицистическая орнаментика, в которой, однако, встречались нередко формы барокко. Очень много сохранилось треножников, консолей, торшеров, диванов, столиков, кресел, стульев, которые украшены резьбой с позолотой и розовой, голубой и зеленой подкраской. В русской мебели девятнадцатого века также продолжали развиваться черты классицизма.
От: NatashaMeleshina,   -
-
Скрыть комментарии (отзывы) (0)
Похожие темы:
« Вернуться
|